«Профилактика мелких хищений, хулиганств»
Классный руководитель: Акулич Н.В.
Цель: повышение правовой компетентности детей и родителей посредством актуализации знаний о правах и ответственности детей в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
Задачи:
- Рассмотреть предусмотренную законодательством ответственность за правонарушения в Республике Беларусь.
- Изучить причины правонарушений среди подростков.
- Создать условия для анализа и понимания проанализировать современного эмоционального мира подростка.
- Способствовать осознанию значимости профилактики правонарушений среди подростков через укрепление детско-родительских отношений.
Оборудование: компьютер, проектор, карточки с ситуациями, тесты, памятки для учащихся и родителей, фломастеры, цветные ручки.
Актуальность: многие родители не имеют знаний в области профилактики мелких хищений и хулиганств у несовершеннолетних и не представляют, как учить этому своих детей.
Ход занятия
Начинаем классный час,
Речь пойдёт здесь всё о нас.
Постарайтесь всё понять,
Что – то новое узнать.
- Давным - давно, тысячи лет назад на Земле появились люди. Одновременно с ними появились Главные вопросы:
- Что люди могут делать и чего не могут?
- Что они обязаны делать и чего не обязаны
- На что они имеют право и на что не имеют?
Разыграем сценку с учащимися.
Мальчик: Саша, ты уже который понедельник не готов к чтению!
Саша: Вчера было воскресенье. Я имею полное право на отдых.
Ника (староста): Маша, ты сегодня дежурная, останься, пожалуйста, вымой доску, полей цветы.
Маша: Ника, не имеешь права эксплуатировать ребёнка.
- Ребята, что так активно отстаивают ребята? (Свои права)
- Как вы понимаете, что такое право? …
«Право - возможность что нибудь делать, осуществлять»
- А где прописаны ваши права? (Конституция и Закон «О правах ребёнка» РБ, Конвенция о правах ребёнка – демонстрация документов).
- А вы знаете свои права? Давайте проверим, как вы знаете права детей. А помогут нам в этом литературные герои.
- Выберите задание и ответьте сказочному герою, пользуясь статьями Конвенции о правах ребёнка:
- «Козлятушки - ребятушки, отоприте - ка, отворите - ка». (не имеешь права вторгаться в жилище, оно неприкосновенно)
- «Машенька, будешь у меня жить, печку топить, кашу варить». (Не имеешь права меня эксплуатировать)
- «Серая Шейка, я тебя всё равно съем». (Не имеешь права лишать меня жизни)
- «Отдай мне свою муфту и свое хорошенькое платьице». (Не имеешь права лишать меня имущества)
- Почему было плохо литературным героям? (Были нарушены их права)
- Давайте сделаем вывод: Надо уважать чужие права. Нельзя нарушать чужие права.
- О чем забыли ребята в этих сценках? (Об обязанностях…)
- Каждый ребёнок должен знать свои права. Но не менее важно помнить о том, что кроме прав, у каждого человека есть и обязанности.
- Что такое обязанности? (Круг действий, возложенных на кого - то и обязательных для выполнения).
- Какая самая главная обязанность у вас в семье? (слушаться родителей и лиц, их заменяющих, принимать их заботу и воспитание, получить основное общее образование, соблюдать правила поведения дома и в общественных местах).
- А это где-нибудь прописано? (Нет, существуют традиции семьи).
- А какие обязанности существуют у учеников?
- Давайте с вами назовём некоторые из обязанностей школьника.
Обязанности:
- Уважать права, честь и достоинство всех участников;
- Прилежно учиться;
- Иметь аккуратный вид;
- Соблюдать правила техники безопасности;
- Беречь школьное здание, оборудование;
- Придерживаться общепринятых правил поведения;
- Умножать и развивать лучшие традиции коллектива, беречь честь школы.
- А откуда вы это знаете? (Устав школы)
- Какой вывод мы сделаем?
