Внеклассные мероприятия

Разработка сценария внеклассного мероприятия «Экологический калейдоскоп»

Подготовила и провела Петрова М.А., классный руководитель 9 "Б" класса
развернуть

Интерактивное занятие «Экологический калейдоскоп»

Цель: расширить и углубить знания участников игры по основам экологии

Задачи:

  • активизировать познавательный интерес к проблемам экологии;
  • показать детям влияние прогресса и цивилизации на природную среду и как человек может уменьшить вред, наносимый им природе;
  • создать условия для развития логического мышления и умения работать в команде;

Оформление: плакаты учащихся по проблемам экологии;

Правила игры:

Каждая команда состоит из 4-5 человек, один из которых капитан. Игра проходит в три раунда.

Классный руководитель зачитывает вопрос. Обсуждение начинается после сигнала «Время!». Время обсуждения 1 минута

Если, прослушав вопрос, команда знает ответ, то она имеет право сразу его озвучить.

За правильный полный ответ назначается команде 2 очка, если команда ответила неправильно – отвечает вторая команда и получает 1 очко.

Если на заданный вопрос ни одна команда не дала правильный ответ, то отвечает классный руководитель.

Итог подводит жюри в конце каждого раунда. Побеждает команда, которая в ходе игры набрала наибольшее количество очков.

Во время игры очки за каждый вопрос фиксируются на бумаге. В перерывах между обсуждениями можно провести игры и конкурсы со зрителями.

Ход игры: 

Организационный момент.

Вступительное слово.

Уважаемые участники! Сегодня мы проводим экологическую игру. Игра проводится в виде турнира. Вам сегодня предстоит сразиться по вопросам экологии. В настоящее время территория нашей планеты в той или иной мере подвержена антропогенному влиянию и с каждым годом экологические последствия хозяйственной деятельности людей становятся все более ощутимыми. Задача каждого жителя планеты – стремиться сохранить и приумножить богатства окружающего мира, того мира, чьим полноправным членом является он сам.

Игровая программа.

Первый раунд «Общие знания о животных»

  1. Какой морской млекопитающий известен своим интеллектом и дружелюбием? (Дельфин)
  2. Какое зимующее пернатое считается символом изменения времен года в северном полушарии? (Журавль)
  3. Назовите одну из причин, по которой вымирают многие виды животных.

   (Уничтожение среды обитания, изменение климата, охота)

  1. Какое воздействие на окружающую среду оказывает загрязнение воды?

   (Уменьшает популяции рыб и других водных организмов)

  1. Назовите два животных, находящихся под угрозой исчезновения в России.

   (Амурский тигр, Белый медведь)

  1. Что такое экосистема? (Сообщество живых организмов и их окружающая среда, взаимодействующие друг с другом)
  2. Назовите два типа экосистем. (Лесная, пустынная, водная, степная)
  3. Чем являются хищники в экосистеме? (Контролируют популяцию добычи)
  4. Какое значение имеют опылители в экосистеме? (Содействуют размножению растений, что способствует биоразнообразию)
  5. Какую роль в экосистеме играют разложители? (Участвуют в разложении органического материала, возвращая питательные вещества в почву)
  6. Назовите одну организацию, занимающуюся защитой дикой природы. WWF (World Wildlife Fund)
  7. Какие меры можно предпринять для защиты исчезающих видов?

   (Создание заповедников, охрана среды обитания)

  1. Какую информацию предоставляет зоологический сад о животных?

   (Информацию о видах, их среде обитания и угрозах)

  1. Почему важно сохранять биоразнообразие? (Поддерживает экологический баланс и устойчивость экосистем)
  2. Как каждый из нас может помочь в защите животных?

   (Участие в акциях, быстрая помощь животным, ответственный подход к потреблению)

Второй раунд «Если вы сбились с дороги»

1.Перед вами сосна или ель. Как ориентироваться? (смола больше на той стороне, что обращена к югу)

  1. Вам стал попадаться подорожник (значит где-то рядом тропа)

3.Вы собирали ягоды и заблудились. Подскажет ли вам ягода, где север, а где юг? (самая спелая ягода – на южной стороне)

4.Как ориентироваться по лишайнику на деревьях? (на северной стороне дерева больше мха)

5.Если повернуться лицом на север, то слева будет…(запад)

6.Если встать лицом к полярной звезде, то прямо перед тобой будет. ..(север)

7.Крона деревьев, как правило, развита лучше на…стороне (на южной)

8.Какое болотное растение можно использовать в лесу вместо йода и ваты? (сфагнум, или торфяной мох)

9.Какое растение обычно используют, если натерли ногу или порезались? (подорожник)

10.Полезные лесные ягоды – это… (земляника, малина)

Третий раунд «Береги зеленого друга»

1.Каковы причины лесных пожаров? (непотушенный костер, окурки, молния) 

  1. Почему нельзя разрушать и уносить из леса лесную подстилку? (Лесную подстилку образуют лежащие на поверхности почвы, отмершие хвоя, листья деревьев, ветки. Подстилка влияет на рост растений, молодых всходов, создает благоприятные условия для жизни землероек, личинок насекомых, предохраняет корни растений от заморозков и жары).
  2. Почему весной и в начале лета нельзя шуметь в лесу, включать музыку, разжигать костры? (Весной и в начале лета лесные обитатели выводят потомство. Шум, запах дыма пугают зверей и птиц, заставляют бросать насиженные места и искать более укромные).
  3. Какая охота разрешается в лесу в любое время года? (Фотоохота)
  4. Чем грозит лесу пребывание в нем большого количества отдыхающих?
  5. Как правильно ходить по лесу? (Желательно пользоваться уже имеющимися тропинками, а не ходить там, где попало.)
  6. Что происходит с деревом, если на коре вырезают надписи и рисунки? (Дерево теряет соки, в ранки попадают споры трутовиков. Древесина разрушается)
  7. Почему нельзя брать выпавших из гнезда птенцов домой? (Птицы учат своих птенцов искать пищу, защищаться от врагов. Дома кормить птенца трудно, и, выпущенный потом на волю, он будет беспомощный.)
  8. Почему погибает лес, если вырубают старые дуплистые деревья? (в дуплах гнездятся птицы, живут летучие мыши, которые поедают опасных вредителей леса).
  9. Почему дятла называют лесным лекарем? (за 1 день уничтожает до 100 тыс. короедов)

Пока жюри определяет победителя, проводится игра с болельщиками.

Игра с болельщиками

«Живые барометры». Вам предлагается стать предсказателями.

Дым столбом… (к морозу)

Длинные сосульки… (к затяжной весне)

Иней на деревьях… (к морозу)

Кошка весь день, свернувшись в клубок, прикрыв нос – спит... (к морозу).

