Родительский университет

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СЕМИКЛАССНИКОВ

17.10.2024

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ

ОСОБЕННОСТИ СЕМИКЛАССНИКОВ

Для того чтобы избежать ошибок в отношениях с подростками, родители должны хорошо знать природу происходящих в этот период физиологических процессов, возможности организма подростка и предъявлять посильные требования, избегая перегрузок, обеспечить достаточную двигательную активность в режиме дня ребёнка, участие в общественно значимом труде, широко привлекать его к массовым видам физической культуры во внеклассное время.

«Портрет семиклассника»

Седьмой класс – это время полового созревания и ускорения физического развития: в организме происходят важные изменения, в том числе появляются вторичные половые признаки. Этот период – время больших возможностей и больших опасностей. Ребенок как бы заново знакомится с собой, что во многом связано с происходящими физическими изменениями, ощущениями собственных новых возможностей.

В седьмом классе возникают первое половое влечение (часто неосознанное), новые переживания, потребности и интересы. Возникает желание любить и быть любимым, появляется особый новый интерес к этой сфере человеческих отношений. Нередко именно поведение взрослых, их нежелание понимать закономерность происходящего с их детьми рождает глубокие, серьезные переживания у подростков, создает основу для их конфликтов со взрослыми. Главная задача взрослых в этот период – сделать так, чтобы подросток понимал, что с ним происходит, и осознанно решал встающие перед ним проблемы. В этом возрасте важно укрепить у ребенка чувство собственного достоинства, самоуважения, развить представление о себе, помочь ему улучшить отношения со сверстниками своего и противоположного пола.

 

Рекомендации родителям, как справиться с подростковым кризисом

  1. Необходимо внимательно относиться к возрастному развитию своего ребенка, чтобы не пропустить первые, еще смазанные и неотчетливые, признаки наступления подросткового возраста. Время наступления у каждого – своё и никакие общие правила не могут быть догмой.
  2. Отнеситесь серьезно к индивидуальным темпам развития вашего ребенка. Не считайте его маленьким, когда он уже начинает ощущать себя подростком. Но и не толкайте в «подростничество» насильно. Возможно, вашему сыну (или дочке) нужно на год или два больше времени, чем его сверстникам. Ничего страшного в этом нет.
  3. Выслушайте все декларации вашего подростка, какими бы глупыми и незрелыми они вам не казались. Добейтесь того, чтобы вы одинаково понимали, что именно значит, например, такая фраза, как: «Я все могу решать сам!». Что именно за ней стоит? Я могу сам решать, какую куртку мне надеть на прогулку? Или я могу сам решать, ночевать ли мне дома? Серьезное, лишенное насмешки и пренебрежения обсуждение важно.
  4. Как можно раньше дайте подростку столько самостоятельности, сколько он может реализовать. Утомительно и занудно советуйтесь с ним по каждому пустяку («Как ты думаешь, какие лучше обои купить? Подешевле и похуже или получше, но подороже?») Обсуждайте с ним свои проблемы и проблемы семьи. Пусть подросток поймет, что вы не на словах, а на деле, видите в нем равного вам члена семьи.
  5. Обязательно сами делайте то, чего вы хотите добиться от своего сына (или дочки). Звоните домой, если где-то задерживаетесь. Рассказывайте не только о том, куда и с кем вы ходите, но и о содержании вашего времяпрепровождения. Давайте развернутые и по возможности многоплановые характеристики своим друзьям и знакомым. Это позволит вам больше узнать о друзьях вашего сына (или дочки). Делитесь с подростком своими проблемами. Не стесняйтесь попросить у него совета. Вопреки распространенному мнению, иногда подростки чувствительны и тактичны в оценке и коррекции именно чужих ситуаций. Кроме того, в этом случае существенно повышается вероятность того, что и со своей проблемой ребёнок пойдет именно к вам.

Классный руководитель 7 «В» класса Сокур Светлана Викторовна

свернуть

Как помочь подростку в конфликтной ситуации?

02.11.2024

Памятка для родителей

Как помочь подростку в конфликтной ситуации?

  • Предложите выговориться и молча выслушайте.

Уделите столько времени, сколько понадобиться, слушайте внимательно, как взрослого собеседника. Если ребенок не получит уважение и признание от вас, то это отдалит вас друг от друга.

  • Не навязывайте свою помощь.

Просто заверьте, что вы в любом случае будете рядом.

  • Научите не сравнивать себя с другими.

Вселяйте подростку веру в собственные силы. Хвалите за успехи, подмечайте достоинства, убеждайте, что он лучший, что бы ни случилось. Не требуйте от него быть идеальным. Научите его, что не страшно ошибаться, что на ошибках учатся.

  • Будьте приветливы и уважительны к его друзьям.
  • Расширьте круг интересов.

Важно, чтобы подросток занимался тем, что ему действительно нравится.

  • Мотивируйте хорошее поведение.

Хвалите, благодарите. Особое внимание обращайте, когда подросток добровольно выполнил обязанности, которые вы ему не делегировали. Это проявление ответственности и хороших отношений между вами.

  • Обнимайте.

Перед тем как обнять, спросите разрешения. Не сюсюкайте и не иронизируйте во время объятий.

В том случае, если все принятые меры не помогли избавить подростка от стресса, связанного с конфликтом, то необходимо обратиться за профессиональной психологической помощью.

Наберитесь терпения. Помните, что подростковый период – явление временное.

Классный руководитель 7 «А» класса                               Тарасова Т.В.

свернуть

Психологические и физиологические особенности семиклассников

В рамках проекта «Родительский университет» 10.09.2024 в 7 «А» классе было проведено родительское собрание «Психологические и физиологические особенности семиклассников».

 В 12-13 лет практически все дети пересекают рубеж подросткового возраста. Ведущая деятельность подростка – общение, главное новообразование этого возраста – чувство взрослости.

В этот период подростку становится интересно многое: вопросы прошлого и будущего, проблемы войны и мира, жизни и смерти, экологические и социальные темы, возможности познания мира. При этом школьные интересы уступают свое место внеучебным.

Подростку становится неинтересным многое из того, чем он увлекался раньше. С этим связано чрезвычайно сложное и серьезное по своим последствиям полное отсутствие интересов.  Школа, учение закономерно отходят на второй план. Это важный и необходимый этап развития. Однако подобное снижение значимости учения у ребенка требует от взрослых особого к нему внимания. Формализм в усвоении знаний — существенная причина трудностей в учении в средних классах школы.

Если хотите, чтобы подростковый возраст прошел без осложнений, следует соблюдать следующие требования:

  1. Строго следите за соблюдением режима дня, поскольку у подростка очень хрупкий организм, он может часто болеть, у него обостряются хронические заболевания. 
  2. Подростки часами болтают по телефону, смотрят телевизор, круглосуточно слушают громкую музыку. Научите ребенка дорожить своим временем.
  3. Самое важное для ребенка – общение. Разговаривайте с ним каждый день, обсуждайте, что интересного произошло в течение дня. Не выпытывайте у него информацию, лучше организуйте диалог, расскажите о своих проблемах, таким образом подавая ребенку пример самораскрытия. Чаще обсуждайте с ним разные вопросы семейной жизни.
  4. Старайтесь не ругать подростка в случае неудачи. Помогите ему разобраться в причинах случившегося.
  5. Хвалите ребенка и проявляйте любовь, не забывайте о тактильном контакте (обнимайте, целуйте).
  6. Приучайте подростка к систематическому труду. У него обязательно должны быть обязанности по дому.
  7. Создайте дома обстановку нетерпимости к курению и употреблению алкоголя, тогда и у ребенка не появятся подобные вредные привычки.
  8. Попытайтесь организовать систематические занятия спортом. Следите за тем, чтобы ребенок посещал уроки физической культуры и спорта.
  9. В случае появления у ребенка необычной манеры поведения проанализируйте причины ее появления, при необходимости обратитесь к психологу.

Памятка для родителей

  1. Будьте особенно внимательны и наблюдательны, обращайте внимание на любые изменения в поведении своего ребёнка.
  2. Старайтесь говорить со своим ребёнком открыто и откровенно на самые деликатные темы.
  3. Рассказывайте о своих переживаниях в том возрасте, в котором сейчас ваши дети.
  4. В период полового созревания мальчикам важна поддержка и одобрение со стороны мам, а девочкам – со стороны пап.
  5. Проявляйте ласку к своим детям, демонстрируйте им свою любовь.

