Интеллектуальная игра «Экологический марафон»
Цели:
- расширение и углубление знаний детей о животном и растительном мире природы;
- развитие познавательной активности и любознательности;
- воспитание бережного отношения к природе и потребности в охране окружающей среды.
Оборудование: Рисунки по темам: «Растения», «Рыбы», «Животные», «Птицы», презентация, призы всем участникам.
Ход мероприятия:
1 этап. Организационный.
Педагог: «Добрый день, дорогие ребята! Сегодня у нас состоится интеллектуальная игра «Экологический марафон».
«Счастье - быть с природой, видеть её, говорить с ней». (Л.Н. Толстой)
Посмотрите какой прекрасный, удивительный мир нас окружает: леса, поля, реки, моря, горы, небо, солнце… Это природа. Наша жизнь неотделима от нее. Природа кормит, поит, одевает нас. Она щедра и бескорыстна.
ü Ребята, а какая наука, изучает взаимоотношения человека, животных, растений между собой и с окружающей средой, учит бережному отношению к природе, к Земле. (ответы детей) Слайд№2
Все конкурсы нашей игры будут посвящены экологии, и они будут оцениваться нашим уважаемым жюри (представление жюри).
Для нашей игры необходимы две команды, и они у нас есть. В соревновании участвуют команды: «Юные экологи» и «Друзья природы».
2 этап. Представление команд.
Учитель: Начнём с представления команд. Команды хором произносят свои девизы.
«Друзья природы»:
Мы отвечаем дружно,
И здесь сомнений нет.
Сегодня будет дружба,
Владычицей побед.
«Юные экологи»:
И соревнуясь вместе с вами,
Мы всё ж останемся друзьями.
Пусть борьба кипит сильней,
И наша дружба крепнет с ней.
Оценивать вас будет жюри (представление жюри). Желаю успеха всем командам и начинаем игру.
3 этап. Конкурсные задания.
Тема «Рыбы».
Если команда отвечает самостоятельно, без подсказки, получает три балла, после первой подсказки – два балла, с помощью другой команды – один балл.
- Задание для первой команды.
«Итак, внимание! Первый вопрос: у этой рыбы фантастическая жадность. В ее желудке находят не только других рыб, но и мышей, мелких и средних птиц, а еще часы, монеты – видимо она принимает их за рыбку с яркой чешуей. Ребята, что это за рыба?».
Подсказка: Это речная хищница. На ее зеленом теле есть полоски и пятна. У нее очень острые зубы.
Помощь другой команды:
Стой плотва и караси! И пощады не проси! Я хозяйка здесь в пруду – На охоту я иду (щука).
Задание для второй команды.
«Это самая большая из пресноводных рыб, обитающих в реках Беларуси. У нее нет чешуи, предпочитает жить на дне водоема, где ее часто не отличишь от бревна. Ребята, а это что за рыба?».
Подсказка: У этой рыбы есть усы.
Помощь другой команды:
Говорят, один рыбак, В речке выловил башмак, Но зато ему потом На крючок попался…(сом).
Подведение итогов конкурса. Слово жюри.
Ребята, на земле около 200 тысяч видов разных рыб. Какие рыбы вы знаете? (Ответы детей.) Многие из них обитают в наших реках: щука, сом, карп, толстолобик, лещ, плотва, окунь, сазан, судак, карась, уклейка, пескарь. (Слайд 3)
Рыба приспособлена к тому месту, в котором живет. И лишь тогда в реках будет много рыбы, когда вода в них станет чистой, и каждая рыбка будет иметь возможность оставить потомство. Так давайте же с вами, ребята, не будем засорять водоемы, а будем бережно относиться к богатству природы”.
- Конкурс художников «Нарисуй рыбу».
Ребята, каждой команде надо нарисовать рыбу с завязанными глазами.
Молодцы, все постарались, рыбы получились замечательные, как живые.
Благодаря юным, талантливым художникам, у нас поднялось настроение и мы готовы к новому конкурсу.
Тема «Животные».
За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.
По очереди педагог задает командам вопросы о животных.
- Конкурс «Собери название животного».
Собрать из букв названия животных. За каждое название 2 балла. Тому, кто соберет быстрее еще 1 балл. Каждой команде выдаются карточки с заданиями.
БРУСКА (барсук)
БНАКА (кабан)
ДВЕМЕДЬ (медведь)
ТРОК (крот)
- А каких ещё зверей Беларуси вы знаете? (волк, заяц, олень, косуля, ёж, куница, бобёр, зубр, белка) Слайд 4
- Конкурс «Пантомима».
Сейчас каждая команда получит карточку с изображением животного. Вы должны изобразить это животное без слов так, чтобы его узнала другая команда.
Педагог предлагает детям карточки с изображением животных: зайца, лисы, кошки, собаки, слона, жирафа.
Подведение итогов. Слово жюри.
Молодцы ребята. Ребята, а вы знаете, что животные играют большую роль в природе, без них многие растения не могли бы размножаться и расти. А вы знаете, что некоторых животных совсем истребили, а некоторые находятся под угрозой. Если их не охранять, не помогать им, то они тоже могут погибнуть. (Слайд 5)
Белая куропатка. Осенью она надевает белый наряд, но вот снега приходится ждать очень долго и она становится лёгкой добычей для хищников.
Сипуха (белая сова). Известна только одна пара в Беларуси. Причина: сипуха охотится на грызунов, которых в последнее время отравляют ядом с полей. Вторая причина, что сипуха селиться рядом с человеком, на чердаках. Сейчас строят дома с закрытыми чердаками.
Хомяк обыкновенный. Вид находится по угрозой исчезновения во всём мире, т.к. яды против грызунов убивают этот вид, а так же тёплые зимы и хомяки просыпаются раньше времени и съедают свой запас корма.
Сизоворонка. Это птица родственница тропических. В нашей стране она живёт с мая по август, а затем улетает зимовать в Африку. Причина исчезновения: массовый отстрел этих красивых птиц в Ливане.
Красный коршун. Одна знездящая пара в Беларуси, в Гродненской области. Причина исчезновения- вырубленные деревья в старых лесах (гнездятся на высоте18-25 м, размах крыльев- 180см) Исчезновение связано с изменением климата и вспугиванием птиц туриста
Тема «Птицы».
Конкурс среди команд «Кто больше назовет птиц».
Ребята, а сейчас я вас приглашаю принять участие в конкурсе команд «Кто больше назовет птиц». Каждой команде необходимо назвать как можно больше птиц”.
Участники команд по очереди называют птиц, за правильный ответ – 1 балл.
Ребята, как вы считаете, что для зимующих птиц страшнее – холод или голод? Почему? Действительно, для птиц зимой страшнее голод, т.к. ледяные корки на ветвях деревьев и на снегу затрудняют птицам добывание корма. В зимнюю стужу голодные и ослабевшие птицы легко замерзают. Поэтому необходимо помочь птицам в это трудное для них время. Что вы можете сделать для птиц? (Ответы детей.) Не забывайте о птицах, ребята, зимой.
Тема «Растения».
Игра «Четвёртый лишний»
Командам раздаются карточки с заданием.
Ребята, вам надо зачеркнуть в каждой строке лишнее слово и объяснить, почему оно лишнее.
Клён, рябина, ель, тюльпан. Так как …
Берёза, дуб, шиповник, тополь. Так как …
Осина, липа, дуб, ель. Так как …
Липа, осина, клён, яблоня. Так как …
Груша, слива, тополь, вишня. Так как …
Клубника, роза, ландыш, фиалка. Так как …
«Экологический блиц-турнир».
В этом конкурсе командам необходимо правильно ответить на как можно большее количество вопросов за одну минуту. Если вы затрудняетесь или не знаете правильный ответ, говорите «дальше». Победит та команда, которая правильно ответит на большее количество вопросов. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.
Задания для 1 команды:
- Снег белый, а лёд… (Бесцветный)
- Перед какой погодой птицы перестают петь? (Перед дождливой)
- Как по пню срубленного дерева узнать, сколько ему лет? (По годовым кольцам)
- Что за трава, которую и слепые знают? (Крапива)
- Что случается с пчелой после того, как она ужалит? (Умирает)
- Устройство для измерения температуры тела, воздуха, воды, почвы? (Термометр)
- Что теряет лось каждую зиму? (Рога)
- Пингвин птица или нет? (Да)
- Птица– символ нашей Родины. (Аист)
- Название, какого растения говорит о том, где оно живёт? (Подорожник)
- Какой хищный зверь падок до малины? (Медведь)
- Благодаря какому явлению природы пополняются запасы подземных вод? (Круговорот воды)
- Какая птица подбрасывает своё яйцо в другие гнёзда? (Кукушка)
- Какая ягода бывает красной, чёрной, белой? (Смородина)
- Атмосферные осадки в виде водных капель струй. (Дождь)
Задания для 2 команды:
- Как называют зайчат, рождённых осенью? (Листопадники)
- Куда осенью деваются бабочки? (Гибнут с холодами, прячутся в щели, под кору)
- Как называется сильная буря на море? (Шторм)
- Самое сладкое дерево. (Липа)
- Зелёный покров земли. (Трава)
- Почему снегиря так назвали? (Прилетают с первым снегом)
- Какие животные спят зимой? (Медведь, ёж)
- Почему насекомых так называют? (От слова «насекать» - у них на брюшке насечки)
- Листья каких деревьев осенью краснеют? (Рябина, осина, клён)
- Коллекция засушенных растений. (Гербарий)
- Что вниз верхушкой растёт? (Сосулька)
- С прилётом каких птиц считаемы начало весны? (Грачей)
- Куда зайцу бежать удобнее, с горы или в гору? (В гору, с горы заяц катится кубарем)
- Какую пользу приносят черви? (Рыхлят землю)
- Какое животное меняет свой цвет, зачуяв опасность? (Хамелеон)
Подведение итогов. Слово жюри.
Конкурс «Экологический».
Данный материал готовился заранее и жюри оценивает артистизм участников.
1 команда
-Что с нашей планетой?
- Посмотри: вся грязная, в черных пятнах, ей тяжело дышать.
- Нужна срочно экологическая помощь!
- Алло, это экологическая помощь? Приезжайте, планете Земля нужна Ваша помощь.
Скорая помощь:
1 врач:
- Груды мусора, черные пятна нефти, мазута, загрязненный океан, вымершие виды животных и растений. Наша планета серьезно больна.
2 врач:
- Но у Земли больна не только кожа.
Как это страшно умиранье рода,
Всех поголовно, всех до одного.
Когда опустошенная природа
Уже не в силах сделать ничего.
И поползет проказа запустенья
И пересохнут ниточки воды.
И птицы вымрут, и
Падут растенья,
И зверь не обойдет своей беды.
1 врач:
- И сколько тут корысти – ни минуты,
Какой ты отговоркой не владей
Земля защиты требует, защиты
Она спасенья просит у людей.
2 врач:
Если люди погубят окружающую природу, они и сами не выживут. Загрязнение океана, уничтожение джунглей, гибель многих животных и растений – все это признаки серьезной опасности, которая нависла над природой и человеком. Только сообща люди могут вылечить свою планету.
1 участник:
Я не хочу, чтоб речка высыхала,
Где плещут столько рыбок золотых
Где пляшет резво лодка у причала
Где теплый вечер так порою тих.
2 участник:
Пусть на Земле не умирают реки,
Пусть стороной обходит их беда.
Пусть чистой остается в них навеки
Студеная и чистая вода.
2 команда
1: Как-то Петя Борю встретил.
Стал хвалиться Боря Пете
Б: Ух, я знаю много гнезд!
Знаю, где щегол и дрозд,
Знаю, где живут сычи..
П: Если знаешь- помолчи! Не болтай!
1: Заметил Петя.
П: Будь полезен им хоть этим!
Не ломай ветки деревьев и кустарников, не повреждай кору деревьев.
Не рви цветы в природе, для букетов цветы выращивай специально.
Старайся ходить по тропинкам тихо, ведь ты мешаешь лесным жителям.
Не мусори в лесу. Ведь жестяная банка разлагается 20 лет, полиэтиленовый пакет -200 лет, пленка-500 лет, а стекло-1000лет.
Каждая сломанная ветка,
Каждый сорванный цветок,
Каждая пойманная бабочка-
Это рана нанесенная природе.
1:Если одну рану нанесешь ты,
Другую - другой, что же будет с природой.
Если ты что-то взял от природы- отдай ей долг.
4 этап. Итоговый.
Ребята, как здорово, что мы сегодня, хоть на несколько минут, окунулись в мир природы, во все многообразие ее животного и растительного мира. Убедились в том, что природа и человек – это одно целое. Человек живет на Земле в постоянном окружении растений и животных, ведь не зря говорят, что природа – это наш дом.
И очень важно, чтобы вы, ребята, научились любить, ценить и охранять природу. И тогда жизнь станет для вас богаче и интереснее. Вы не будете равнодушными и бессердечными: кто любит природу, тот не испортит дерево, не сорвет цветок, не погубит птицу”.
Подведение итога всей конкурсной программы. Слово жюри. Награждение детей.
Спасибо, ребята, за участие в игре «Экологический марафон». До новых встреч
Пожелание учителя:
Берегите Землю. Берегите
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на листьях повилики,
На тропинке солнечные блики…
Ястреба, парящего над полем,
Ясный месяц над речным покоем,
Ласточку, мелькающую в жите.
Берегите Землю! Берегите!