Вывод: Защищая свои права, нельзя забывать и о своих обязанностях, а также о том, что с определенного возраста несовершеннолетние несут ответственность за нарушение чьих - либо прав, за свое противоправное поведение.
- Тема нашего классного часа «Профилактика мелких хищений и хулиганств у подростков» актуальна на сегодняшний день, так как, к сожалению, не каждый подросток, осознает о совершаемых им противоправных деяниях, которые ведут к тяжелым и трудноисправимым последствиям. Ежегодно подростками совершается более 145 тыс. преступлений. А начинается с простого (демонстрация презентации мелких хищений: взял из коробки, без спросу конфеты, из сумки мамы деньги и т.п.).
- Какие виды ответственности вы знаете? (Ответы детей)
- Существует 4 вида юридической ответственности при нарушениях:
- Уголовная ответственность – ответственность за нарушение законов, предусмотренных Уголовным кодексом. За злостное хулиганство, кражу уголовная ответственность наступает с 14 лет.
- Административная ответственность применяется за нарушения (нарушение правил дорожного движения, нарушение противопожарной безопасности. За административные правонарушения к ответственности привлекаются с 16 лет. Наказание: штраф, предупреждение, исправительные работы.
- Дисциплинарная ответственность – это нарушение трудовых обязанностей, т. е. к примеру: опоздание на работу, учебу, прогул без уважительной причины.
- Гражданско – правовая ответственность регулирует имущественные отношения. Наказания к правонарушителю: возмещение вреда, уплата ущерба.
- А теперь я хочу предоставить слово нашему гостю, который более подробно познакомит вас с видами уголовной ответственности. Сейчас вам будут даны задания, а вы постарайтесь правильно ответить.
Разбор ситуаций.
- №1. Серёжа и Саша играли во дворе в мяч. Ребята разбили мячом окно в доме соседа. Какое правонарушение совершили подростки?
- №2. Подростка задержали на улице в 23 часа 40 минут без сопровождения взрослых. Какое наказание ему грозит?
- №3. Учащиеся 7 класса перед уроком физкультуры находились в раздевалке. После звонко все ушли в спортивный зал, а Дима задержался и похитил мобильный телефон у своего одноклассника. Какое преступление совершил подросток? С какого возраста наступает ответственность за это правонарушение?
- №4. Рома и Петя ехали в автобусе, громко разговаривали, смеялись, нецензурно выражались, агрессивно реагировали на замечания окружающих.
- №5 Рассмотрим следующую жизненную ситуацию, в которой я верю, вы легко сейчас разберетесь. В каждой школе найдутся лентяи, которым не хочется учиться. Звонок в милицию «В школе заложена бомба!». После оказалось, что это была шутка, чтобы сорвать контрольную. Как вы оцените этот поступок? Это преступление или шутка? (ребята высказываются).
\
- Так что, помните, с законом шутки плохи!
- Знаний не бывает много, продолжаем совершенствовать их и закреплять. Давайте попробуем определить виды юридической ответственности при рассмотрении различных нарушений, установить соответствие. И помогут вам в этом ваши родители. Какие виды ответственности вы запомнили?
Виды ответственности:
А - административная ответственность.
Г - гражданско – правовая.
У - уголовная.
Д - дисциплинарная
Игра «Молния! Нарушение и ответственность».
- Порвал учебник одноклассника (Г)
- Появление подростка на улице в нетрезвом виде (А)
- Избил одноклассника (У)
- Совершил кражу мобильного телефона. (У)
- Совершил прогул в школе (Д)
- Переходил дорогу в неположенном месте. (А)
- Разбил мячом окно. (Г)
- Нецензурно выражался в общественном месте. (А)
- Справились дружно! Молодцы!
- Наш классный час подходит к завершению. Он был не только увлекательным, но и поучительным.
- Надеюсь, что знания, полученные сегодня, пригодятся вам в будущем (Закрепление провожу в виде теста и раздаю памятки школьникам).