Зимой туман… (будет оттепель)

Рыба выскакивает из воды… (к дождю)

«Красная книга»

Загадки

Я невидимая нить, связываю умы, могу создать уют или опустошить, если мы не бережем. Что я? (Экология)

День и ночь я стою на месте, дарю жизни другим, с ветрами дружу, но сам путешествовать не умею. Что я? (Дерево)

Летом одевается, зимой раздевается (лес)

Мягок, а не пух, зелен, а не трава (мох)

Не птичка, а с крыльями (бабочка)

Что не сеяно родится? (трава)

Какой колокольчик не звенит? (лесной цветок)

Стоит Трошка, все его ищут, а он молчит (гриб)

Что летом и зимой в рубашке одной? (сосна, ель)

Никто не пугает, а вся дрожит (осина)

Заключение

Слово жюри: вот они – победители! Он проявили знания, находчивость, смекалку в нашей игре.

Классный руководитель: Огромное спасибо участникам игры, всем, кто помогал проводить игру.

Скажите, пожалуйста, какую цель игры мы ставили перед собой? Удалось нам её решить?

Надеемся, что после этой игры вам, ребята, захочется пополнить свои знания по экологии.

свернуть

«Экологический марафон»

124

30 сентября 2024г в 3 «Б» классе в рамках экологического проекта прошло внеклассное мероприятие «Экологический марафон».

126Мероприятие было проведено в виде интеллектуальной игры, в которой участвовали две команды «Друзья природы» и «Юные экологи».

На первом этапе конкурса ребята представили свои команды, проговорили девиз. Конкурсные задания были представлены по четырём направлениям: «Рыбы», «Звери», «Птицы», «Растения».    Итоговым заданием была инсценировка отрывком произведений на экологическую тему.

123

В ходе мероприятия учащиеся углубили знания о животном и растительном мире природы, а также пришли к выводу, что от нас зависит «здоровье» и благополучие нашей планеты.

125

В конце мероприятия все участники были награждены сладкими призами.

свернуть

Разработка сценария внеклассного мероприятия «Экологический марафон»

Подготовила и провела Дылевич М.В., классный руководитель 3 "Б" класса
развернуть

Интеллектуальная игра «Экологический марафон»

Цели:

  • расширение и углубление знаний детей о животном и растительном мире природы;
  • развитие познавательной активности и любознательности;
  • воспитание бережного отношения к природе и потребности в охране окружающей среды.

Оборудование: Рисунки по темам: «Растения», «Рыбы», «Животные», «Птицы», презентация, призы всем участникам.

Ход мероприятия:

1 этап. Организационный.

Педагог: «Добрый день, дорогие ребята! Сегодня у нас состоится интеллектуальная игра «Экологический марафон».

«Счастье - быть с природой, видеть её, говорить с ней». (Л.Н. Толстой)

Посмотрите какой прекрасный, удивительный мир нас окружает: леса, поля, реки, моря, горы, небо, солнце… Это природа. Наша жизнь неотделима от нее. Природа кормит, поит, одевает нас. Она щедра и бескорыстна.

ü Ребята, а какая наука, изучает взаимоотношения человека, животных, растений между собой и с окружающей средой, учит бережному отношению к природе, к Земле. (ответы детей) Слайд№2

Все конкурсы нашей игры будут посвящены экологии, и они будут оцениваться нашим уважаемым жюри (представление жюри).

Для нашей игры необходимы две команды, и они у нас есть. В  соревновании  участвуют    команды: «Юные экологи» и  «Друзья природы».  

2 этап. Представление  команд.

Учитель: Начнём с представления команд. Команды хором  произносят  свои  девизы.

«Друзья природы»: 

Мы  отвечаем  дружно,

И  здесь  сомнений  нет.

Сегодня  будет  дружба,

Владычицей  побед.

«Юные экологи»: 

И  соревнуясь  вместе  с  вами,

Мы  всё ж останемся  друзьями.

Пусть  борьба  кипит   сильней,

И  наша  дружба  крепнет  с  ней.

Оценивать вас  будет  жюри (представление жюри). Желаю  успеха  всем  командам  и  начинаем  игру.

3 этап. Конкурсные задания.

Тема «Рыбы».

Если команда отвечает самостоятельно, без подсказки, получает три балла, после первой подсказки – два балла, с помощью другой команды – один балл.

  1. Задание для первой команды.

«Итак, внимание! Первый вопрос: у этой рыбы фантастическая жадность. В ее желудке находят не только других рыб, но и мышей, мелких и средних птиц, а еще часы, монеты – видимо она принимает их за рыбку с яркой чешуей. Ребята, что это за рыба?».

Подсказка: Это речная хищница. На ее зеленом теле есть полоски и пятна. У нее очень острые зубы.

Помощь другой команды:

Стой плотва и караси! И пощады не проси! Я хозяйка здесь в пруду – На охоту я иду (щука).

Задание для второй команды.

«Это самая большая из пресноводных рыб, обитающих в реках Беларуси. У нее нет чешуи, предпочитает жить на дне водоема, где ее часто не отличишь от бревна. Ребята, а это что за рыба?».

Подсказка: У этой рыбы есть усы.

Помощь другой команды:

Говорят, один рыбак, В речке выловил башмак, Но зато ему потом На крючок попался…(сом).

Подведение итогов конкурса. Слово жюри.

Ребята, на земле около 200 тысяч видов разных рыб. Какие рыбы вы знаете? (Ответы детей.) Многие из них обитают в наших реках: щука, сом, карп, толстолобик, лещ, плотва, окунь, сазан, судак, карась, уклейка, пескарь. (Слайд 3)

Рыба приспособлена к тому месту, в котором живет. И лишь тогда в реках будет много рыбы, когда вода в них станет чистой, и каждая рыбка будет иметь возможность оставить потомство. Так давайте же с вами, ребята, не будем засорять водоемы, а будем бережно относиться к богатству природы”.

  1. Конкурс художников «Нарисуй рыбу».

Ребята, каждой команде надо нарисовать рыбу с завязанными глазами.

Молодцы, все постарались, рыбы получились замечательные, как живые.

Благодаря юным, талантливым художникам, у нас поднялось настроение и мы готовы к новому конкурсу.

Тема «Животные».

За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.

По очереди педагог задает командам вопросы о животных.

  1. Конкурс «Собери название животного».

Собрать из букв названия животных. За каждое название 2 балла. Тому, кто соберет быстрее еще 1 балл. Каждой команде выдаются карточки с заданиями.