 

На собрании перед родителями выступила школьный психолог Е.В. Булавская с темой «Увлечение – средство воспитания и лечения» (профилактика суицидального поведения и половой неприкосновенности). Елена Виленовна акцентировала внимание на том, что каждый подросток – личность. Самое ценное у ребенка – это его жизнь. Также обратила внимание на основные мотивы суицидального поведения подростков: обиды, переживания, одиночество, уход из семьи родителя, страх наказания, чувство мести, злобы, протеста, желание привлечь к себе внимание. Каждому родителю нужно держать руку на пульсе во избежание трагедии.

 

 

 

Классный руководитель 7 «А»    Тарасова Т.В.

свернуть

С родителями 4 «Д» класса было проведено занятие Родительского университета

05.09.2024

5 сентября с родителями 4 «Д» класса было проведено занятие Родительского университета по теме: «Особенности обучения в 4 классе». 

 

Четвертый год обучения в младших классах завершает первый этап школьной жизни ребенка. Четвероклассники – это выпускники начальной школы. Перспектива перехода в среднюю школу заставляет взрослых обращать первостепенное внимание на сформированность у четвероклассников учебных умений и навыков.

К четвертому классу у большинства детей уже складывается индивидуальный стиль учебной работы. Общий подход ребенка к ее выполнению хорошо прослеживается при подготовке домашних учебных заданий. Так, например, одни приступают к урокам сразу после прихода из школы, другим требуется отдых (разной продолжительности). Кто-то быстро и легко включается в работу, а кому-то требуется подготовительный период. Один ребенок начинает выполнять домашние задания с трудных учебных предметов, другой, наоборот, с легких. Есть дети, которые лучше усваивают материал с опорой на графические изображения (рисунки, схемы и т.п.), и есть дети, предпочитающие словесное объяснение.

Памятка родителям:

  1. Принимайте ребенка таким, какой он есть, давая ему возможность измениться.
  2. Развивайте в ребенке положительные эмоции, почаще дарите свое время, внимание и улыбку.
  3. Чаще хвалите, ободряйте ребенка, поощряйте его за хорошие поступки.
  4. Постоянно проявляйте заинтересованность делами своего ребенка. Он должен постоянно чувствовать вашу поддержку и заботу.
  5. С пониманием относитесь к переживаниям и страхам ребенка, не высмеивайте их и не пытайтесь решительными мерами это искоренить. Необходимо выработать у ребенка иммунитет на страх.
  6. Никогда не обманывайте детей. Единожды обманув, вы можете на долгое время потерять доверие ребенка.
  7. Если вы чувствуете, что ребенок обманывает вас, постарайтесь вызвать его на откровенный разговор. Не наказывайте ребенка, если он сам даст оценку собственному поступку.
  8. Откажитесь от практики постоянных запретов. Это может вызвать желание сделать наоборот.
  9. Никогда не говорите ребенку, что он хуже других детей. Воспитывайте в нем чувство уверенности в себе. Это первые шаги к успеху.
  10. Не критикуйте и не наказывайте ребенка в присутствии других детей и взрослых.
  11. Не шантажируйте своих детей («если ты это не сделаешь, то...»).
  12. Учите ребенка уважать других людей. Чаще говорите хорошее о людях в его присутствии.
  13. Не стесняйтесь признать свою неправоту.
  14. Не делайте ребенка «громоотводом» для разрядки своих родительских эмоций.
  15. Не подавляете ребенка своим авторитетом. Не занижайте его самооценку.
свернуть

План работы родительского университета государственного учреждения образования «Средняя школа № 5 г. Жодино» на 2024/2025 учебный год

План

работы родительского университета

государственного учреждения образования

«Средняя школа № 5 г. Жодино»

на 2024/2025 учебный год

 

I ступень – «Мой ребенок – младший школьник»

для родителей учащихся I-IV классов

п/п

Темы занятий, перечень изучаемых вопросов

Формы проведения

Сроки проведения

Ответственные

1-ый класс

11

Тема 1. Адаптация учащихся в 1-м классе.

Физиологическая, психологическая и социальная адаптация обучающихся к школе. Причины социально-психологической дезадаптации. Помощь ребенку в адаптации к школе

Лекция

Август 2024

классные руководители

12

Тема 2. Режим дня школьника. Соблюдение санитарно-гигиенических норм. Организация режима дня школьника. Воспитание самостоятельности и организованности у первоклассника.

Мастер-класс

26.11

 

Корнева Н.В., классный руководитель;

Илюхина И.В., медицинский работник

13

Тема 3. Значение семейных традиций в формировании и развитии ребенка.

Ценности, традиции и обычаи семьи. Значение примера родителей в воспитании ребенка. Значение семейных традиций в формировании у ребенка желания трудиться

Форум

25.02

Корнева Н.В., классный руководитель

14

Тема 4. Положительные эмоции в жизни школьника.

Эмоции в нашей жизни. Значение эмоционально-чувственной сферы для формирования полноценной личности. Рекомендации родителям по развитию положительных эмоций ребенка

Занятие с элементами тренинга

22.04

 Корнева Н.В., классный руководитель

2-ой класс

21

Тема 1. Как родители могут помочь ребенку учиться. Соблюдение режима дня – важное условие успешной учёбы ребенка. Контроль родителей за выполнением домашних заданий школьников. Типичные ошибки родителей в организации учебного труда ребенка

Семинар-практикум

17.09

Юрусова  В В., классный руководитель

22

Тема 2. Главные правила здорового образа жизни.

Здоровье школьника и его успехи в учёбе. Формирование здорового образа жизни учащихся младших классов. Основные правила здорового образа жизни: рациональное питание, двигательная активность, положительные эмоции. Роль семьи в физическом воспитании детей. Кодекс семейного здоровья

Круглый стол

19.11

 

Юрусова  В.В., классный руководитель,

Илюхина И.В., медицинский работник

23

Тема 3. Влияния семьи на эмоциональное состояние ребенка.

Семейное благополучие и семейное неблагополучие. Факторы, причины и индикаторы семейного неблагополучия. Семьи со скрытой формой неблагополучия.

Влияние внутрисемейных отношений на развитие личности и психическое здоровье ребенка

Лекция

18.02

Булавская Е.В. педагог-психолог

24

Тема 4. Трудовое воспитание детей в семье.

Воспитание в труде. Роль семьи в развитии работоспособности ученика. Как научить современного ребенка трудиться

Дискуссия

15.04

Юрусова  В.В., классный руководитель

3-ий класс

31

Тема 1. Значение школьной отметки в жизни ребёнка.

Отметка и оценка знаний учащихся. Критерии оценки. Влияние оценки на самооценку учащихся. Рекомендации родителям по формированию у ребенка навыков самоконтроля, умения работать самостоятельно, воспитания интереса к знаниям

Беседа

10.09

Мелешко Е.В., классный руководитель

32

Тема 2. Психологические и физиологические особенности третьеклассников.

Специфика развития восприятия, внимания, памяти, мышления у младших школьников. Особенности межличностного общения. Самооценка младших школьников

Лекция

12.11

 

Мелешко Е.В, классный руководитель

33

Тема 3. Здоровая семья – здоровый ребенок.

Формирование умений и навыков здорового образа жизни. Спорт в жизни родителей и детей. Основные правила здорового образа жизни

Практикум

11.02

Мелешко Е.В., классный руководитель,

Чапкович О.А., учитель физической культуры и здоровья

34

Тема 4. Эффективное общение в семье – залог успеха школьника.

Сущность семейного общения. Семья как система межличностных взаимодействий. Общение как процесс взаимовлияния. Особенности семейного общения. Культура семейного общения. Влияние общения родителей с детьми на их полноценное развитие. Навыки эффективной коммуникации. Создание в семье атмосферы защищенности, тепла и любви

Занятие с элементами тренинга

08.04

Булавская Е.В. педагог-психолог

4-ый класс

41

Тема 1. Ребенок и компьютер.

Компьютер дома: польза или вред? Компьютерные игры.

