ЗАКОН И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
Семья для ребенка является первым институтом социализации. Ответственность родителей за воспитание и содержание детей закреплена в нормативных правовых актах Республики Беларусь.
Существует административная, уголовная, гражданская ответственность.
В статье 32 Конституции Республики Беларусь указано, что:
«Родители или лица, их заменяющие, имеют право и обязаны воспитывать детей, заботиться об их здоровье, развитии и обучении. Ребенок не должен подвергаться жестокому обращению или унижению, привлекаться к работам, которые могут нанести вред его физическому, умственному или нравственному развитию».
Одновременно и право и ответственность семьи за воспитание ребенка закреплена и статьей 17 Закона Республики Беларусь «О правах ребенка»:
«Родители (опекуны, попечители) должны создавать необходимые условия для полноценного развития, воспитания, образования, укрепления здоровья ребенка и подготовки его к самостоятельной жизни в семье и обществе.
Воспитание признается ненадлежащим, если не обеспечиваются права и законные интересы ребенка (вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, не отвечающей требованиям к его воспитанию, либо совершает правонарушения).
Согласно статье 67 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье, законные представители несут ответственность за ненадлежащее воспитание и содержание детей в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
Кроме обязанности заниматься воспитанием ребенка, родители обязаны и содержать его. Статья 174 УК РБ предусматривает ответственность за уклонение родителей от содержания детей либо от возмещения расходов, затраченных государством на содержание детей, находящихся на гос.обеспечении.
В случае уклонения родителей более 3 месяцев в течение 1 года от уплаты по судебному постановлению средств на содержание н/летних или совершеннолетних, но нетрудоспособных и нуждающихся в материальной помощи детей может быть назначено наказание в виде общественных работ, или исправительных работ на срок до двух лет, или арест, или ограничение свободы на срок до трех лет, или лишение свободы на срок до одного года.
За уклонение родителей от возмещения расходов, затраченных государством на содержание детей, находящихся или находившихся на государственном обеспечении, предусмотрено наказание в виде общественных работ, исправительных работ на срок до 2 лет, арест, ограничение свободы на срок до 3 лет, или лишение свободы на срок до 1 года.
По ч.3 ст.174 УК, за вышеуказанные деяния, совершенные лицом, ранее судимым за уклонение от содержания детей либо от возмещения расходов, затраченных государством на содержание детей, находящихся или находившихся на государственном обеспечении, наступает ответственность в виде исправительных работ на срок от 1 до 2 лет, или арест, или ограничение свободы на срок от 1 до 3 лет, или лишение свободы на срок до 2 лет.
К сожалению, следует констатировать, что причина гибели детей – не только детская беспечность, но и безответственное поведение самих родителей, поэтому ст. 159 УК РБ введена ответственность за оставление в опасности.
За заведомое оставление без помощи лица, находящегося в опасном для жизни и здоровья состоянии и лишенного возможности принять меры к самосохранению по малолетству, старости, заболеванию или вследствие своей беспомощности, в случаях, если виновный имел возможность оказать потерпевшему помощь, был обязан о нем заботиться, предусмотрена уголовная ответственность в виде ареста, ограничения свободы на срок до 2 лет.
В случае заведомого оставления в опасности, совершенное лицом, которое само по неосторожности или с косвенным умыслом поставило потерпевшего в опасное для жизни и здоровья состояние, – наступает уголовная ответственность в виде ареста на срок до 6 месяцев или лишения свободы на срок до 3 лет.
Нарушение прав и законных интересов ребенка родителями (опекунами, попечителями) влечет ответственность, предусмотренную в том числе и Декретом Президента РБ от 24 ноября 2006 года № 18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях», в соответствии с которым, дети подлежат государственной защите и помещению на государственное обеспечение в случае, если установлено, что родители ведут аморальный образ жизни, что оказывает вредное воздействие на детей, являются хроническими алкоголиками или наркоманами либо иным образом ненадлежаще выполняют свои обязанности по воспитанию и содержанию детей, в связи с чем они находятся в социально опасном положении.
Свобода одного человека заканчивается там, где начинается свобода другого.