БРУСКА  (барсук)

БНАКА  (кабан)

ДВЕМЕДЬ (медведь)

ТРОК (крот)

  • А каких ещё зверей Беларуси вы знаете? (волк, заяц, олень, косуля, ёж, куница, бобёр, зубр, белка) Слайд 4
  1. Конкурс «Пантомима».

Сейчас каждая команда получит карточку с изображением животного. Вы должны изобразить это животное без слов так, чтобы его узнала другая команда.

Педагог предлагает детям карточки с изображением животных: зайца, лисы, кошки, собаки, слона, жирафа.

Подведение итогов. Слово жюри.

Молодцы ребята. Ребята, а вы знаете, что животные играют большую роль в природе, без них многие растения не могли бы размножаться и расти. А вы знаете, что некоторых животных совсем истребили, а некоторые находятся под угрозой. Если их не охранять, не помогать им, то они тоже могут погибнуть. (Слайд 5)

   Белая куропатка. Осенью она надевает белый наряд, но вот снега приходится ждать очень долго и она становится лёгкой добычей для хищников.  

   Сипуха (белая сова). Известна только одна пара в Беларуси. Причина: сипуха охотится на грызунов, которых в последнее время отравляют ядом с полей. Вторая причина, что сипуха селиться рядом с человеком, на чердаках. Сейчас строят дома с закрытыми чердаками.

   Хомяк обыкновенный. Вид находится по угрозой исчезновения во всём мире, т.к. яды против грызунов убивают этот вид, а так же тёплые зимы и хомяки просыпаются раньше времени и съедают свой запас корма.

   Сизоворонка. Это птица родственница тропических. В нашей стране она живёт с мая по август, а затем улетает зимовать в Африку. Причина исчезновения: массовый отстрел этих красивых птиц в Ливане.

  Красный коршун. Одна знездящая пара в Беларуси, в Гродненской области. Причина исчезновения- вырубленные деревья в старых лесах (гнездятся на высоте18-25 м, размах крыльев- 180см) Исчезновение связано с изменением климата и вспугиванием птиц туриста

Тема «Птицы».

Конкурс среди команд «Кто больше назовет птиц».

Ребята, а сейчас я вас приглашаю принять участие в конкурсе команд «Кто больше назовет птиц». Каждой команде необходимо назвать как можно больше птиц”.

Участники команд по очереди называют птиц, за правильный ответ – 1 балл.

Ребята, как вы считаете, что для зимующих птиц страшнее – холод или голод? Почему? Действительно, для птиц зимой страшнее голод, т.к. ледяные корки на ветвях деревьев и на снегу затрудняют птицам добывание корма. В зимнюю стужу голодные и ослабевшие птицы легко замерзают.  Поэтому необходимо помочь птицам в это трудное для них время. Что вы можете сделать для птиц? (Ответы детей.)   Не забывайте о птицах, ребята, зимой.

Тема «Растения».

Игра «Четвёртый лишний»

Командам раздаются карточки с заданием.

Ребята, вам надо зачеркнуть в каждой строке лишнее слово и объяснить, почему оно лишнее.

Клён, рябина, ель, тюльпан. Так как …

Берёза, дуб, шиповник, тополь. Так как …

Осина, липа, дуб, ель. Так как …

Липа, осина, клён, яблоня. Так как …

Груша, слива, тополь, вишня. Так как …

Клубника, роза, ландыш, фиалка. Так как …

«Экологический блиц-турнир».

В этом конкурсе командам необходимо правильно ответить на как можно большее количество вопросов за одну минуту. Если вы затрудняетесь или не знаете правильный ответ, говорите «дальше». Победит та команда, которая правильно ответит на большее количество вопросов. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.

Задания для 1 команды:

  1. Снег белый, а лёд… (Бесцветный)
  2. Перед какой погодой птицы перестают петь? (Перед дождливой)
  3. Как по пню срубленного дерева узнать, сколько ему лет? (По годовым кольцам)
  4. Что за трава, которую и слепые знают? (Крапива)
  5. Что случается с пчелой после того, как она ужалит? (Умирает)
  6. Устройство для измерения температуры тела, воздуха, воды, почвы? (Термометр)
  7. Что теряет лось каждую зиму? (Рога)
  8. Пингвин птица или нет? (Да)
  9. Птица– символ нашей Родины. (Аист)
  10. Название, какого растения говорит о том, где оно живёт? (Подорожник)
  11. Какой хищный зверь падок до малины? (Медведь)
  12. Благодаря какому явлению природы пополняются запасы подземных вод? (Круговорот воды)
  13. Какая птица подбрасывает своё яйцо в другие гнёзда? (Кукушка)
  14. Какая ягода бывает красной, чёрной, белой? (Смородина)
  15. Атмосферные осадки в виде водных капель струй. (Дождь)

Задания для 2 команды:

  1. Как называют зайчат, рождённых осенью? (Листопадники)
  2. Куда осенью деваются бабочки? (Гибнут с холодами, прячутся в щели, под кору)
  3. Как называется сильная буря на море? (Шторм)
  4. Самое сладкое дерево. (Липа)
  5. Зелёный покров земли. (Трава)
  6. Почему снегиря так назвали? (Прилетают с первым снегом)
  7. Какие животные спят зимой? (Медведь, ёж)
  8. Почему насекомых так называют? (От слова «насекать» - у них на брюшке насечки)
  9. Листья каких деревьев осенью краснеют? (Рябина, осина, клён)
  10. Коллекция засушенных растений. (Гербарий)
  11. Что вниз верхушкой растёт? (Сосулька)
  12. С прилётом каких птиц считаемы начало весны? (Грачей)
  13. Куда зайцу бежать удобнее, с горы или в гору? (В гору, с горы заяц катится кубарем)
  14. Какую пользу приносят черви? (Рыхлят землю)
  15. Какое животное меняет свой цвет, зачуяв опасность? (Хамелеон)

Подведение итогов. Слово жюри.

 

Конкурс «Экологический».

Данный материал готовился заранее и жюри оценивает артистизм участников.

1 команда

-Что с нашей планетой?

- Посмотри: вся грязная, в черных пятнах, ей тяжело дышать.

- Нужна срочно экологическая помощь!

- Алло, это экологическая помощь? Приезжайте, планете Земля нужна Ваша помощь.

Скорая помощь:

1 врач:

- Груды мусора, черные пятна нефти, мазута, загрязненный океан, вымершие виды животных  и растений. Наша планета серьезно больна.

2 врач:

- Но у Земли больна не только кожа.

Как это страшно умиранье рода,

Всех поголовно, всех до одного.

Когда опустошенная природа

Уже не в силах сделать ничего.

И поползет проказа запустенья

И пересохнут ниточки воды.