Влияние компьютера на организм и личность ребенка. Плюсы и минусы использования компьютера школьником. Как правильно организовать работу школьника за компьютером. Сохранение здоровья ребенка при работе за компьютером

 

Круглый стол

01.10

Дорош О.Л., классный руководитель

42

Тема 2. Как научить своего ребенка жить в мире людей.

Воспитание культуры поведения и уважения к людям у учащихся. Формирование правил поведения и хороших манер. Культура личности: культура внешности, общения, речи. Эффективное общение: основные составляющие

Круглый стол

03.12

 

Дорош О.Л, классный руководитель;

 

43

Тема 3. Возрастные психофизиологические особенности учащихся 4-х классов.

Познавательная рефлексия: способность осознать причины учебных неудач и успехов. Формирование произвольности познавательных процессов: внимания, памяти. Личностные особенности младших школьников.

 

Лекция

04.02

Дорош О.Л., классный руководитель

44

Тема 4. Книги в жизни школьника.

Отношение ребенка к учебной и художественной литературе. Как сохранить любовь к книге при информационной перегрузке в современном мире

Дискуссия

01.04

Дорош О.Л., классный руководитель

 

 

II ступень – «Мой ребенок – подросток»

для родителей учащихся V-IX классов

п/п

Темы занятий, перечень изучаемых вопросов

Формы

проведения

Сроки проведения

Ответственные

5-ый класс

11

Тема 1. Адаптация ребенка в новом коллективе.

Формирование нового учебного коллектива 5 класса. Адаптация ребенка в новой среде. Трудности адаптации пятиклассников к школе

Семинар-практикум

08.10

Добровольская Т.П., классный руководитель

12

Тема 2. Ребенок среди сверстников

Детский коллектив и его значение в развитии личности школьника. Потребности ребенка в признании и самореализации. Проблемы лидерства. Развитие способности к сотрудничеству как предпосылка успешности в жизни. Как помочь ребенку в налаживании отношений со сверстниками

 

Семинар-практикум

03.12

Добровольская Т.П., классный руководитель

13

Тема 3. Ваш ребенок вырос.

Особенности младшего подросткового возраста. Физическое, психическое и социальное развитие младших подростков. Общение подростков со сверстниками и взрослыми. Трудности и риски младшего подросткового возраста

Лекция

04.03

Добровольская Т.П., классный руководитель

14

Тема 4. Меры наказания и поощрения в современной семье.

Вопросы дисциплины в семье с младшими подростками. Почему не работают привычные методы воспитания. Как стать подростку другом без потери родительского авторитета

Дискуссия

06.05

Добровольская Т.П., классный руководитель;

  

6-ой класс

21

Тема 1. Семья как персональная микросреда жизни и развития ребенка. Нравственные и культурные ценности семьи.

Ребенок и удовлетворение его потребностей в семье. Психолого-педагогические факторы развития и воспитания ребенка в семье. Типы семейного воспитания и их характеристика. Проблемы нравственного воспитания детей в семье. Нравственные традиции и обычаи. Ценности семьи как основа воспитания ребенка

Беседа

15.10

Лукьянчик В.Ю., классный руководитель;

22

Тема 2. Профилактика проблемного поведения подростков.

Отклоняющееся поведение подростков. Формы аддиктивного (зависимого) поведения подростков (курение, алкоголизм, наркомания и др.). Причины зависимого поведения. Профилактика зависимостей в подростковой среде. Роль родителей в предупреждении отклоняющегося поведения подростков.

Лекция

10.12

Лукьянчик В.Ю., классный руководитель,

Булавская Е.В., педагог-психолог

23

Тема 3. Безопасность подростков в сети Интернет.

Виртуальная реальность: возможности и опасности. Основные правила медиабезопасности для родителей и подростков. Профилактика интернет-рисков. Как уберечь ребенка от опасностей в социальных сетях

Семинар-практикум

11.03

Лукьянчик В.Ю.., классный руководитель;

 

24

Тема 4. Организация летнего отдыха подростков.

Правила безопасного поведения летом. Опасности свободного времяпровождения подростков. Рекомендации родителям по обеспечению безопасности детей в летний период

Беседа

13.05

Лукьянчик В.Ю., классный руководитель

 

7- ой класс

31

Тема 1. Психологические и физиологические особенности семиклассников.

Возрастные особенности 13-14-летних подростков. Специфика развития внимания, памяти, мышления. Половое созревание. Здоровье школьника и его успехи в учёбе

Лекция

22.10

Тарасова Т.В., классный руководитель

32

Тема 2. Как повысить учебную мотивацию подростков.

Отношение подростков к обучению. Потеря интереса к учебе у подростков – что делать и как избежать. Причины снижения учебной мотивации в подростковом возрасте. Как заинтересовать подростка обучением? Мотивация на успех

 

Семинар-практикум

17.12

Тарасова Т.В., классный руководитель

33

Тема 3. Правила поведения с подростками: особенности переходного возраста

Жизнь семьи с ребенком-подростком: борьба принципов или поиски компромиссов. Психологический климат в семье.

Родительский авторитет. Как его приобрести и как не потерять. Правила взаимодействия с подростком

Занятие с элементами тренинга

18.03

Тарасова Т.В., классный руководитель,

Булавская Е.В., педагог-психолог

 

34

Тема 4. Профилактика правонарушений подростков.

Противоправное поведение несовершеннолетних. Факторы и причины правонарушений. Подростки «группы риска»

Беседа

 

 

 

 

20.05

Тарасова ТВ., классный руководитель;

 

8-ой класс

41

Тема 1. Жизненные цели подростков.

Цели подросткового периода. Постановка целей и их достижение.

Успеваемость в школе как один из факторов успешного достижения целей

Беседа

01.10

Мурашко Е.Н., классный руководитель,

42

Тема 2. Как уберечь подростка от насилия.

Насилие и безопасность наших детей. Виды насилия. Анализ проблемных ситуаций. Профилактика основных рисков. Особенности виктимного поведения (поведения «жертвы»)

Лекция

19.11

Мурашко Е.Н., классный руководитель;

Булавская Е.В., педагог-психоло

43

Тема 3. Осторожно: суицид.

Суицид среди несовершеннолетних. Виды и причины. Мотивы суицидального поведения у подростков. Индикаторы суицидального риска.

Профилактика суицидального поведения

Семинар-практикум

11.02

Мурашко Е.Н., классный руководитель;

44

Тема 4. Культура поведения в конфликтных ситуациях.

Понятие «конфликт». Супружеские ссоры и конфликты. Развод как психотравмирующий фактор. Последствия развода для супругов и детей.

Семейные конфликты в диаде «родители-дети», причины их возникновения. Стратегии поведения в конфликте, способы преодоления и профилактика детско-родительских конфликтов.

Школьные конфликты. Культура поведения взрослых и детей при возникновении школьных конфликтов

Семинар-практикум

15.04

Мурашко Е.Н., классный руководитель;

 

9-ый класс

51

Тема 1. Портрет современного подростка.

Индивидуальные особенности подростка и характерные возрастные черты. Ключевые переживания возраста. Личностные особенности и особенности общения. Возможные проблемы, внешние и внутренние конфликты, отношение к учебе

Семинар-практикум

17.09

Цыбулька Т.П., классный руководитель;

52

Тема 2. Агрессия, её причины и последствия.

Формы агрессивного поведения подростков. Причины агрессивности и ее влияние на взаимодействие подростка с окружающими людьми.

Возможные способы преодоления агрессивности в поведении подростка. Рекомендации для родителей по профилактике и коррекции агрессивного поведения подростка

Занятие с элементами тренинга

26.11

Цыбулька Т.П., классный руководитель;

53

Тема 3. Формирование здорового образа жизни: вредные привычки и как им противостоять.

Подростковый возраст как фактор риска для возникновения вредных привычек и зависимостей. Формирование у подростков потребности в здоровом образе жизни, ответственности за своё здоровье. Профилактика вредных привычек

Беседа

28.01

Цыбулька Т.П., классный руководитель;

54

Тема 4. Профессиональная ориентация девятиклассников. Как помочь подростку выбрать профессию?