По статье 28 Конституции, «каждый имеет право на защиту от незаконного вмешательства в его личную жизнь, в том числе от посягательства на тайну его корреспонденции, телефонных и иных сообщений, на его честь и достоинство».
Согласно статье 151 Гражданского кодекса Республики Беларусь, где содержится понятие «неприкосновенность частной жизни», к которой относятся сведения, «составляющие личную и семейную тайну, тайну телефонных переговоров, почтовых и иных сообщений, касающиеся состояния здоровья».
Право на личную жизнь включает в себя, в частности, право на личную тайну, свободу располагать собой, недопустимость прослушивания и записи переговоров гражданина. Право на самозащиту – законный способ охраны данных благ. Самозащитой может стать требование прекратить съёмку.
Использование в соцсетях фото, видео без согласия запрещено. Содержание записи, сделанной тайно, может быть расценено как попытка заведомо ложно обвинить человека в совершении преступления. За подобные действия законные представители н/л могут быть привлечены к ответственности. В случае если при фото/видеосъёмке были причинены физические или нравственные страдания, вправе через суд потребовать компенсации морального вреда.
КОДЕКС ОБ ОБРАЗОВАНИИ И УСТАВ ШКОЛЫ
С целью предупреждения правонарушений и преступлений среди обучающихся в рамках школы и за ее пределами, в соответствии с действующим законодательством Республики Беларусь, Устава школы учащимся запрещается:
-носить в школу и иметь при себе любые опасные и нелегальные предметы, оружие, боеприпасы и т.д.;
-развязывать и провоцировать противоправные действия;
-иметь при себе спиртные напитки, наркотические, психотропные средства, употреблять их, находиться под их воздействием в Школе и на мероприятиях;
-курить в школьных помещениях и на школьном дворе;
-играть на занятиях и на перерывах в азартные игры;
-заниматься воровством, совершать акты вандализма, наносить умышленный ущерб имуществу Школы, собственности учащихся;
-регулярно не выполнять получаемые задания, недобросовестно их выполнять;
-разжигать национальную и конфессиональную рознь;
-участвовать в несанкционированных политических и иных митингах;
-во время образовательного процесса пользоваться радиоприемниками, магнитофонами, гаджетами, средствами мобильной связи;
-не посещать занятия без уважительных причин. Пропуски занятий должны быть подтверждены соответствующими документами (справки, приказы);
-одеваться неопрятно, носить одежду, не соответствующую общепринятым нормам, с вызывающими и сомнительного содержания рисунками на ней.
Законные представители несовершеннолетних обучающихся обязаны:
-обеспечивать условия для получения образования и развития обучающихся;
-уважать честь и достоинство других участников образовательного процесса;
-выполнять требования Устава, правил внутреннего распорядка для учащихся.
Согласно статье 126 Кодекса Республики Беларусь об образовании, основаниями для привлечения обучающегося к дисциплинарной ответственности являются противоправное, виновное (умышленное или по неосторожности) неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, возложенных на него актами законодательства, иными локальными правовыми актами учреждения образования (дисциплинарный проступок), в виде действий (бездействия):
– опоздания или неявки без уважительных причин на учебные занятия;
– нарушения дисциплины в ходе образовательного процесса;
– неисполнения без уважит. причин законного требования пед. работника;
– оскорбления участников учебного процесса;
– распространения информации, наносящей вред здоровью обучающихся;
– порчи зданий, оборудований и иного имущества учреждения образования;
– несоблюдения (нарушения) требований законодательства о здравоохранении, пожарной безопасности;
– распития спиртных, слабоалкогольных напитков, пива, употребления наркотических средств, психотропных, токсических и одурманивающих веществ в зданиях и на территории школы, либо появление в состоянии опьянения;
– курения табачных изделий в зданиях и на территории школы;
– иных противоправных действий (бездействия).
За совершение дисциплинарного проступка к обучающемуся могут быть применены меры дисциплинарного взыскания: замечание, выговор, отчисление.
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ВАНДАЛИЗМ
В уголовном и административном законодательстве существует перечень статей, под юрисдикцию которых подпадают действия вандалов за порчу городского имущества.