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Памятка школьнику
- Добросовестно учись.
- Соблюдай дисциплину
- Не пропускай учебные занятия без уважительной причины.
- Аккуратно веди свой дневник, ведь это твой личный документ, по которому о тебе судят.
- Школа - твой второй дом. Береги всё, что в нём находится: мебель, книги, инвентарь. Относись бережно к имуществу других обучающихся и работников школы.
- Веди активный образ жизни и реализуй свои способности, участвуя в школьных мероприятиях.
- Помни, что взрослым ты становишься тогда, когда можешь самостоятельно отвечать за свои поступки.
- Если потребуется твоя помощь, не раздумывай - помоги. В следующий раз помогут тебе.
- В школе ты не один, вокруг тебя твои одноклассники и учителя, имеющие такие же права, уважай их.
- S. Если ты будешь следовать этим советам, будь уверен, проблем у тебя не будет.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Тест
- Что такое Конституция?
а) Книга о приключениях.
б) Основной закон Беларуси.
в) Название шоколада.
- В каком возрасте начинается административная ответственность?
а) с 16 лет.
б) с 18 лет.
в) с рождения.
- Ребенок — это человек. . .
а) который ходит в школу;
б) не достигший 18 лет;
в) достигший 18 лет.
- Что такое закон?
а) Документ, который регулирует права людей.
б) Правило поведения.
в) Наказание за преступление.
- В чем цель наказания?
а) Посадить человека в тюрьму.
б) Предотвратить новые нарушения закона.
в) Наградить правонарушителей.
- Правонарушение - это. .
а) нарушение закона;
б) нарушение распорядка дня;
в) нарушение режима питания.
- Ребенок, совершивший преступление. . .
а) виновен в любом случае;
б) вообще не может быть обвинен в преступлении;
в) невиновен, пока его вина не доказана по закону.
- Преступление - это. . .
а) особо опасный проступок;
б) добрый поступок;
в) не очень опасный проступок.
- Что обязан сделать милиционер при задержании несовершеннолетнего?
а) Сообщить начальству
б) Сообщить его родителям.
в) Сообщить классному руководителю.
- С какого возраста начинается уголовная ответственность?
а) С 16 лет.
б) С 14 лет в особых случаях.
в) С 18 лет.
- Запрещается вовлечение детей в. . .
а) преступление;
б) игру;
в) поход.
- Ребенок имеет право на:
а) жизнь;
б) общение с родителями;
в) защиту от голода и болезней.
- Защита Отечества - это. . .
а) долг и награда;
б) обязанность;
в) долг и обязанность.
- Вовлечение детей в распитие спиртных напитков. . .
а) запрещено;
б) полезно;
в) не наказывается.
- Ребенок свободен. . .
а) выражать свое мнение по вопросам, касающимся его;
б) свободен выбирать религию;
в) оба варианта.
- Какой самый распространенный вид наказания?
а) Предупреждение.
б) Вызов в милицию.
в) Штраф.
- Порвал учебник одноклассника
- Появление подростка на улице в нетрезвом виде
- Совершил кражу мобильного телефона.
- Совершил прогул в школе
- Переходил дорогу в неположенном месте.
- Нецензурно выражался в общественном месте.
- Козлятушки - ребятушки, отоприте - ка, отворите - ка».
- «Машенька, будешь у меня жить, печку топить, кашу варить».
- «Серая Шейка, я тебя всё равно съем».
- «Отдай мне свою муфту и свое хорошенькое платьице».
Обязанности:
- Уважать права, честь и достоинство всех участников;
- Прилежно учиться;
- Иметь аккуратный вид;
- Соблюдать правила техники безопасности;
- Беречь школьное здание, оборудование;
- Придерживаться общепринятых правил поведения;
- Умножать и развивать лучшие традиции коллектива, беречь честь школы.