Профессиональные намерения и возможности учащихся. Влияние семьи на выбор профессии подростком. Как родители могут поддержать ребенка при выборе профессии? Знакомство родителей обучающихся с результатами диагностики склонностей, способностей и профессиональных интересов подростков

Семинар-практикум

13.05

Цыбулька Т.П., классный руководитель;

Булавская Е.В., педагог-психолог

 

III ступень – «Мой ребенок – старшеклассник»

для родителей учащихся X-XI классов

п/п

Темы занятий, перечень изучаемых вопросов

Формы проведения

Сроки

проведения

Ответственные

10-ый класс

11

Тема 1. Здоровье - это жизнь.

Факторы риска для здоровья современной молодежи. Проблема здорового питания. Увлечение диетами.

Гиподинамия – проблема современных молодых людей. Стресс и его влияние на здоровье. Вредные привычки.

Сохранение здоровья и правила здорового образа жизни. Режим дня.

Лекция

24.09

Голоскок С.В., классный руководитель;

Илюхина И.В., медицинский работник

12

Тема 2. Первая любовь в жизни вашего ребенка.

Особенности юношеской любви. Культура поведения влюбленных. Как помочь, а не навредить взрослеющему ребёнку

Дискуссия

17.12

Голоскок С.В., классный руководитель;

 

13

Тема 3. Роль семьи в формировании репродуктивного здоровья юношей и девушек.

Репродуктивное здоровье юношей и девушек. Факторы риска для репродуктивного здоровья. Условия сохранения репродуктивного здоровья.

Отношения между юношами и девушками, любовь и сексуальные отношения.

Рискованное поведение молодежи.

Лекция

21.01

Голоскок С.В., классный руководитель;

 

14

Тема 4. Как помочь старшекласснику обрести уверенность в себе?

Влияние застенчивости и неуверенности на учебные успехи старшеклассника. Пути преодоления застенчивости и неуверенности старшеклассника дома и в школе

Дискуссия

20.05

 

Голоскок С.В., классный руководитель;

Булавская Е.В., педагог-психолог

11-ый класс

21

Тема 1. Как помочь старшекласснику в профессиональном самоопределении?

Определение профессиональных склонностей и способностей старшеклассников. Факторы, влияющие на выбор профессии. Роль родителей в процессе выбора профессии и самоопределении старшеклассника. Приоритеты старшеклассников в выборе профессии.

Беседа

08.10

Малинина Н.С., классный руководитель

22

Тема 2. Как уберечь ребенка от зависимостей?

Зависимое поведение, его причины, факторы риска. Формирование зависимости.

Виды угроз, представляющих опасность для жизни, физического, психического и нравственного здоровья и полноценного развития старшеклассника. Интернет-зависимость. Пути профилактики и преодоления: памятка для родителей

Лекция

10.12

Малинина Н.С., классный руководитель

Илюхина И.В., медицинский работник

23

Тема 3. Подготовка старшеклассников к будущей семейной жизни.

Воспитание старшеклассника как будущего семьянина. Формирование осознанного отношения к вступлению в брак и будущей семейной жизни. Формирование ценностного отношения к родительству, рождению и воспитанию детей.

Роль семейных взаимоотношений и традиций в подготовке старшеклассников к семейной жизни

Дискуссия

11.03

Малинина Н.С., классный руководитель

Булавская Е.В., педагог-психолог

2.4

Тема 4. Как помочь ребёнку в период подготовки к экзаменам?

Профилактика экзаменационного стресса. Факторы, усиливающие и снижающие тревогу. Как помочь старшекласснику справиться с тревогой (мнемотехники, приемы концентрации внимания и приемы расслабления в стрессовой ситуации).

Сотрудничество родителей и педагогов в период подготовки старшеклассников к экзаменам. Помощь в подготовке к экзаменам: правила для родителей выпускников. Режим учебного труда и отдыха в экзаменационный период

Семинар-практикум

06.05

Малинина Н.С., классный руководитель

 

 

свернуть

«КНИГИ В ЖИЗНИ ШКОЛЬНИКА»

18.05.2024

 

«КНИГИ В ЖИЗНИ ШКОЛЬНИКА»

 

 

Подготовила

учитель начальных классов                             Н.В. АКУЛИЧ

 

Круглый стол

 

«КНИГИ В ЖИЗНИ ШКОЛЬНИКА»

 

 

Цель: формирование активной позиции родителей в отношении приобщения ребенка к чтению.

    Задачи:

    привлечь внимание родителей к книге как важному фактору обучения и воспитания личности;

    способствовать развитию читательской активности и улучшению качества чтения учащихся посредством повышения статуса книги и чтения в семье;

    обсудить проблему, связанную с нежеланием детей читать;

    дать рекомендации родителям по формированию у младших школьников читательского интереса.

     Предварительная подготовка: анкетирование учащихся.

    Форма проведения: круглый стол.

 

Добрый вечер! Сегодня мы в очередной раз будем говорить о проблемах в жизни наших детей. Тему разговора сформулируем совместно после прочтения высказываний известных людей.

Книга для детей – это в самом деле хорошая пища – вкусная, питательная, светлая, способствующая их духовному росту.

К.И. Чуковский

Корне́й Ива́нович Чуко́вский (Николай Корнейчуков,18821969) – русский советский поэт, публицист, литературный критик, переводчик и литературовед, детский писатель, журналист.

 

Я люблю книги: каждая из них мне кажется чудом, а писатель магом, я не могу говорить о книгах иначе, как с волнением, с радостным энтузиазмом.

М. Горький

Макси́м Го́рький (Алексе́й Макси́мович Пешко́в, 18681936) – советский писатель, поэт, прозаик, драматург, журналист, публицист и общественный деятель.

 

Книга – это лекарство для души, и кладовая наук, и источник мудрости.

А.Г. Глухов

Алексей Гаврилович Глухов (1925–2015) – советский и российский журналист и писатель, историк книги, библиотечного дела

 

Жизнь познается из книг и произведений искусства, быть может, еще в большей мере, чем из самой жизни.

Т. Драйзер

Теодо́р Дра́йзер (18711945) – американский писатель, публицист и прозаик, общественный деятель.

 

Высказывания родителей. Сообщение темы родительского собрания.

Обратите внимание на годы жизни людей, чьи высказывания вы прочитали. Возможно, роль книги была значима для их поколения, а сегодня можно обойтись и без книги, ведь в мире выросла массовая аудитория, воспитанная не в атмосфере книжности, а в атмосфере мультимедиа?

Высказывания родителей.

Какой книге – электронной или на бумажном носителе – вы бы отдали предпочтение?

Высказывания родителей.

Исследователи, занимающиеся данной проблемой, считают, что для детей младшего школьного возраста бумажный вариант книги предпочтительнее, поскольку в этот период у ребенка совершается переход от наглядно-образного к словесно-логическому, понятийному мышлению. В связи с этим текст на бумаге воспринимается значительно ярче и в большей степени заставляет сопереживать героям и рассказанным событиям.

Отмечается, что при чтении мозг старается создавать определенные зацепки, «якоря». Когда мы имеем дело с бумажной книгой, этими зацепками служат цвет обложки, формат издания, характеристики переплета, вид страниц, запахи, расположение текста, наличие картинок. Благодаря всему этому в голове создается структура, помогающая выискивать в памяти нужную информацию. В электронном же варианте все тексты одинаковы, поэтому мозгу не за что зацепиться, кроме самих данных. Если мы не взаимодействуем с книгой, то она не произведет на нас никакого эффекта, наш мозг просто не начнет работать.

Физическое ощущение тоже имеет большую ценность для мозга человека. Перелистывание страниц оказывает положительное влияние на качество запоминания информации, т.к. между ними устанавливается визуальная связь, представляющая собой что-то вроде карты закладок. Не меньшее влияние оказывает возможность оценить продвижение в чтении – не в виде цифр, как в современных устройствах, а по толщине прочитанных страниц, их соотношению к общему размеру произведения. Запах листочков, текстура страниц, вид печати – все это учитывается мозгом и делает бумажный формат крайне интересным и ценным.

Кроме этого, тактильные ощущения от контакта с книгой дает мозгу важное ощущение объема произведения – ребёнок может мысленно путешествовать по страницам.

При чтении бумажной книги мы ярче переживаем эмоции. Опять же, это подтверждено опытами. Ученые исследовали физиологические реакции организма, в частности, активность нервной системы при чтении бумажных и электронных книг. В первом случае эти реакции были почти в два раза выше.