Нарушителей привлекают к ответственности по статье 10.9 КоАП РБ «Умышленное уничтожение либо повреждение имущества, повлекшее причинение ущерба в незначительном размере», которой предусматривается штраф до 50 базовых величин (если в этих действиях нет состава преступления). Если же сумма нанесенного вреда превысит 40 базовых величин, нарушителю грозит уголовная ответственность.
В частности, по статье 218 УК РБ «Умышленное уничтожение либо повреждение имущества» возможно наказание в виде ограничения свободы на срок до 2 лет. Если эти действия были совершены группой лиц или общественно опасным способом, то, согласно законодательству, можно лишиться свободы на срок от 3 до 12 лет.
По статье 339 УК РБ «Хулиганство» для нарушителей предусмотрено наказание в виде общественных работ, или штраф, или арест на срок до 6 месяцев, или лишение свободы на срок до 3 лет. Если противоправное деяние совершается повторно, либо группой лиц, либо связанное с сопротивлением лицу, пресекающему хулиганские действия, либо сопряженное с причинением менее тяжкого телесного повреждения (злостное хулиганство), – грозит арест на срок от 3 до 6 месяцев, или ограничение свободы на срок до 5 лет, или лишение свободы на срок от 1 до 6 лет.
По статье 341 УК РБ «Осквернение сооружений и порча имущества» – осквернение зданий или иных сооружений циничными надписями или изображениями, порча имущества на общественном транспорте, в общественных местах при отсутствии признаков более тяжкого преступления – наказываются общественными работами, или штрафом, или арестом на срок до 3 месяцев.
Согласно статьи 943 Гражданского кодекса РБ материальный или моральный вред, причиненный действиями н/летнего лица в возрасте от 14 до 18 лет, подлежит возмещению непосредственным причинителем вреда.
Законные представители этого лица, несут ответственность в случае, если у н/летнего нет достаточного заработка или имущества для возмещения вреда.
Обязанность родителей по возмещению вреда, причиненного н/летним в возрасте от 14 до 18 лет, прекращается по достижении совершеннолетия причинившим вред, либо в случае, когда у него до достижения совершеннолетия появились доходы, иное имущество, достаточные для возмещения вреда, либо, когда он до достижения совершеннолетия приобрел дееспособность.
В соответствии со ст. 944 Гражданского кодекса РБ ответственность за вред, причиненный н/летним, может быть возложен судом на родителя, лишенного родительских прав, в течение трех лет после лишения родительских прав, если поведение ребенка, повлекшее причинение вреда, явилось следствием ненадлежащего осуществления родит. обязанностей.
ПРАВОВЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ЗА УЧАСТИЕ В МИТИНГЕ
Если митинг несанкционированный, то уже сам факт участия в таком мероприятии является незаконным, и подростку (а точнее его родителям) грозит штраф в размере до 30 базовых величин (статья 23.34 «Нарушение порядка организации или проведения массовых мероприятий» КоАП РБ). Если нарушение зафиксировано повторно в течение года, то – от 20 до 50 базовых величин.
Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях
Статья 23.34. Нарушение порядка организации или проведения массовых мероприятий
- Нарушение установленного порядка проведения собрания, митинга, уличного шествия, демонстрации, пикетирования, иного массового мероприятия, совершенное участником таких мероприятий, а равно публичные призывы к организации или проведению собрания, митинга, уличного шествия, демонстрации, пикетирования, иного массового мероприятия с нарушением установленного порядка их организации или проведения, совершенные участником таких мероприятий либо иным лицом, если в этих деяниях нет состава преступления, – влекут предупреждение, или наложение штрафа в размере до тридцати базовых величин, или административный арест.
- Нарушение установленного порядка организации или проведения собрания, митинга, уличного шествия, демонстрации, пикетирования, иного массового мероприятия, а равно публичные призывы к организации или проведению собрания, митинга, уличного шествия, демонстрации, пикетирования, иного массового мероприятия с нарушением установленного порядка их организации или проведения, если в этих деяниях нет состава преступления, совершенные организатором таких мероприятий, – влекут наложение штрафа в размере от двадцати до сорока базовых величин или административный арест, а на юридическое лицо – от двадцати до ста базовых величин.
- Деяния, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, совершенные повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такие же нарушения, – влекут наложение штрафа в размере от двадцати до пятидесяти базовых величин или административный арест.
3.1. Деяния, предусмотренные частью 2 настоящей статьи, совершенные повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такие же нарушения, – влекут наложение штрафа в размере от двадцати до пятидесяти базовых величин или административный арест, а на юридическое лицо – от двадцати до двухсот базовых величин.
- Деяния, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, совершенные за вознаграждение, – влекут наложение штрафа в размере от тридцати до пятидесяти базовых величин или административный арест.
- Деяния, предусмотренные частью 2 настоящей статьи, сопровождающиеся выплатой вознаграждения за участие в собрании, митинге, уличном шествии, демонстрации, пикетировании, – влекут наложение штрафа в размере от сорока до пятидесяти базовых величин или административный арест, а на юридическое лицо – от двухсот пятидесяти до пятисот базовых величин.
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА КУРЕНИЕ В ОБЩЕСТВЕННЫХ МЕСТАХ
Права курильщиков заканчиваются там, где начинаются права некурящих согласно действующего законодательства Беларуси.
Статья 17.9 КоАП РБ предусматривает административную ответственность в виде штрафа до 4 базовых величин за курение (потребление) табачных изделий в местах, где оно в соответствии с законодательными актами запрещено.
В Декрете Президента РБ от 17.12.2002 № 28 «О государственном регулировании производства, оборота и потребления табачного сырья и табачных изделий» содержится перечень мест, где курение запрещено.
Курение (потребление) табачных изделий запрещается, за исключением мест, специально предназначенных для этой цели:
в учреждениях (организациях) здравоохранения, культуры, образования, спорта, на объектах торговли и бытового обслуживания населения;
на объектах общественного питания, кроме объектов, реализующих табачные изделия и имеющих предназначенные для обслуживания граждан (потребителей) помещения с действующей системой вентиляции;
в помещениях органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов, организаций;
на всех видах вокзалов, в аэропортах, подземных переходах, на станциях метрополитена;
во всех видах общественного транспорта, вагонах поездов, на судах, в самолетах, за исключением поездов дальнего следования, пассажирских судов и самолетов, в которых предусмотрены места, специально предназначенные для курения.
Составлять протоколы об административном правонарушении и привлекать к административной ответственности за курение в запрещенном месте имеют полномочия: сотрудники органов внутренних дел, органов Министерства транспорта и коммуникаций, органов железнодорожного транспорта, сотрудники метрополитена (при совершении правонарушения в метрополитене).
Под действие статьи 17.9 КоАП РБ курение в подъездах и на лестничных площадках многоквартирных жилых домов не подпадает. Но запрет на курение во вспомогательных помещениях многоквартирного жилого дома закреплен в Правилах пользования жилыми помещениями, содержания жилых и вспомогательных помещений, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21.05.2013 № 399.
Административная ответственность в виде штрафа (до 30 базовых величин) за курение в подъезде либо на лестничной площадке предусмотрена ч.1 ст.21.16 КоАП РБ – нарушение правил пользования жилыми помещениями.
Составить административный протокол по статье ст.21.16 КоАП РБ вправе должностные лица городских исполнительных комитетов, администраций в городах; органов, осуществляющих государственный санитарный надзор; организаций, осуществляющих эксплуатацию жилищного фонда, предоставляющих коммунальные услуги.
Привлечь к административной ответственности по ч.1 ст.21.16 КоАП может суд либо орган государственного санитарного надзора.
ПРАВОВЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ УПОТРЕБЛЕНИЯ СНЮСА, НАСВАЯ
23.08.2016 вступил в действие Закон Республики Беларусь № 407-З от 19.07.2016 «О внесении изменений и дополнений в Уголовный Кодекс Республики Беларусь, Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях и Процессуально-исполнительный Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях».
В связи с принятием Закона недопустимо нарушение норм ст.16.10 КоАП РБ. Если раньше некурительные табачные изделия можно было изготавливать, хранить, перевозить, пересылать и приобретать, то с 23.08.2016 такие действия признаны незаконными и лица, достигшие 16-летнего возраста, будут привлечены к ответственности.
Под некурительными табачными изделиями, предназначенными для сосания и (или) жевания, в настоящей статье понимаются изделия (снюс, насвай), изготовленные из табака (очищенной табачной пыли) и щелочного компонента (мела, извести или прочих щелочных компонентов) с добавлением или без добавления иных ингредиентов.
Статья 16.10 КоАП РБ «Незаконные действия с некурительными табачными изделиями, предназначенными для сосания и (или) жевания»:
- Приобретение, хранение некурительных табачных изделий, предназна-ченных для сосания и (или) жевания, в количестве, не превышающем пятидесяти граммов, – влекут предупреждение или наложение штрафа в размере до 2 б.в.
- Перевозка, пересылка, приобретение, хранение некурительных табачных изделий, предназначенных для сосания и (или) жевания, в количестве, превышающем 50 граммов, а равно реализация таких некурительных табачных изделий при отсутствии признаков незаконной предпринимательской деятельности – влекут наложение штрафа в размере от 10 до 40 базовых величин с конфискацией денежной выручки, полученной от реализации указанных некурительных табачных изделий, орудий и средств совершения административного правонарушения или без конфискации таких орудий и средств либо административный арест с конфискацией денежной выручки, полученной от реализации указанных некурительных табачных изделий, орудий и средств совершения административного правонарушения или без конфискации таких орудий и средств.
- Изготовление некурительных табачных изделий, предназначенных для сосания и (или) жевания, в количестве, превышающем 50 граммов, при отсутствии признаков незаконной предпринимательской деятельности – влечет наложение штрафа в размере от 35 до 45 базовых величин с конфискацией орудий и средств совершения административного правонарушения или без конфискации либо административный арест с конфискацией орудий и средств совершения административного правонарушения или без конфискации.
ПРАВОВЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ УПОТРЕБЛЕНИЯ АЛКОГОЛЬНЫХ НАПИТКОВ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ
Статья 17.3 КоАП РБ «Распитие алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива в общественном месте, либо появление в общественном месте или на работе в состоянии алкогольного опьянения»
- Распитие алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива на улице, стадионе, в сквере, парке, общественном транспорте, в др. общественных местах, кроме мест, предназначенных для употребления алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива, либо появление в общественном месте в пьяном виде, оскорбляющем чело-веческое достоинство и нравственность, – влекут наложение штрафа в размере до 8 б.в.
- Нахождение на рабочем месте в рабочее время в состоянии алкогольного, наркотического опьянения – влечёт наложение штрафа в размере от 1 до 10 базовых вел.
- Действия, предусмотренные частями 1, 2 настоящей статьи, совершённые повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такие же нарушения, – влекут наложения штрафа в размере от 2 до 15 б.в.
Административной ответственности подлежат лица, достигшие к моменту совершения административного правонарушения 16-летнего возраста.
Устанавливается способ приобретения алкогольных напитков, все лица, способствующие доведению н/летнего до состояния алкогольного опьянения, вовлекающие его в употребление алкогольных напитков. Как правило, подростки либо самостоятельно приобретают алкоголь в магазинах, либо просят приобрести для них спиртное взрослых, друзей, знакомых либо недобропорядочных граждан.
В случае самостоятельного приобретения н/летним алкогольных напитков в объектах торговли, реализовавшие их работники, привлекаются к административн ответственности по статье 12.17 КоАП РБ и на них налагается административное взыскание в виде штрафа в размере от 20 до 50 базовых величин.
В случае, если алкогольные напитки для н/л приобретаются взрослыми лицами, равно как и при распитии алкоголя с н/л, подобные лица привлекаются к административной ответственности по ст. 17.4 КоАП РБ и может быть наложено административное взыскание в виде штрафа в размере от 10 до 30 б.в.
В свою очередь н/летние, распивающие алкогольные напитки или пиво, либо появляющиеся в общественных местах в пьяном виде, привлекаются к административной ответственности по ст. 17.3 КоАП РБ и на них налагается административное взыскание в виде штрафа в размере до 8 базовых величин.
За совершение правонарушений подростками, не достигшими 16-летнего возраста, несут ответственность их родители в соответствии со ст. 9.4 КоАП РБ «невыполнение родителями обязанностей по воспитанию н/л детей, повлекшее совершение н/л в возрасте до 16 лет деяния, содержащего признаки администр. правонарушения либо преступления, ответственность за которые наступает после достижения этого возраста». В данном случае родители будут привлечены к административному взысканию в виде штрафа в размере до 10 базовых величин.
Последствия совершения правонарушений несовершеннолетними:
- вся информация о правонарушениях, лицах, их совершивших, заносится в Единый государственных банк данных о правонарушениях;
- за совершение правонарушения н/л подлежит постановке на учёт в ИДН;
- подросток, совершивший правонарушение в пьяном виде, в обязательном порядке подлежит постановке на учёт к врачу-наркологу подросткового кабинета;
- по месту учёбы подростка будет организована ИПР;
- административная ответственность н/л либо его родителей в виде штрафа;
- дальнейшее поступление и трудоустройство в силовые структуры (УО «Академия МВД РБ», УО «Военная академия РБ», ГУО «Институт пограничной службы РБ», ГУО «Командно-инженерный институт» МЧС РБ), прохождение службы в элитных войсках Вооруженных сил явл. проблематичным.
В большинстве случаев подростки употребляют алкогольные напитки в вечернее и ночное время преимущественно в выходные и предвыходные дни в местах массового отдыха в молодёжных компаниях, при этом в употребление алкогольных напитков их вовлекают находящиеся в данных компаниях лица асоциального поведения. В подобных компаниях подростки могут пристраститься не только к алкоголю и табаку, но и к наркотикам, могут быть вовлечены в совершение преступлений, в результате н/летние помимо привлечения к административной ответственности могут быть привлечены и к уголовной.
Преступления с участием н/летних характеризуются особой жестокостью, т.к. они в силу своей легкомысленности не способны осознавать всю тяжесть последствий противоправных деяний, а в состоянии алкогольного опьянения не отдают отчёт своим действиям. К тому же употребление алкогольных напитков и нахождение в состоянии алкогольного опьянение в момент совершения преступления, являются отягчающими обстоятельствами. Тяжесть совершённых в состоянии алкогольного опьянения противоправных деяний непредсказуема.
Вот почему важно родителям знать, где их дети проводят свое свободное время, в каких компаниях общаются, чем они занимаются, контролировать их поведение, не допускать употребления н/летними алкогольных напитков и избегать фактов самостоятельного нахождения н/л в ночное время вне жилища.
Статьей 17.13 КоАП РБ предусмотрена ответственность законных представителей за неисполнение обязанностей по сопровождению или обеспечению сопровождения н/летнего в ночное время вне жилища («…обязаны сопровождать детей, не достигших возраста 16 лет, в период с 23.00 до 6.00 часов вне жилища или обеспечивать их сопровождение совершеннолетними лицами»).
Согласно Постановлению Совета Министров РБ от 22.08.2012 № 772 утвержден порядок передачи н/л в возрасте до 16 лет, обнаруженных сотруд-никами ГОВД в период с 23.00 до 6.00 вне жилища без сопровождения родителей.
Частью 5 ст. 17 Закона РБ «О правах ребенка» закреплено, что: «родители несут ответственность за нарушение детьми законодательства РБ», то есть за совершение ребенком, не достигшим возраста административной либо уголовной ответственности, деяния, содержащего признаки правонарушения, преступления, предусмотрена административная ответственность родителей. Правонарушение состоит в бездействии родителей, т.е. когда они не выполняют обязанности по воспитанию детей, а именно не заботятся о нравственном, духовном, физическом развитии детей, укреплении их здоровья, создании необходимых условий для своевременного получения образования, успешного обучения, чем не выполняют требования, закреплённые ст. 75 Кодекса РБ о браке и семье, что повлекло совершение детьми, не достигшими возраста ответственности, деяния, содержащего признаки правонарушения либо преступления («ребенок вследствие отсутствия надзора за его поведением и образом жизни совершает деяния, содержащие признаки административного правонарушения либо преступления»).
В случае неисполнения обязанностей наступает ответственность обоих родителей по статье 9.4 КоАП РБ, предусмотрено административное взыскание в виде предупреждения или взыскание в виде штрафа.