И птицы вымрут,  и

Падут растенья,

И зверь не обойдет своей беды.

1 врач:

- И сколько тут корысти – ни минуты,

Какой ты отговоркой не владей

Земля защиты требует, защиты

Она спасенья просит у людей.

2 врач:

Если люди погубят окружающую природу, они и сами не выживут. Загрязнение океана, уничтожение джунглей, гибель многих животных и растений – все это признаки серьезной опасности, которая нависла над природой и человеком. Только сообща люди могут вылечить свою планету.

1 участник:

Я не хочу, чтоб речка высыхала,

Где плещут столько рыбок золотых

Где пляшет резво лодка у причала

Где теплый вечер так порою тих.

2 участник:

Пусть на Земле не умирают реки,

Пусть стороной обходит их беда.

Пусть чистой остается в них навеки

Студеная и чистая вода.

2 команда

1: Как-то Петя Борю встретил.                                                                                                     

Стал хвалиться Боря Пете

Б: Ух, я знаю много гнезд!                                                                                                                   

 Знаю, где щегол и дрозд,                                                                                                                         

 Знаю, где живут сычи..

П: Если знаешь- помолчи! Не болтай!

1: Заметил Петя.

П: Будь полезен им хоть этим!                                                                                                   

Не ломай ветки деревьев и кустарников, не повреждай кору деревьев.                             

Не рви цветы в природе, для букетов цветы выращивай специально.                                  

Старайся ходить по тропинкам тихо, ведь ты мешаешь лесным жителям.                 

Не мусори в лесу. Ведь жестяная банка разлагается 20 лет, полиэтиленовый пакет -200 лет, пленка-500 лет, а стекло-1000лет.

Каждая сломанная ветка,

Каждый сорванный цветок,

Каждая пойманная бабочка-

Это рана нанесенная природе.

1:Если одну рану нанесешь ты,                                                                                            

Другую - другой, что же будет с природой.

Если ты что-то взял от природы- отдай ей долг.

4 этап. Итоговый.

Ребята, как здорово, что мы сегодня, хоть на несколько минут, окунулись в мир природы, во все многообразие ее животного и растительного мира. Убедились в том, что природа и человек – это одно целое. Человек живет на Земле в постоянном окружении растений и животных, ведь не зря говорят, что природа – это наш дом.

И очень важно, чтобы вы, ребята, научились любить, ценить и охранять природу. И тогда жизнь станет для вас богаче и интереснее. Вы не будете равнодушными и бессердечными: кто любит природу, тот не испортит дерево, не сорвет цветок, не погубит птицу”.

Подведение итога всей конкурсной программы. Слово жюри. Награждение детей.

Спасибо, ребята, за участие в игре «Экологический марафон». До новых встреч

 Пожелание  учителя:

Берегите  Землю.  Берегите

Жаворонка  в  голубом  зените,

Бабочку  на  листьях  повилики,

На  тропинке  солнечные  блики…

Ястреба,  парящего  над  полем,

Ясный  месяц  над  речным  покоем,

Ласточку, мелькающую  в  жите.

Берегите  Землю!  Берегите!

свернуть

Экологический праздник «Её величество – картошка»

Экологический праздник «Её величество – картошка»

imgonline-com-ua-CompressBySize-dLhMeYvRrsySG

27 сентября Мелешко Е.В. провела для учащихся 3 «А» класса экологическое мероприятие  «Её величество – картошка».

imgonline-com-ua-CompressBySize-F2oRnJEWx5iVS8o5

imgonline-com-ua-CompressBySize-lbQfUfUxqtНа мероприятии третьеклассники в игровой форме углубили свои знания историей появления картофеля на наших землях, о происхождении слова «картофель», о многочисленных сортах картофеля и о разнообразии блюд из него.

Учащиеся рассказывали стихи, пели частушки,  играли в игры «Горячая картошка» и «Попади в цель». Завершилось мероприятие викториной и дегустацией блюд из картофеля, которые приготовили вместе с мамами и бабушками.

свернуть

Разработка сценария внеклассного мероприятия «Её величество – картошка»

Подготовила и провела Мелешко Е.В., классный руководитель 3 "А" класса
развернуть

Экологический праздник «Её величество – картошка» 

Цель: углубить и расширить знания учащихся об истории картофеля, о его месте в национальной кухне белорусов, применении в повседневной жизни.

Задачи:

  • создать на внеклассном мероприятии атмосферу сотрудничества;
  • развивать  творческие способности учащихся;
  • воспитывать любовь и бережное отношение к природе;
  • способствовать сплочению детского коллектива.

Оборудование: мультимедийная презентация; блюда из картофеля; муляж картофеля; большая ложка.

Ход праздника

1. Организационный момент.

2. Вступительное слово.

Здравствуйте, гости дорогие, званные да желанные! Рады видеть вас мы на нашем празднике! Будет много здесь вкусностей разных. А чтоб скучать вам не пришлось, приготовили мы для вас частушки весёлые, конкурсы задорные, загадки и стихи интересные. (Слайд 1.)

Для вас первое задание – загадка.

На этот раз пойдёт рассказ

О той, кто шесть имеет глаз,

А иногда и семь и пять.

О той, кто зиму сладко спал,

Забравшись осенью в подвал.

О той, кого на кухню к нам,

 

Весною притащил я сам.

О той, чьи странные глазки

Росли день ото дня;

Подумайте  немножко

Это ведь … (картошка)

 

В некотором царстве,

В некотором государстве,

Не на Марсе и не на Луне –

Жила картошечка в земле.

Свойство царское имела:

Накормить народ сумела.

Словом, наша речь о том,

Как пришёл картофель в дом!

О всех свойствах, об уходе,

О работе в огороде,

О поделках, вкусной пище,

Вам узнать не будет лишним.

3. Справочная информация.

У многих народов среди большого разнообразия овощей важное место занимает картофель. Его насчитывается более 50 000 сортов, причём сажают его буквально повсюду. (Слайд 2.)

 Пожалуй, не найти на земле такого места, где бы картофель не употребляли в пищу. Без картошки не обходится ни одна семья. Казалось бы, что может быть более обыденным, чем картофель!

А ведь нет, не всё было так просто и гладко на пути его триумфального шествия на наши столы!

Было с ней чудес немало,

 К нам пока она попала.

Путь был долог и далёк –

С запада и на восток.

Многие считают, что картофель такой же древний, как, например, появилась рожь. Хотя это не так. В Европе о нём стало известно лишь около 400 лет тому назад.  А в Беларуси, он появился немногим более 200 лет тому назад.

Впервые картофель начали выращивать коренные жители Перу индейцы 12 000 лет назад. (Слайд 3.) Употребляли они картофель  в пищу в виде продуктов чуньо – своеобразных «консервов». Чуньо получали так: клубни картофеля ночью неоднократно промораживались, днём сушились на солнце – получались сушёные клубни. Продукт чуньо можно было хранить 3-4 года. У нас пища из чуньо вряд ли бы вызвала восторг, а в жизни индейцев этот продукт играл первостепенную роль.

В Европе картофель стал известен в конце XVI века. Завезли его в Европу испанцы. Вместе с награбленным богатством Нового Света они привозили диковинных животных и растения.

Считается, что в России картофель появился впервые в начале XVIII века. Пётр I прислал из Голландии графу Шереметьеву мешок картофеля со строжайшим указанием высаживать его на огородах. (Слайд 4.) Петербургская знать высаживала картофель на своих участках как диковинку, на балах картофель подавался как изысканное блюдо, и ели его не с солью, а сахаром.

Лишь в конце XVIII века значение картофеля оценили: он спас Францию от голода.(Слайд 5.) Одновременно с французами начали выращивать его и у нас в Беларуси. До этого наши предки питались бобами, свёклой и морковью. В Речи Посполитой картофель подавался к столу как деликатес. Затемего массово начали выращивать на полях, а уже в конце этого XVIII векакартофель распространился на всю Беларусь.

Откуда же пошло название «картофель»? (Слайд 6.)

Слово картофель заимствовано из немецкого языка.Немецкое слово kartoffel произошло из итальянского tartufolo – трюфель, восходящего к латинскому terratuber (тератубе) – земляная шишка.  Картофель получил своё название по сходству его клубней с клубнями трюфелей.

  • Откуда же произошло русское название слова КАРТОШКА?

Всё очень просто. (Слайд 7). Первоначально люди не знали, как употреблять картофель. Например, ели его зелёные ягоды, созревшие на месте цветков, поэтому были частые случаи отравления. Ради требования государя Петра I «выращивать повсеместно картофель» и дани новой моде: его цветами и плодами украшали парики и одежду в виде серёжек, брошек и различных украшений. Вот и получилось название картошка – картофельная брошка, как насмешка над новым продуктом питания, пригодным лишь для украшений.

Картофель в разных регионах могут называть по-разному: картоха, катошка, картопля, бараболя, бульба.

Хоть хвалиться неприлично,

Но должна я вам сказать,

Без картошки на отлично

Ни поесть, ни поплясать.

Даже вкусный огурец

Лишь с картошкой молодец

Хоть сердит зелёный лук,

А картошке – лучший друг.

Из картошки там и тут,

Нежный делают продукт.

И недаром ведь картошку

Вторым хлебом все зовут.

  • Белорусы больше всех в мире любят картофель и съедают его 181 кг в год на одного человека. Какие блюда из картофеля пользуются наибольшей популярностью? (Слайд 8.)

Белоруса без драника представить сложно. И действительно блинчики из сырого тёртого картофеля – замечательная выдумка. Не зря у всех соседних народов в национальной традиции есть похожие блюда. Этому блюду есть и другие названия. В разных областях России – какорки, теруны, в Украине – деруны, тертюхи, кремзлики; в Швеции – щетинистый монах.

В Беларуси делают также картофельное колдуны – разновидность драников, которые начиняют мясом (чаще свининой) или распаренным маком. Картофельные колдуны с маком под сладким сметанным соусом – традиционное белорусское новогоднее блюдо.

Цепелины – огромные клёцки из тёртого или варёного картофеля с начинкой из мяса, творога или других ингредиентов. Название цепелины появилось во время Первой мировой войны от названия производителя немецких дирижаблей – zeppelin. Своим внешним видом блюдо весьма их напоминало.

Бабка – блюдо из тёртого картофеля, заправленного жаренным салом, мяом и луком, запечённое в духовке. Блюдо белорусской кухни, популярное также в литовской кухне под названием кугелис. Традиционно подают горячим со сметаной и молоком.

Картофель входит в состав многих блюд. И так как королевой нашего праздника является картошка, то она входит в состав каждого из представленных на выставке блюд.

Её величество картошка воспета в песнях и танцах нашего народа. Вашему вниманию предлагается танец, который так и называется «Бульба».

Уважают и почитают люди картофель.(Слайд 9.) В его честь создают музеи. Картофелю даже ставят памятники. И на картинах его изображают! Когда-то картофель использовался как эквивалент денег.

В центре бельгийского города Брюгге есть музей картофеля. Здесь тысячи предметов, рассказывающих об истории этого удивительного растения, от почтовых марок до знаменитых картин, например «Едоки картофеля» Ван Гога. Все экспонаты каким-то образом связаны с картошкой: первые приспособления для уборки клбней, конфеты, бутылки, украшения, игры, литература, рецепты и даже фотография красавицы Мерлин Монро в платье из мешка для картошки!

Самый дорогой сорт картофеля – La Bonnotte – родом из Франции. (Слайд 10.) Стоит он около 500 евро за килограмм. Его выращивают только на острове Нурмуатье. Этот картофель очень нежен, поэтому убирать его можно только вручную. Его кожура и мякоть после варки остаётся синего цвета.

В 2007 г. в г. Бобруйске прошёл праздник картофеля. (Слайд 11.) Команды- участницы показали свои кулинарные способности, поучаствовали в конкурсах частушек и в играх. А в завершении этого весёлого праздника все попробовали двадцатиметровую картофельную колбасу, приготовленную работниками столовой.

В 2008 году в городе Мариинске Кемеровской области картофелю поставили памятник. (Слайд 12.)

В Минске тоже намеревались отдать честь этому овощу: в центре столицы хотели установить небольшой памятник полуочищенному клубню. Но авторам не понравилось исполнение их идеи. И, к сожалению, памятника герою белорусской кухни пока в столице нет.

А вот памятник национальному белорусскому блюду драникам есть. Правда на Украине. Он находится в городском парке города Коростень Житомирской области.

Не обошли своим вниманием картошку и сонники. (Слайд 13.) Известный сонник Миллера трактует «картофельные сны» так:

копать картошку к успеху;

есть – к выгоде;

сажать – к исполнению желаний;

гнилая картошка – неясное будущее.

Последние исследования учёных (слайд 14) показали, что картофельная диета полезна для улучшения памяти. После съедения порции картофельного пюре, находящаяся в картофеле глюкоза попадает в организм, и уже через 15 минут наступает улучшение функций памяти.

4. Блиц—опрос.

Все очень внимательно слушали? Вы услышали много интересного об этом овоще. Вспомнили, откуда к нам пришла картошка, сколько у неё имён. А сейчас мы проведём блиц-опрос на тему «Её величество – картошка» (Слайд 15.)