Запах книжных страниц, удовольствие от приобретения свежего томика в красивой обложке, рассматривание корешков на полках домашней библиотеки… Проще говоря, бумажные книги сами по себе вызывают больше приятных эмоций.

  Много лет назад в США был бум на «читалки», некоторые жанры почти полностью перекочевали в электронный формат. Согласитесь, что пользоваться справочником или словарем удобнее в электронном формате. Лет десять назад началось торможение, а в последние годы пошел активный откат назад. Людям надоели модные гаджеты и снова потянулась рука к старой, доброй, теплой, живой книге. Детский сегмент рынка в США демонстрирует вообще невероятную перемену интересов — прирост бумажной книги за последний год составил 25 %, такое же падение у электронных. А в целом рост детского сегмента в США составил 17 %. Американские дети сейчас активно читают. Причем читают именно бумажные книги. В Европе статистика несколько иная. Там нет стран, где электронный формат перешагнул 15 % рубеж. А в самой технологически продвинутой Японии ситуация еще удивительнее – рынок электронных книг не превышает 3 %. Не хотят японцы читать книги в таком формате. Бумажные газеты и журналы почти полностью исчезли с прилавков, а книги покупают, как и раньше.

Еще несколько десятилетий назад хорошую книгу было трудно приобрести, да и качество полиграфических изданий не всегда удовлетворяло. Сегодня издаются прекрасные книги, есть возможность пользоваться библиотеками, которые постоянно пополняются новыми книгами, приобрести любое произведение в магазине или заказать книгу. Как вы думаете, читающих людей становиться больше или меньше?

Высказывания родителей.

Обратимся к состоянию дел у наших соседей-россиян. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) провел исследование, чтобы узнать, сколько книг хранится в домашней библиотеке, сколько книг в среднем прочитали российские граждане за последние месяцы, и где берут книги, чтобы почитать.

Исследователи приводят такую статистику: россияне читают книги и газеты 9 минут в сутки, а журналы – 6 минут. Оказалось, около половины жителей России дома имеют менее сотни книг. 31 % опрошенных могут похвастаться более обширным собранием: у 19 % дома есть от 100 до 300 книг, 6 % – от 300 до 500, 4 % – от 500 до 1000, 2 % – свыше 1000 книг. 18 % опрошенных признались, что книг у них дома нет совсем.

За три месяца житель России прочитывает в среднем 3,94 книги, в то время как в 1992 г. этот показатель составлял 5,14. Треть респондентов покупает книги, которые им хочется прочитать, а вот традиция брать книги у знакомых теряет популярность. 26 % заявили, что берут нужное издание в своей домашней библиотеке. Популярным стало скачивание из интернета, особенно среди молодежи. Доля тех, кто ходит за книгой в городскую библиотеку, – 9 %, а покупают книги в интернет-магазине или заказывают по почте всего 1 % респондентов.

35 % россиян никогда не читают книги. В 1996 г. таких граждан было 20 %. При этом практически ежедневно читают книги только 22 % россиян, в то время как в 1996 г. постоянными читателями книг были 31 % жителей страны.

Эти исследования проведены в 2012 году. Может быть, что-то изменилось за эти годы?

9 июня 2023 г. ВЦИОМ представил данные о том, сколько россияне читают. Оказалось, что около трети опрошенных (30 %) за последние полгода не прочитали ни одной книги. Эта группа наиболее многочисленна среди мужчин (36 %), не пользующихся интернетом (48 %), малообразованных – с неполным средним либо средним образованием (48 %) и селян (46 %).

21 сентября 2023г., Минск /Корр. БЕЛТА/. Четверть белорусов читает книги ежедневно, сообщил журналистам заместитель директора по научной работе Института социологии НАН Беларуси доктор социологических наук, профессор Дмитрий Безнюк, опираясь на данные социсследования, передает корреспондент БЕЛТА.

Исследование проходило летом этого года. Выборка - 903 респондента в возрасте от 18 до 60 лет.

"Прежде всего хочу обратить внимание на то, что в условиях разворачивающейся цифровизации книгочтение очень часто подпадает под такой культурно-изгойный вариант. То есть многие исследователи фиксируют снижение интереса к чтению, педагоги в школах также замечают это. Но мы получили результаты не такие плачевные. Первый вопрос, который характеризует общее положение с книгочтением в Беларуси, касается частоты чтения. Четверть белорусов (24,1%) читает ежедневно. Несколько раз в неделю - 25,8%. Практически, если укрупнять показатели, то можно сказать, что ежемесячно чтением занимаются почти 70% белорусов. Это цифра, которая вселяет оптимизм", - рассказал Дмитрий Безнюк.

Среди жанров лидирует художественная литература - 69,9%. Научно-популярной литературе отдают предпочтение 27,7% белорусов. Учебно-образовательной - 20,6%. Духовно-нравственной - 18,6%. Научной - 16,1%. Фантастику читают чуть более 2% белорусов, а детективы - 1,6%. Причем 52,5% опрошенных отметили, что читают для самообразования, 49,6% - получают от этого удовольствие, для 25,1% - это хобби.

"Интересный вопрос: где вы приобретаете книги? Наверное, белорусы в этом отношении остаются традиционалистами. То есть первая площадка, где они берут книгу, является книжный магазин (47,3%). Но прошу обратить внимание на второй показатель - интернет-магазины (35,9%). Думаю, что он будет увеличиваться, особенно в период пандемии, с ростом возможности электронной покупки книг. Мы также задавали вопрос относительно формы книги - электронная или бумажная. Здесь тоже белорусы остаются традиционалистами. Они предпочитают книгу в бумажном формате. Электронную книгу предпочитают 36% потребителей", - констатировал замдиректора.

Данные, с которыми я вас познакомила, относятся ко всему населению. А как же обстоят дела у детей? Я предложила ребятам ответить на вопросы анкеты.

Сколько примерно книг у тебя дома?

Как часто ты берешь книги в школьной или местной библиотеке?

Назови книги, которые ты прочитал за последний месяц?

Назови книги, которые предпочитают читать твои родители?

Получал ли ты книгу в подарок? Если да, то, когда?

Любопытны следующие сведения ЮНЭСКО по опросу подростков за 2007 г.

Много читают – 16, 6 %;

Читают легкое на досуге – 29,9%;

Читают для учебы - 49%;

Не любят читать - 17,2%.

го читают – 16, 6 %;

Читают легкое на досуге – 29,9%;

Читают для учебы - 49%;

Не любят читать - 17,

Много читают – 16, 6 %;

Читают легкое на досуге – 29,9%;

Читают для учебы - 49%;

Не любят читать - 17,

Много читают – 16, 6 %;

Читают легкое на досуге – 29,9%;

Читают для учебы - 49%;

Не любят читать - 17,

Знакомство родителей с результатами опроса.

Результаты анкеты и наблюдение за школьниками подтверждают общую тенденцию – снижение у учащихся интереса к чтению книг. Каковы, на ваш взгляд, причины такого положения?

Высказывания родителей.

   Одной из причин снижения интереса детей к чтению является отношение к книге и чтению в семье. Предлагаю вам ответить на вопросы анкеты.

  1. Волнует ли Вас проблема детского чтения?
  2. Контролируете ли Вы ежедневное чтение ребенка?
  3. Приходится ли Вам заставлять ребенка читать?
  4. Читаете ли Вы ежедневно вслух своему ребенку?
  5. Читает ли Ваш ребенок только для подготовки к урокам литературного чтения и внеклассного чтения?
  6. Считаете ли Вы, что компьютер может полностью заменить чтение книг?

Сравните свои ответы с результатами опроса родителей учащихся 4-го класса одной из школ. Какие из них Вас удивили? Огорчили?

  1. Волнует ли Вас проблема детского чтения? – Да, 10%
  2. Контролируете ли Вы ежедневное чтение ребенка? – Нет, 76%.
  3. Приходится ли Вам заставлять ребенка читать? – Да, 57%.
  4. Читаете ли Вы ежедневно вслух своему ребенку? – Да, 3%.
  5. Читает ли Ваш ребенок только для подготовки к урокам литературного чтения и внеклассного чтения? – Да, 70%.
  6. Считаете ли Вы, что компьютер может полностью заменить чтение книг? – Да, 3%.

Высказывания родителей.

Послушайте рассказы на основе житейских ситуаций. Предложите свой способ решения проблемы.

  1. В одной молодой семье недавно родился второй ребенок. Старший Дима учится в школе. Проблемы с чтением настолько серьезны, что мальчик стал отставать по математике – раньше мама читала ему условия задач, а теперь ей некогда. Диме наняли репетитора, чтобы он научил его читать не по слогам. Дома в секретере стоит десятка два книг. Среди них большую часть занимают детективы в мягких переплетах, несколько справочников, книги с дарственными надписями, видимо, подаренные родителям Димы. Мама скептически ознакомилась со списком книг, которые репетитор предложила купить для Димы или хотя бы взять в библиотеке. Где находится ближайшая библиотека, мама не знает, а на покупку нет лишних денег – много расходов в связи с рождением малышки. Мама уверена, что существует какой-то другой путь приобщения ее ребенка к чтению.

  В чем вы видите проблему семьи? Что бы вы предложили маме Димы?

  1. Молодой папа, менеджер в рекламном агентстве, очень гордится восьмилетней дочкой Машей. Откладывая в сторону сказки и приключения, девочка с интересом читает только словари и справочники. У нее богатый словарный запас, в разговоре она может порассуждать и о том, что такое декадентство, и о том, что такое логарифмы и дедукция. Но Маша никак не может прокомментировать события, описанные в «Королевстве кривых зеркал», она затрудняется объяснить, как девочка Суок из «Трех толстяков» могла занять место куклы наследника Тутти. Папа только улыбается….

Почему папа гордится дочкой? Считаете ли вы, что у Маши существуют проблемы с чтением? Какой совет можно дать папе?

  1. Немолодая мама интеллигентного вида жалуется на то, что ее 11-летний Алеша не любит читать. «За книгу не усадишь! Только если выпороть пообещаю, пару страниц прочитает кое-как», – говорит она. А на вопрос, часто ли сын видит родителей с книгой в руках, отвечает: «Ну, мне-то когда читать? Я на двух работах, стирка, обед надо приготовить, уроки у него проверить…»

Какие ошибки, на ваш взгляд, допускает мама? Что бы вы ей порекомендовали?

  1. «...Странное у меня сегодня настроение: какая-то мрачная меланхолия и хандра. Смотрю по сторонам и замечаю сплошное несовершенство в окружающем мире, необъяснимые несоответствия... Кажется, причина тому – очередное знакомство с положением дел сына в школе. Ученический дневник, испещренный просящими, кричащими, угрожающими записями, яснее ясного характеризует ситуацию. Неясно только одно: почему? что мы делаем не так? чего не хватает нашему способному, но безнадежно ленивому мальчику? Школьный уголок оборудован, книг изобилие, папа с мамой грамотные, ребенок под неусыпным контролем... Все как положено, только результат нулевой. - Мама! Я читаю уже восьмую страницу! Осталось две! – сообщает сын из соседней комнаты, чем лишает меня остатков сил и терпения; процесс чтения у нас протекает «из-под палки»: непотопляемые ежедневные десять страниц требуют большого вложения моих нервов...».

  С какой проблемой сталкиваются родители в этой семье? Предложите способы ее решения.

  Учитель: Известный детский писатель С.Я. Маршак говорил, что есть талант писателя, а есть талант читателя. Как любой талант (а он спрятан в каждом), его надо открыть, вырастить, воспитать [10]. Что мы, взрослые, должны сделать для того, чтобы воспитать талант читателя? Давайте попробуем составить советы для родителей.

  1. Подавайте личный пример чтения.Ребенок не должен быть дома книгочеем – одиночкой.
  2. Показывайте, что вы цените чтение: покупайте книги, дарите их сами и получайте в качестве подарка.
  3. Интересуетесь кругом чтения ребенка, беседуйте о прочитанном.
  4. Учитывайте личные интересы ребенка. Пусть дети сами выбирают себе книги и журналы.
  5. Подпишитесь на журналы для ребёнка с учётом его интересов.
  6. Поощряйте ребенка в посещении библиотеки и ее мероприятий.
  7. После просмотра кинофильмов, мультфильмов читайте одноименные книги, сравнивайте, обсуждайте.
  8. Предложите ребенку читать вслух кому-нибудь из членов семьи.
  9. Не наказывайте за плохое чтение. Чтение – процесс, не терпящий насилия.

В своей книге «Как роман» французский писатель Даниэль Пеннак сформулировал 10 правил детского чтения [11]. Эти правила помогли заинтересовать чтением многих детей, поэтому их можно смело рекомендовать как программу по воспитанию читающего ребенка. Попробуйте применить эти правила и вы. Возможно, они помогут и вашему ребенку открыть в себе читателя.

 

10 правил детского чтения:

  1. Право не читать.

    Не заставляйте ребенка читать силой. Придумайте способы, как заинтересовать его чтением.

  1. Право перескакивать.

    Ребенок имеет право перелистывать скучные страницы (например, описания природы) и читать то, что ему интересно.

  1. Право не дочитывать.

    Никогда не заставляйте ребенка дочитывать до конца не заинтересовавшую его книгу. В этом мире так много увлекательного, Ваш ребенок обязательно найдет то, что ему понравится!

  1. Право перечитывать.

    Позволяйте перечитывать любимую книгу столько раз, сколько ребенок хочет.

  1. Право читать что попало.

    На первый взгляд, это правило кажется спорным, но оно важно. В школьном мире каждый ребенок испытывает достаточно запретов, поэтому в домашнем чтении он должен иметь полное и безоговорочное право самому выбирать книгу для чтения. Позвольте ему делать это, исключив из поля выбора опасные книги.

  1. Право на боваризм (восторженно-возвышенное отношение к прочитанному, нежелание увидеть грань между фантазией и реальностью).

    Никогда не высмеивайте идеалы подростков, будьте толерантны, даже, если Вы понимаете, что любимый герой Вашего ребенка далек от реальной жизни.

  1. Право читать где попало.

    Не запрещайте ребенку читать в кровати, в метро или автобусе, даже за едой. Если ребенок берет с собой книгу, это лучшее, чего Вы могли бы добиться: он полюбил чтение!

  1. Право читать вслух.

    Иногда ребенок может захотеть прочитать Вам вслух особенно понравившееся ему место в книге. Выслушайте его, уделите ему время. Чтение вслух полезно: оно развивает дикцию, слуховую и зрительную память. Но главное, это означает, что ребенок хочет разделить с Вами радость от прочитанного. Цените это!

  1. Право втыкаться («выудить с полки первую попавшуюся книгу, открыть ее на любой странице и воткнуться на минутку, потому что у нас в распоряжении только эта минутка и есть»).

    Никогда не запрещайте этого! Даже две прочитанные страницы расширяют кругозор. Если читателю попалась в руки книга, до которой он пока «не дорос», это также несет пользу: книга обязательно останется в памяти и ребенок вспомнит о ней в нужный момент.

  1. Право молчать о прочитанном.

    Нормально, если ребенок не хочет обсуждать с Вами прочитанное. Скорее всего, это означает, что сейчас он к этому не готов, но совсем не обязательно равнозначно тому, что читатель остался к книге равнодушен. Не вытягивайте из ребенка информацию, просто подождите.

    Благодарю Вас за активное участие в обсуждении насущной проблемы. Чтобы ваш сын или дочь читали, учтите эти добрые советы, и ваши пожелания исполнятся. Сделайте чтение семейной традицией. Обсуждайте вместе с детьми прочитанное.        Покупайте книги, детские журналы. Спасибо за внимание!

    Для рефлексии предлагаю положить в конверты, находящиеся под рисунками чемодана, мясорубки и мусорной корзины, цветные полоски. Если информация была полезной, востребованной – полоска отправляется в конверт под «чемоданом», если нужно еще поразмышлять над проблемой, «докрутить» – в конверт под «мясорубкой», а если время, по мнению родителя, потрачено зря – полоска отправляется в конверт под «мусорной корзиной».

        

свернуть

В рамках проекта «Родительские университеты», в 4 «В» прошло родительское собрание по теме «"Про семью, про дружную - всем такую нужную"».

22.05.2024

В 4 «В» прошло родительское собрание по теме «Компьютер дома: польза или вред? Компьютерные игры».

17.05.2024

Воспитание семейных ценностей в рамках взаимодействия семьи, школы

26.04.2024

Воспитание семейных ценностей в рамках взаимодействия семьи, школы

От того, как прошло детство, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш. В.А. Сухомлинский

Издавна семья занимала главнейшее место. Семьёй принято было гордиться и на неё надеяться. Семьи, как правило, были многодетными, и каждый ребёнок являлся лишь членом семьи, а не «центром мироздания». К жизни подходили серьёзно, и детям в семьях с раннего возраста прививалось чувство чести, собственного достоинства, готовности служить Отечеству. Поэтому так важна связь поколений в семье, знание традиций своего народа, формирующих вкусы детей, помогающих сделать осознанный выбор между вечными и временными (мнимыми) ценностями, выбор жизненных приоритетов. Семейная ценность – это то, что отличает одну семью от другой, служит весомым достоянием для её потомков, предметом гордости и уважения к старшим поколениям. В нашем представлении, семейные ценности — это не только семейные праздники, не только помощь в выборе профессии членами семьи, не только традиционные увлечения, это гораздо большее. Прежде всего — это внутренняя культура семьи: великодушие, снисходительность, уступчивость, доброжелательность, то есть все то, без чего не может существовать семья.

Недаром замечательный отечественный педагог А.С.Макаренко писал: «Хотите, чтобы были хорошие дети — будьте счастливы. Разорвитесь на части, используйте все свои таланты, ваши способности, привлеките ваших друзей, знакомых, но будьте счастливы настоящим человеческим счастьем!».

Воспитание семейных ценностей начинается с раннего детства и продолжается на протяжении всей жизни. Родители и другие члены семьи играют ключевую роль в передаче этих ценностей детям. Также ценности могут быть укреплены и развиты в школе. Мы можем и должны помочь детям понять и осознать эти ценности через различные учебные и внеучебные активности.  

  Хочу отметить, что большой воспитательный потенциал для формирования семейных ценностей имеют уроки русского языка и литературы. Ведь о сохранении семейных ценностей, о конфликте «отцов и детей» мои десятиклассники рассуждали, изучая роман Тургенева «Отцы и дети», о семейном воспитании беседовали на уроках по изучению драмы «Гроза» Островского, о необходимости взаимопонимания и взаимопомощи подробно говорили, когда читали «Преступление и наказание» Достоевского.  А вот урок  «Семейные ценности семей Болконских и Ростовых» отлично продемонстрировал отношение детей к ценностям, которые несет каждая из семей. Главная ценность Болконских — деятельность, как умственная, так и физическая. Представители этой семьи не терпят праздность и своё свободное время посвящают труду. На примере семьи Ростовых  десятиклассники увидели идеал семейного бытия, идеал отношений между членами семьи. Лев толстой показал,  что счастье человека закладывается в семье родителей и продолжается в собственной. Тем самым подчеркивает значимость счастливой семейной жизни в системе главных человеческих ценностей.

Совсем недавно писали сочинение «Великий подвиг в истории моей семьи». Чтобы осветить такую тему, учащиеся провели много времени со своими близкими. Многие из детей знали поверхностно истории прадедов, некоторые и вовсе не знали, что в их семьях есть такие герои.  Раскрывая тему сочинения «Человек, которым я горжусь», многие писали о матери, отце, бабушке или дедушке. Рассказывая о своих родных, дети говорят о благодарности родителям, о любви к ним, дети восхищаются трудолюбием своих родителей.  

Одним из важных направлений в работе классного руководителя является просвещение родителей по вопросам психологии и педагогики. Безусловно, что один классный руководитель с этой проблемой справиться не в состоянии. Поэтому я стараюсь  к психолого – педагогическому просвещению родителей привлекать   школьного психолога и педагога социального. Они освещают разные темы на родительских собраниях, при необходимости консультируют родителей. Ежемесячно психолог проводит беседы и с учащимися. Другим важным направлением является сотрудничество учителей и родителей в организации воспитательной работы и вовлечение их в совместную с детьми деятельность осуществляется в рамках проведения мероприятий, подготовленных для родителей силами учащихся. Дети с удовольствием поют, танцуют, проводят конкурсы для родителей. Как показывает практика, это актуально и в 5, и в 10 классах.  Это не может не благотворно отразиться на семейно-психологической обстановке этих семей.

 

 

Готовясь к проведению мероприятий, посвященных дню защитника Отечества, Международному женскому дню, Дню матери, мы стараемся готовить подарки своими руками, вкладывая в них свою любовь.

Регулярно мы поздравляем ветеранов педагогического труда, что также способствуем формированию важных ценностей: уважения к старшим, благодарности за труд.

Один из самых эффективных методов воспитания семейных ценностей – это пример, который демонстрируют родители и учителя. Дети наблюдают за взрослыми и подражают им, поэтому важно, чтобы родители и учителя были примером в соблюдении и продвижении семейных ценностей. Готовя кабинет к ремонту, мои тогда еще шестиклассники трудились наравне с родителями.

Начиная уборку пришкольной территории, мои ученики знают, что я не буду стоять в стороне. Правда, долго мне это делать не дают, потому что инструмента всем не хватает. В такие моменты взрослые проявляют уважение, заботу, терпение и любовь к своим близким, а  дети видят и пытаются усваивать эти ценности.

 

Дети лучше усваивают ценности, когда они имеют возможность применять их на практике. Поэтому использование игр и практических заданий является эффективным методом воспитания семейных ценностей. Например, на внеклассном мероприятии «СемьЯ» ребята в игровой форме представляли членов семьи, угадывали, кто такая золовка, деверь , свекровь и пр. , решали ситуации, связанные с семейными ценностями. Особый интерес вызвало составление родословного дерева. 

Воспитание семейных ценностей в школе также способствует развитию социальных навыков учащихся. Они учатся общаться с другими людьми, устанавливать и поддерживать здоровые отношения, решать конфликты и работать в команде. Эти навыки являются важными для успешной адаптации в обществе и будущей профессиональной деятельности.

 

Умение общаться у ребят формируется и во время  экскурсий. Часто родители изъявляют желание попутешествовать вместе с детьми. В такие моменты у родителей появляется возможность понаблюдать за своим ребенком со стороны.   Во время экскурсий мы посещаем разные уголки нашей страны, предприятия, памятные места, посвященные событиям ВОВ, музеи, театры и кинотеатры. Приезжая домой, дети обязательно делятся впечатлениями о проведенном времени, о полученных знаниях. Родители, которые имею такую возможность и дают ее детям, прекрасно понимают весь потенциал экскурсий.

В преддверии Нового 2024 года, конечно же, не без участия родителей учащихся в нашей школе прошла замечательная благотворительная акция «Чудеса на Рождество», в результате которой было собрано многочисленное количество подарков для детей. Именно такие акции формируют и воспитывают у учащихся и их родителей неравнодушие, доброту, внимательность и отзывчивость.

Перед школой стоит много задач: и воспитательные, и учебные, и просветительские. Но все-таки именно семья является самым мощным средством в формировании личности ребёнка. Роль семьи в обществе несравнима по своей силе ни с какими другими социальными институтами, так как именно в семье и развивается личность ребёнка.

Связь с семьёй человек ощущает на протяжении всей своей жизни. Именно в семье закладываются основы нравственности человека, формируются нормы поведения, раскрывается внутренний мир и индивидуальные качества личности. Сотрудничая с родителями на протяжении многих лет, мы активно привлекаем их к учебно-воспитательному процессу. Это партнёрство способствует сплочению связей между семьёй и школой, обучающимися и родителями, классными коллективами. Школа, учащиеся и их родители становятся единой командой, повышается самооценка каждого ребёнка, у родителей и обучающихся возникает чувство гордости за свою семью, школьный коллектив. Несомненно, что такая работа укрепляет взаимопонимание и доверие между семьёй и школой.

Малинина Н.С., классный руководитель 10 «А» класса

свернуть

«Подготовка старшеклассников к будущей семейной жизни» (для законных представителей 11 класса)

14.04.2024

Родительский университет

«Подготовка старшеклассников к будущей семейной жизни»

(для законных представителей 11 класса)

 

Цель: повышение уровня компетентности родителей по вопросам воспитания подрастающего поколения через определение роли семейных ценностей для каждого человека

 

Задачи:

обратить внимание на важную роль семьи для развития каждого человека;

показать, что семейные взаимоотношения, моральные принципы, педагогическое мастерство родителей являются необходимыми условиями формирования нравственных убеждений ребёнка;

формировать стремление к созданию доброжелательных отношений в семье;

способствовать формированию культуры общения родителей и детей.

 

Форма проведения: форум

 

Ход занятия

Сегодня затронем вопрос подготовки юношей и девушек к семейной жизни. Важнейшим аспектом семейного и нравственного воспитания подрастающего поколения в настоящее время является организация подготовки молодёжи к семейной жизни.

Семья – это маленькое «государство» со своим уставом. Семья – это место, откуда всё начинается: воспитание, передача традиций и ценностей, приобщение к социуму, обучение морали и нравственным принципам, в соответствии с которыми нужно жить. Семья ассоциируется в первую очередь с родителями. Именно они играют главную роль в жизни каждого ребенка, дают путевку в будущее, воспитывают в нем доброту, человечность, тактичность.

Важное влияние на развитие представлений о семье оказывают братья и сестры. Старшие дают чувство эмоциональной защищенности, комфорта. Легче происходит познание окружающего мира и выстраивание контакта с людьми. Младшие также играют большую роль, так как по отношению к ним старший ребенок проявляет заботу, опеку, доброжелательность, оказывает внимание, помощь, демонстрирует человечность, дает чувство защищённости, любовь и тепло.

Сегодня современная семья переживает ряд трудностей. За последние годы отмечается увеличение числа незарегистрированных браков, увеличение количества разводов и неполных семей, снижение рождаемости.

Особую задачу в подготовке молодежи к семейной жизни составляет формирование мотивации брака, психологической готовности к сознательному выбору спутника жизни. При этом важно обеспечить достаточное информирование о семейной жизни. Такая информированность определяется комплексом знаний о семье и браке, умений и навыков в области семейно-брачных отношений, и состоит из следующих компонентов:

1) хозяйственно-экономическая подготовленность, включающая комплекс экономических знаний и хозяйственных умений, необходимых в быту, которыми должны овладеть юноши и девушки (равномерное распределение хозяйственных обязанностей между супругами, умение организовать быт и досуг, умение планировать и соблюдать семейный бюджет и др.);

2) социальная самостоятельность – предусматривающая понимание будущими супругами ответственности за созданную семью, их экономическую самостоятельность, реальные возможности обеспечить семью материально, создать нормальные жилищно-бытовые условия и др.;

3) социальные и правовые знания по семейно-брачным отношениям – заключающиеся в понимании социальной значимости семьи как ячейки общества (знакомство с основами семейного законодательства, с правами и обязанностями супругов, родителей, детей, с правовыми нормами, регулирующими отношения в браке, семье и др.);

4) сексуальная воспитанность – наличие необходимых знаний об интимных отношениях в жизни супругов;

5) нравственно-психологическая готовность к семейной жизни – заключается в целом ряде качеств (проявляется в серьезном отношении к браку, к выбору спутника жизни, в чувстве ответственности за созданную семью, в готовности налаживать здоровую нравственно-психологическую атмосферу семьи, в умении улаживать сложные конфликты в семье, в терпимости к недостаткам членов семьи, справедливости в оценке поступков супругов и др.)

Воспитание будущего семьянина во многом зависит от образа жизни и поведения родителей. Характер воспитания в родительской семье в значительной степени предопределяет облик будущей семьи, детей. При этом большое значение для формирования качеств семьянина имеют структура семьи, материально-бытовые условия, личностные качества родителей, характер отношений в семье, духовно-нравственные интересы ее членов.

 

Семейные ценности:

Правдивость (Честность в отношениях – основа всего. Без нее не получится создать крепкий и надежный тыл.)

Гибкость (Очень важно проявлять лояльность, чтобы избежать ненужных ссор и распрей).

Сплоченность (Членам семьи нужно иметь личное пространство и свободу для различного рода деятельности. Но каждый должен четко знать, что он имеет крепкую семью, в которую всегда может вернуться. Чтобы быть одним целым, необходимо вместе проводить досуг, встречаться с родственниками).

Прощение (Нужно уметь прощать, не обижаться по пустякам. Жизнь настолько коротка, чтобы тратить ее на ненужные, отнимающие энергию, время и силы ссоры).

Щедрость (Нужно с детства учить детей отдавать, не требуя взамен. Это и есть закладка таких ценных качеств, как эмпатия, чувствительность, тактичность, сопереживание, человечность и так далее. Ведь если этого не дать крохе в начале его жизненного пути, он потом не восполнит пустоту души).

Традиции. (У каждой они разные. Одни ежегодно посещают могилы дедов, собираясь с родственниками со всех концов света. Другие традиционно празднуют постоянно день рождения сына на природе с палатками. Третьи каждую пятницу устраивают домашний кинотеатр с попкорном. Важно прививать с детства заинтересованность в предках, учить их почитать и помнить. Можно вместе составить дерево жизни - нужно знать своих предков, свои корни).

Любопытство (Нужно вовремя замечать и удовлетворять любопытство ребёнка, помогать ему познавать мир).

Общение (Очень важная ценность в каждой семье. Нужно говорить всегда и обо всем. Общение формирует доверие, на котором все держится).

Ответственность (Она появляется с возрастом, но прививать ее ребенку необходимо с детства. Начиная с уборки игрушек, поддержания порядка в комнате, ухода за домашним животным и так далее. Ребенку легко будет идти по жизни, обладая этим бесценным качеством).

Семейные ценности, благоприятный климат, сложившиеся моральные принципы и устои формируют у молодых людей образ будущей семьи. Крепкий тыл будет обеспечивать здоровое эмоциональное и физическое развитие каждого участника семьи: жены, супруга, детей.

 

Памятка «Десять правил семейной жизни».

  1. Семейная азбука начинается с местоимения «Мы». Каждый из супругов должен «приглушить» свое «Я» и все воспринимать, делать и строить свою жизнь с позиции «Мы». Соблюдение этого правила серьезно пополнит семейную жизнь счастьем, взаимопониманием, радостью.
  2. Спеши повторить хорошее. Сделала хорошее дело, спеши еще сделать хорошее для супруга, для семьи. Это наполнит счастьем не только того, для кого сделано то хорошее, но и самого делающего добро.
  3. Остановись в гневе. Мудрое правило: не спеши излить свой гнев, подумай, осмысли ситуацию, умей понять и простить супруга.
  4. Если ты (он) уверена, что он (она) виноват, то ищи причину в себе. В истинном смысле во взаимоотношениях супругов в конкретных ситуациях почти всегда виноваты оба, и если случится проступок, в котором явно виноват один из супругов, то почва для проступка была, возможно, когда-то подготовлена другим супругом.
  5. Каждый шаг навстречу равен многим дням радости, каждый шаг в сторону от семьи, от супруга – многим горьким дням. В молодых же семьях часто бывает наоборот – поссорились супруги, ни один из них не хочет сделать шаг навстречу, ждет, когда это сделает другой. А иногда еще хуже того – действует по принципу: «ты мне сделал плохо, а я тебе еще хуже сделаю», как говорится, «зуб за зуб». Все это приводит к серьезным разногласиям в семье.
  6. Доброе слово – хорошо, а доброе дело – лучше. Безусловно, везде доброе дело лучше, чем доброе слово. Но в семейных отношениях иногда доброе слово значит не меньше, чем доброе дело.
  7. Умей не только вставать на место другого, но достойно встать на свое в данной ситуации. Это умение само не приходит, его необходимо терпеливо и настойчиво воспитывать у детей.
  8. Не верит тот, кто сам обманывает. Семейные отношения строятся на доверии друг другу. Следует воспитывать у молодежи стремление сохранить это доверие, оправдать его.
  9. Быть другом его (ее) друзей, тогда и твои друзья станут его (ее) друзьями.
  10. Никто не стремится любить тещу и свекровь, но готовы любить двух мам.

 

В форуме  приняли участие:

Классный руководитель 11 «Б» класса              Кулясова Е.А.

Родители

свернуть
20222019
августмаймарт
2 августа, вторник

В Государственном учреждении образования "Средняя школа №5 г. Жодино" с 1 сентября 2022 года единым элементом школьной формы является жилет. В 1-4, 10-11 классах в цвете бордо, в 5-9 классах в цвете изумруд.

подробнее...
поделиться в: