Турнир эрудитов и знатоков природы «Мы в ответе за тех, кого приручили»

07.11.2022

Турнир эрудитов и знатоков природы

«Мы в ответе за тех, кого приручили»

 Цели: прививать любовь к природе; развивать речь, воображение; пополнить знания учащихся о различных растениях и животных леса.

Оборудование: мультимедийная презентация, конверты с пазлами, дерево успеха, карточки для рефлексии с зелеными и красными яблоками, корзина с яблоками

Ход мероприятия

  1. Организационно – мотивационный этап.

Здравствуйте, дорогие друзья!

Библиотекарь:

- Здравствуйте уважаемые гости нашего праздника! Мы рады приветствовать всех, кто собрался сегодня в нашей уютной библиотеке, на турнире эрудитов.

Эрудиты – это люди, которые знают всё и обо всём. Это ЗНАТОКИ! Есть ли среди вас эрудиты? Об этом мы сегодня и узнаем.

Дорогие друзья! Позвольте представить вам наше компетентное жюри, которое будет оценивать этот конкурс.

  1. Конкурс 1 «Визитка»

 Приветствие команд - наличие девиза и эмблемы- 1б.

- А сейчас настало время познакомится с нашими участниками. Давайте предоставим слово нашим командам:

  1. Команда «Капелька»
  2. Команда «Листики»

 -Ну, что ж, я вижу участники готовы. Всем командам мы желаем:

Ни пуха, ни пера!

  1. Основная часть

Библиотекарь: Тема нашего сегодняшнего турнира эрудитов экологическая, тема природы и нашего отношения к природе.

Мы речь свою ведём о том,

Что вся Земля - наш общий дом

Наш добрый дом, просторный дом -

Мы все с рожденья в нем живём.

Еще о том ведём мы речь,

Что мы наш дом должны беречь.

Давай докажем, что не зря.

На нас надеется Земля

Посмотри, мой юный друг,

Что находится вокруг,

Небо светло-голубое,

Солнце светит золотое,

Ветер листьями играет

Тучка в небе проплывает.

Поле, речка и трава,

Горы, воздух и листва,

Птицы, звери и леса,

Гром, туманы и роса,

Человек и время года

Это все вокруг - природа!

Библиотекарь:

-Вижу, вам не терпится поделится своими знаниями о природе. Начинаем турнир знатоков.  А уважаемые болельщики будут следить за ходом поединка и будут участвовать в игре.

Конкурс 2   РАЗМИНКА. 3б (1б за верный ответ,3 вопроса команде)

Библиотекарь: Перед любой работой вы немного разминаетесь, вот и мы сейчас тоже с вами проведём небольшую разминку.

Условия разминки таковы: 

  • каждой команде предлагается по 6 вопросов.
  • За каждый правильный ответ- 1 балл.

Отвечать будет команда, капитан которой первым поднимет руку.

В случае неправильного ответа одной команды, вторая получает шанс ответить на этот вопрос.

Вопросы:

  1. Какую птицу называют «лесным доктором»? (дятла)
  2. Как называется нос слона? (хобот)
  3. У какого животного самая длинная шея? (у жирафа)
  4. Кого можно назвать «плавающим фонтаном»? (кита)
  5. Кобра – кто это? (змея)
  6. Как называется жилище зверей, вырытое в земле? (нора)
  7. Как называется животное, тело которых покрыто чешуей? (рыба)
  8. Кто путешествует на нитке? (паук)
  9. Какую птицу называют «белобока»? (сорока)
  10. Какой цветок самый первый появляется из-под снега? (подснежник)
  11. Что снесла курица? (яйцо)
  12. Зимнее логово медведя? (берлога)

МОЛОДЦЫ! Ребята!

 КОНКУРС 3: СОБЕРИ ПАЗЛ

Конкурс оценивается в 2 балла.

Пока команды собирают пазл, зрители отгадывают загадки и получают – жетоны.

ИГРА со зрителями.

  1. Сидит дед, в шубу одет, кто его раздевает, то слезы проливает. (Лук)
  2. Голова на ножке, в голове горошки. (Горох)
  3. Повернулось к солнцу, золотое донце. (Подсолнух)
  4. Круглое, румяное, я расту на ветке; любят меня взрослые и детки. (Яблоко)
  5. Растет в траве Аленка, в красной рубашонке, кто ни пройдет, всяк поклон отдает. (Земляника)

6.Рос шар бел, ветер дунул – шар улетел. (Одуванчик)

  1. Белые горошки. На зеленой ножке. (Ландыш)
  2. Русская красавица, стоит на поляне, в зеленой кофточке, в белом сарафане. (Береза)
  3. Не шмель, не пчела, а жалит. (Крапива)
  4. Всех я вовремя бужу, хоть часов не завожу. (Петух)
  5. Всю ночь летает – мышей добывает. А станет светло – спать летит в дупло. (Сова)
  6. Под соснами, под елками, лежит мешок с иголками. (Еж)
  7. Зимой спит, летом – ульи ворошит. (Медведь)
  8. Не говорит и не поет, а кто к хозяину идет, она знать дает. (Собака).

Библиотекарь:

-Молодцы! А сейчас посмотрим, как наши команды собрали пазлы.

 

Библиотекарь: а теперь проверим, хорошо ли вы знаете растительный и животный мир.

Предлагаем для команд

КОНКУРС 4 Он будет состоят из 3-х заданий.

 Задание 1  Игра «Четвертый лишний»

  Нужно найти лишнее растение, кто первый поднимет руку, тот и отвечает. За правильный ответ – 1балл.

СЛАЙД: клен, рябина, ель, тюльпан

СЛАЙД: береза, дуб, шиповник, тополь

СЛАЙД: яблоня, смородина, малина, клубника

СЛАЙД: груша, слива, тополь, вишня

Молодцы! Мы продолжаем.

Задание 2 «Пернатые жители»

Природа порой нас так удивляет

На свете, каких только птиц не бывает.

К примеру, колибри – прелестные крошки

Штук 5 поместишь у себя на ладошке.

А страус, напротив, такой здоровенный,

Поэтому и не летает наверно.

Певцы и охотники, круглые сутки

Без дела они не сидят ни минутки,

Выводят птенцов и цветы опыляют,

От злых насекомых людей избавляют.

Итак, получается, каждая птица

Собой без стеснения может гордиться

Библиотекарь: Следующее задание посвящается нашим пернатым друзьям.

  1. Эти красногрудые птицы летом живут дальше к северу, в тайге, а в первой половине зимы, улетая от сильных морозов, появляются в наших лесах. Некоторые остаются у нас на всю зиму. Часто их можно увидеть на снегу, как красные яблоки, рассыпанные у дорог, под деревьями. (Снегирь)
  2. Этой птице хвост помогает не только в полете, но и при добывании пищи, клюв у этой птицы длинный и крепкий. (Дятел)
  3. Семья этих птиц за лето уничтожает около миллиона насекомых-вредителей. Прилетают к нам они, весной. Свой домик строят из глины и своей слюны в обрывах над рекой. Летом выводят своих птенцов, учат их ловить мух и мошек, стрекоз и других насекомых. (Ласточки)
  4. Эта птица не вьёт гнезда и не высиживает птенцов. А за лето уничтожает 270 тысяч крупных гусениц и майских жуков. (Кукушка)
  5. Эта птица лучше всех лазает по деревьям, она способна передвигаться по стволу вниз головой. Бегая по стволу, птица то и дело засовывает его в щелочки, трещинки, отверстия, вытаскивая оттуда насекомых, личинок. (Поползень)
  6. Всё у этой птицы не как у других – клюв не прямой и не кривой, крест-накрест, чтобы шишки легко расклёвывать, и птенцов она выводит не летом, а зимой. (Клёст)
  7. Птичка вспорхнула с ветки, как будто высоко подпрыгнула. И снова уселась на место. А потом опять взлетела. И ещё… Это она в воздухе ловит мух и прочих насекомых. (Мухоловка)
  8. Её имя произошло от названия орехов, которыми она питается. Набирая большое количество кедровых орехов, она растаскивает их по лесу и прячет в земле; забытые орешки прорастают, и таким образом птица способствует распространению ценного дерева на значительные расстояния. (Кедровка).

Задание 3 «Эти забавные животные»

Живут с нами рядом на нашей планете

Слоны, носороги, жирафы, медведи

Мы люди – земляне. Животные тоже.

Но как друг на друга мы все не похожи.

Много животных есть, птиц, насекомых,

Много знакомых нам и незнакомых.

Наша планета, планета живая

В целой вселенной одна лишь такая.

Вопросы командам:

  1. Сама знаю, что не красавица. Если окажусь рядом, многие шарахаются в сторону, а то ещё камнем бросят и ногой пнут. А за что? Не всем же быть красивыми. А вот только польза людям от меня большая: ведь я сохраняю от гусениц и червей целый огород. Поедаю вредных жуков, иногда моей добычей становятся мелкие землеройки и полевки- враги урожаев. А уж сколько достаётся от меня комарам, которых вы, ребятки, ох как не любите, а они вас очень - вы для них такие вкусненькие! А если меня принесут в дом, где завелись тараканы, - они быстренько исчезнут. Догадались, кто я? (Жаба)
  2. Люди нас не любят, мы сосём кровь человека. Из-за нас они не могут нормально спать по ночам. А люди не знают, что нашими личинками, которые живут в воде, питаются многие рыбы, а взрослых нас поедают – птицы, стрекозы. Догадались кто мы? (Комары)
  3. Особенно плохо приходится нам, люди нас при встрече всегда хотят убить. За что? Мы первые на них не бросаемся, и всегда при встрече стараемся уползти, да и помогаем мы людям, поедаем мелких грызунов, а из нашего яда можно приготовить ценное лекарство. Догадались кто мы? (Змеи)
  4. Сам знаю, что на вид я противный, слизкий, зато я способствую гниению органики в грунте, способствую проникновению воды и кислорода в грунт, пропускаю через пищеварительную систему большое количество грунта. Догадались кто я? (Дождевой червь)

Физкультминутка

Задание:

Если понаблюдать за животными, то можно увидеть много интересного и забавного. А сейчас я предлагаю командам изобразить зверей, так чтобы все догадались – КТО ЭТО?

Командам предлагается выбор карточек с заданием:

  1. Изобразить медведя
  2. Изобразить петуха
  3. Изобразить собаку

    4.Изобразить утку (если команда соперников отгадывает – то получает 5 баллов).

МОЛОДЦЫ!

Библиотекарь:

Конкурс капитанов «Природа и мы» - решение экологических ситуаций.

1 ситуация.

Гуляя с родителями по лесу, Света и Алеша увидели большой муравейник.

«Давай посмотрим, что внутри муравейника», - сказал Алеша.

-Давай с интересом ответила Света.

Дети взяли большую палку и начали ворошить муравейник.

Увидев, чем заняты дети, мама подбежала к ним и сказала

-Если бы муравьи могли говорить, они бы сказали вам, что …

2 ситуация.

Олег стоял у цветочной клумбы и бил прутиком по головке цветков.

_Что делаешь? - спросила старуха.

- Пчел прогоняю, они цветы жалят.

Старуха улыбнулась и, подозвав к себе мальчика, что-то рассказала ему. После этого Олег выбросил прутик, удивленно пожав плечами.

-Я не знал об этом.

Что рассказала Олегу старушка?

3ситуация:

Идя на экскурсию в лес, увидели сон-траву.

Гена хотел сорвать и принести ее в класс, а Ира предложила выкопать и посадить на приусадебном участке, сказав, что ей так будет лучше, так как это исчезающий вид и его надо спасти.

Но к ребятам подошла учительница и что – то им сказала, после этого Гена и Ира, посмотрев на сон – траву, прошли мимо.

Как вы думаете, что сказала учительница?

Заключительное слово библиотекаря:

А сейчас жюри подведёт итоги нашей работы и объявит победителей. Ребята! Мы сегодня много говорили о том, что нужно беречь природу, беречь нашу Землю. Берегите каждое дерево, каждый кустик! Не рвите цветы, не ломайте деревья, не разоряйте гнезда! Пусть каждый из вас посадит дерево, цветы и ухаживает с любовью за ними. Ведь от каждого из нас зависит будущее нашей планеты, будущее родной Земли.

Учитель:  Слово Дорош Оксане Леонидовне

Рефлексия. Перед вами корзинка, а в ней лежат карточки вашего настроение. Вы должны подойти и взять тот плод который вам подходит по настроению. Зелёный – понравилось, красный –нет. И вы прикрепите его на дерево.

В конце  предоставить слово жюри и награждение ребят.

Сюрпризный момент. Корзина с фруктами в подарок