  • Где родина картофеля? (В Перу и Чили.)
  • Откуда и кем был завезён картофель в Россию? (Из Голландии Петром I.)
  • Как называется насекомое – вредитель, поедающее ботву картофеля? (Колорадский жук.)
  • Съедобны ли ягоды картофеля? (Нет, ядовиты.)
  • Как ещё называют картофель? (Второй хлеб.)
  • Как назвать одним словом стебли и листья картофеля? (Ботва.)
  • О картошке, сваренной или испечённой в кожуре, говорят, что она в чём? (В мундире.)
  • Где первый раз человек готовил картофель? (На огне.)
  • Какую часть картофеля мы используем в пищу? (Клубни.)
  • Как назвать одним словом удаление сорняков и рыхление земли? (Прополка.)

5. Народная мудрость.

У каждого народа есть кладези мудрости – пословицы. (Слайд 16.) На все случаи в жизни в пословицах есть мудрые советы.

  • А какие пословицы о картофеле вы знаете?

Дети называют пословицы:

  • Картошку копать, не руками махать.
  • Картошка – мать наша, а хлеб – кормилец.
  • Без труда картошка не родится никогда.
  • Ешь картошку и хлеб – проживёшь до ста лет.

6. Исполнение частушек.

А сейчас вашему вниманию предлагаются весёлые частушки о картошке.

Дети исполняют частушки.

Гармонист, гармонист,

Разверни гармошку.

Мы сегодня пропоём

Частушки про картошку

Ох, картошечка-картошка,

Ах, какая тебе честь!

Кабы не было картошки

Так чего бы стали есть?

Мы всё лето ели кашу,

Молоко, окрошку,

А сегодня будем есть

Печёную картошку.

Я мультфильм люблю смотреть

Про рыжего Антошку

И всегда беру в обед

Свою большую ложку.

Вот сварили мы картошку,

Вот покушали её,

Сил прибавилось немножко.

Все частушки – вот и всё!!!

Ученик.

Все любители картошки,

Загляните к нам в окошко!

К нам на праздник приходите,

Угощенье оцените!

7. Дегустация блюд.

свернуть

Разработка сценария внеклассного мероприятия "Туристический квест"

Подготовила и провела Мазаник Л.Г., учитель начальных классов
развернуть

«Туристический квест» 

Цель: развитие интереса обучающихся к туристической деятельности; здоровому образу жизни; воспитание бережного отношения к окружающему миру.

Задачи:

  • развивать туристические навыки юных туристов;
  • развивать творческие способности обучающихся, расширять их кругозор;
  • формировать чувство коллективизма.

Участники: обучающиеся 3 «Г» класса

Реквизит:

  • котелок, фонарик, компас;
  • картинки узлов, верёвки;
  • «кочки» (резиновые кружки);
  • повязки на глаза, кегли;
  • листочки деревьев с буквами;
  • дрова.

Ход мероприятия

  1. Организационный момент.
  2. Вступительное слово.

Ведущий: 

Я рада приветствовать всех вас на нашем игровом мероприятии. Все мы знаем, что с давних пор, в течение многих столетий, человека манит дорога.

         Я, наверное, не ошибусь, если скажу, что многие из вас сами мечтают пройти маршрут «Туристический квест» и сделать для себя много открытий и найти клад. На нашем пути могут встречаться внезапные ситуации, которые потребуют от вас смелых и грамотных решений.

         Сегодня у вас будет возможность продемонстрировать свои знания, умения и навыки.

  1. Выполнение игровых заданий.

Собираясь в поход, настоящий турист комплектует свой рюкзак. Сейчас я предлагаю вам выбрать предметы, которые вы возьмёте с собой. («да»- хлопаем в ладоши, «нет»- топаем ногой)

1.Станция «Собери рюкзак».

Что в поход с собой возьмём,

Если мы туда пойдём.

Очень быстро отвечайте,

Но смотрите, не зевайте!

Называю я предмет,

Он подходит или нет?

Если «да» - в ладоши хлопни,

Если «нет» - ногою топни,

Только сильно не пыли,

Всё понятно? Раз,два, три…

Котелок, утюг, расчёска,

Пылесос, верёвка, соска.

Вездеход, бинокль, духи,

Две засушенных блохи,

Носовой платок, подушка,

Ласты, мяч, коньки и клюшка,

Молоток, кусачки, нож

Ну, а соль с собой возьмёшь?

Спички, гвозди, сала шмат –

Вот и собран наш отряд.

  1. Станция «Переправа».

Каждому туристу необходимо преодолевать различные препятствия: проходить болото, пробираться через заросли кустарников, спускаться по горам и оврагам. Сейчас вам придётся пройти туристическую полосу препятствий: пересечь болот и не сорваться в воду (пройти по кочкам).

  1. Станция «Безопасный поход».

         Вот на вашем пути встретилось ещё одно задание, которое называется «безопасный поход». Главным штурманом здесь будет капитан команды. Главная задача, его внимательно слушать и выполнять команды. Участники команды выстраиваются в одну шеренгу друг за другом. Капитан команды встаёт в конец колонны. Всем участникам завязывают глаза, и управлять командой может только капитан. Вам необходимо пройти маршрут, не сбив ни одной кегли.

         На финальном столбе будет записка с подсказкой, где находится следующий этап.

  1. Станция «Собери костёр» .
  • Что такое розжига? (это топливо, которое легко воспламеняется);
  • Какое топливо не годится для розжиги? (осиновые ветки, хвойные зелёные ветки).
  • Что является прекрасным розжигом? (сухие ветки, сухая трава).
  • С какой стороны разжигают костёр? (с подветренной).
  • Костёр разжигается сверху или снизу? (снизу).
  1. Станция «Узлы».

 Каждый опытный турист умеет вязать узлы. Да не только «простые» и «встречные», и «заячьи уши».

Участникам команды предлагается отгадать по картинке какие представлены туристические узлы: «прямой», «заячьи уши», «булинь», «восьмёрка», «встречный». Затем каждый участник должен завязать по одному узлу из указанных на картинках.    

  1. Станция «Экологи».

         Каждый турист должен знать и уметь всё! И как болото обойти, и как деревья вылечить. Сейчас я предлагаю вам необычное задание. Перед вами висят листья с различных деревьев и на них написаны буквы. Но буквы это не простые. Вам нужно определить, какие слова зашифрованы среди разбросанных листьев.

         В коробочке лежат листья с разных деревьев. На каждом листе написана буква. Участникам команды предлагается собрать слова из листьев.

(Слова: дерево, болото, турист, компас).

  1. Станция «Поляна спецзаданий».

         На этом этапе я предлагаю вам превратиться в орнитологов и зоологов. Необходимо назвать 5 животных и птиц, изображённых на карточках.

  1. Подведение итогов.

Ведущий:

Теперь я могу сказать про вас, что вы настоящие туристы. Болото прошли, заросли кустарника пролезли, деревья спасли. Вам смело можно отправляться в путешествие. Главное, не забыть с собой карту и компас, ведь топографические знаки вы уже знаете, и воробья от соловья отличить можете!

А самое главное, вы показали все свои знания, умения и навыки, которые вам обязательно пригодятся в походе, ведь это и есть наш «клад». Я уверена, что каждый из вас «богат» не только своими знаниями, умениями и навыками, но и отличным настроением и положительными эмоциями!

свернуть

План факультативного занятия «Экологическое краеведение» на тему «Воздействие человека на окружающую среду»

Подготовила и провела Григорович А.П., учитель начальных классов
развернуть

Факультативное занятие «Экологическое краеведение»

Тема: «Воздействие человека на окружающую среду»

Цель занятия:

  • дать обучающимся представление об экологической обстановке в мире, стране. Подвести обучающихся к мысли о том, что мир стоит у роковой черты, иллюстрируя данное утверждение конкретными примерами;
  • продолжить развитие у обучающихся умений критически мыслить, нестандартно решать поставленные проблемы, аргументировать свою позицию;
  • формировать активную экологическую позицию обучающихся по охране окружающей среды

Ход занятия:

I. Мотивация учебной деятельности– слайды компьютерной презентации о пагубном воздействии человека на природу. Учащиеся самостоятельно формулируют тему урока.

Эпиграф урока.

«Если я сорву цветок, если ты сорвёшь цветок,

Если мы: и я и ты – если мы сорвём цветы,

Не останется природы и не будет красоты!»

II. Активизация мыслительной деятельности.

  • Подумайте, какое самое громкое слово на Земле? Имеется ввиду не сила звука, а тревожность звучания, озабоченность и чувство опасности?
  • Послушайте слова знаменитого писателя Валентина Распутина, который высказал свое мнение по данной проблеме: « Удивительно, но на всех языках мира оно звучит одинаково. И выражает одно и то же – понимание вселенской беды, никогда прежде не существовавшей в подобных масштабах… Оно даже громче войны и стихии».

(Экология)

Задание: что вам известно об экологии, об экологическом кризисе?

Экология – это наука о взаимодействии организмов, в т.ч. человека с окружающей средой

Экология - это состояние окружающей среды. Например, хорошая экология, плохая экология.

Экологический кризис – это тяжелое состояние природы, разрушение окружающей среды.

III. Постановка учебной задачи.

  • Почему так тревожно звучат сова писателя? Откуда же пришла эта беда? И почему она стала вселенской?

Хозяйственная деятельность человека на всем земном шаре. Человек стал активно вторгаться в жизнь природы, не всегда думая о последствиях.

Это наши основные вопросы, к которым мы еще вернемся в конце урока, а содержание сегодняшнего урока поможет вам дополнить ваши ответы.

  • Давайте сформулируем тему нашего урока.

(Воздействие человека на природу)

Наш сегодняшний урок пройдет в виде лабораторного занятия, в ходе которого вы будете работать с текстом учебника и предложенными текстовыми фрагментами.

IV. Объяснение нового материала.

  1. Бесценный дар или неисчерпаемая кладовая?

А) Задание: работая в группах, в 3-4 предложениях объясните смысл следующих фраз: а) «Человек – царь природы!»

б) «Мы – покорители природы!» 

в) «Царская охота»

Текст 1.

Человек – царь природы?! С развитием деятельности человека увеличились и масштабы его вмешательства в природу. Человек на протяжении долгого времени брал у природы столько, сколько ему необходимо, не задумываясь о последствиях. Увлеченный бурной хозяйственной деятельностью, человек не заметил, как стал разрушать и губить природу. Великие научные и технические открытия вскружили ему голову. Он вдруг решил, что окончательно победил природу, стал ее царем и властелином. С жадностью завоевателя набросился человек на природные богатства, которые представлялись ему неисчерпаемыми: безжалостно вырубал и сегодня продолжает вырубать леса, выкачивать сколько угодно нефти и газа, доставать из недр Земли несметное количество полезных ископаемых, использовать любое количество пресной воды и т. д.

Современное человечество вплотную столкнулось с глобальными экологическими проблемами, которые угрожают его существованию: загрязнение атмосферы, истощение и порча почвенного покрова, химическое заражение водного бассейна. Человек в результате собственной деятельности вступил в опасное противоречие с условиями своего обитания.

Вопросы к тексту:

  1. Как человек относится к природе?
  2. С какими экологическими проблемами столкнулись люди?
  3. Кто стал виновником экологических проблем?
  4. Можно ли назвать человека царем природы? Разве настоящий «царь», правитель только берет все у природы и ничего не дает ей взамен?

Текст 2.

Мы – покорители природы. Это одна из точек зрения на взаимоотношения человека с природой. С тех пор, как первобытные люди изобрели каменный топор, человечество поставило себе высшую цель – подчинить себе всё вокруг. Люди покоряют моря и океаны, покоряют воздух, космос, следят за природными явлениями, подчиняют себе все природные ресурсы.

И на каждую попытку подчинить себе планету природа отвечает своим оружием: разрушительными ураганами, землетрясениями, цунами, которые уносят тысячи, сотни тысяч человеческих жизней…… Видимое господство над природой оборачивается непоправимым ущербом и для природы, и человека.

Вопросы к тексту

  1. Как ведет себя человек по отношению к природе?
  2. Что старается покорить человек?
  3. Как природа отвечает человеку на его попытку подчинить себя?
  4. Какими должны быть правильные гармоничные взаимоотношения человека и природы?

Текст 3

         Фрагмент статьи «Царская охота», которая была опубликована в старой русской газете «Новое время» летом 1897 года.

«...Ранним утром 28 августа 1897 г. безмолвие Беловежской Пущи было наруше¬но многоголосым шумом. Заливчато лаяли сотни собак, призывно звучали охот¬ничьи рога, во всех уголках векового бора гремели выстрелы. На взмыленных конях носились возбужденные, нарядно одетые всадники. Шла царская охота.

         Итоги этой охоты: свалено 36 зубров, убито 37 ланей, 25 оленей, 18 лисиц, 16 ка¬банов, истреблено 69 диких коз, настреляно несметное число лесной дичи».

Вопросы к тексту

  1. Каковы последствия этой охоты?
  2. Для чего были убиты эти животные? Разве эти люди голодали?
  3. Как мы теперь знаем, в этом заповеднике в Беловежской Пуще вскоре исчезнут редчайшие на Земле животные - зубры. Предположите, почему это произошло?
  4. Каким должно быть отношение человека к природе, в частности к животным?

Вывод: Великое экологическое правило - нельзя требовать у природы больше, чем она способна дать.

Воздействие человека на атмосферу, воду, почву.

Великий русский ученый Владимир Иванович Вернадский еще в конце 19 века, наблюдая за развитием индустриального общества, задумался о мощном воздействии человека на биосферу – живую оболочку Земли. Ученый впервые осознал, что идет гигантский процесс изменения природы под влиянием человеческого разума. Своими научными открытиями он заставил людей задуматься об отрицательном влиянии их деятельности на окружающую среду.

В наше время загрязнение биосферы стало страшной экологической бедой. Уделим внимание сегодня теме загрязнения воздуха

  • Давайте вспомним все, что знаем про воздух.

Источниками загрязнения являются заводы, транспорт. В результате происходит сжигание атмосферного кислорода, без которого невозможно существование человека и других живых существ, а так же задымление, в результате которого образуется ядовитый туман – смог.

Вывод: наибольшую опасность для атмосферы представляют промышленные загрязнения, а для почвы и воды еще и бытовые отходы.

V. Подведение итогов урока:

Давайте вернемся к словам писателя Валентина Распутина, который считает, что самым громким словом, даже громче войны и стихии, стало слово экология, и постараемся еще раз ответить на поставленные в начале урока вопросы:

  • Почему так тревожно звучат слова писателя?
  • Откуда же пришла эта беда?
  • И почему она стала вселенской?

Современный человек активно воздействует на природу, не всегда задумываясь о последствиях. Мы видим, как изменился климат не земле, насколько загрязнен воздух в крупных городах. Погодные явления становятся для нас менее предсказуемыми, мы лишаемся комфортной среды обитания. Мы чаще болеем, а значит больше средств тратим на лекарства.

Экологические изменения глобальны, они происходят по всей планете, и решать их необходимо всем человечеством.

VI. Рефлексия. 

  • Какое занятие людей в древности могло быть экологически вредным?

1) охота;  

2) сбор грибов и ягод; 

3) обработка металла;

4) садоводство.

  • Одной из причин современных экологических бедствий является:

1) рост числа животных на планете;

2) посадка лесов вокруг городов;

3) большое число любителей гербариев;

4) загрязнение вод Мирового океана.

  • Что из перечисленного относится ко «второй природе»?

1) река, протекающая возле дома;

2) лес за городом;

3) птицы на  дереве;

4) автомобиль  у подъезда.

  • К исчерпаемым природным ресурсам относятся:

1) ветер; 

2) солнце; 

3) почва;  

4) приливы и отливы.

  • Живая оболочка Земли:

1) атмосфера;

2) смог; 

3) биосфера; 

4) литосфера.

свернуть

Зелёная школа

Зелёная школа

С 01.09.2024 года в учреждении образования  для учащихся 5-х классов организовано факультативное занятие экологической направленности «Зелёная школа» (руководитель Титенкова Ирина Константиновна).

Цель занятий – формирование экологически грамотной личности, демонстрирующей практические навыки в экологическом и природоохранном направлении. Программа факультативных занятий состоит из нескольких блоков: «Биоразнообразие», «Энергосбережение», «Водосбережение», «Обращение с отходами», «Качество атмосферного воздуха».

11Титенкова И.К. стремится использовать различные виды работы на занятиях: организует круглые столы, дискуссии,  проводит интерактивные занятия, беседы с элементами игры, мини – экскурсии, экологические акции.

 На первом занятии, которое прошло в форме круглого стола, учащиеся познакомились с деятельностью зелёных школ в республике, составили план мероприятий на предстоящий год. За сентябрь месяц ребята познакомились с разнообразием растений в природе, а также изучили растения и деревья, произрастающие на территории учреждения образования. За время экскурсий участники «зелёной» школы научились узнавать деревья по силуэту и листьям. Для закрепления знаний для них была организована творческая мастерская «Весёлый гербарий».

131

Ребятам 5-х классов удалось внести свой вклад в сохранении окружающей среды, приняв участие в республиканской экологической акции «Очистим планету от мусора». Учащиеся собирали мусор, оставленный жителями нашего города в ближайшем лесном массиве.

14

свернуть

Конкурс рисунков "Чудо-стрекоза"

ЭКО – профессии

ЭКО – профессии

Профессию стоит выбрать, если  она востребована на рынке труда, спрос на неё превышает предложение, в ближайшем будущем ей не грозит исчезновение. Под эти критерии идеально подходит специальность «эколог». Эта профессия — новый для Беларуси вид занятости, сегодня имеет устойчивый спрос среди работодателей. Это связано с назревшей необходимостью улучшения состояния окружающей среды, ужесточением природоохранных требований к производственным предприятиям и возросшей потребностью в экологически чистых потребительских товарах.

С целью ознакомления учащихся с профессиями, связанными с экологией, а также для повышения уровня экологической культуры было организовано внеклассное мероприятие «Путешествие по ЭКО – профессиям». Учащиеся 9 «В» и 10 «А» классов подготовили и провели экологическое занятие для 8 классов.

В начале «путешествия» ребятам предстояло самим определить тему занятия, разгадав анаграмму. Рассказав о профессии эколога, для восьмиклассников были организованы увлекательные игры и задания. Так, например, в игре «ЭКО – мешок» необходимо было соотнести предмет и профессию, а потом сделать вывод, что объединяет эти профессии.

Далее старшеклассники познакомили участников игры с экологическими профессиями, параллельно выполняя различные задания. При знакомстве с профессией цветовода, учащиеся отгадывали загадки о цветах, а, узнав о профессии семеновода, необходимо было по семени определить растение.

В последние годы профессии озеленителя, садовника и цветовода стали очень востребованными. Это связано с желанием людей украсить свою жизнь. Они создают в парках, скверах, у себя под окнами  цветники, газоны, лужайки и прочие зеленые насаждения. За растениями нужно ухаживать, для этого  у садовника, озеленителя и цветовода есть инструменты.  А вот какие инструменты ребятам помогла узнать игра «Буква – инструмент».

За время путешествия восьмиклассники узнали о профессии дворника, при этом помогли рассортировать мусор; познакомились с историей появления профессии ветеринара и археолога.

В конце ребята смогли проявить свои знания, пройдя тестовые задания по теме мероприятия.

Закончилось путешествие словами древнего мыслителя и философа Китая Конфуция: «Выбери себе работу по душе, и тебе не придется работать ни одного дня в своей жизни».

свернуть
поделиться в: