Эко - час (урок благотворительности)
Тема: «Кто такие волонтёры?! Волшебники добра!!!»
Цели:
- познакомить с волонтёрской деятельностью;
- дать первоначальное представление об идеях благотворительности и меценатства;
- объяснить, какой смысл люди вкладывают в понятие «добро», «благотворительность», «меценат»;
- научить детей выделять нравственную сторону жизненных явлений и поступков;
- прививать детям нравственные нормы цивилизованного общества, на примере литературных произведений, доступных детскому восприятию;
- пробудить в детях стремление самим оказывать посильную помощь нуждающимся в ней.
Оборудование: презентация, мультфильм, высказывания о доброте и добрых делах, табличками с пословицами и поговорками о доброте, иллюстрации сказочных героев, музыкальные клипы.
Ход занятия
1. Вступительное слово учителя.
ДОБРОТА
В доме добрыми делами занята,
Тихо ходит по квартире доброта,
Утро доброе у нас,
Добрый день и добрый час,
Добрый вечер, ночь добра,
Было доброе вчера.
-И откуда, - спросишь ты, -
В доме столько доброты?
Л.Николаенко
- Как вы поняли сегодня мы будем говорить о добре. У нас на доске «Дерево Добра» (Выполняем задание, появляется на дереве плод в виде сердечка)
- Как вы понимаете слово «добрый»? Каков его смысл? (размышления учащихся)
- Можно ли человека заставить быть добрым?
- Можно ли стать добрым на время, только сегодня, только завтра или только сейчас? Поразмышляйте.
2. Работа со словарём С. Ожегова. Понятие слова ДОБРОТА (вывесить на доску)
Послушайте рассказ В. В. Сухомлинского «Чтобы бабочка не укололась» и оцените поступок девочки.
ЧТОБЫ БАБОЧКА НЕ УКОЛОЛАСЬ
Маленькая Зоя гуляла в саду. Она подошла к акации. На акации острые-острые колючки.
Над акацией летает яркая бабочка. Ой, как же ей не страшно летать! Налетит на колючку, что же тогда будет?
Подошла Зоя к акации. Сломала одну колючку, вторую, третью.
Мама увидела и спрашивает:
-Что же ты делаешь, Зоя? Зачем колючки ломаешь?
- Чтобы бабочка не укололась, - ответила Зоя.
Вопросы для анализа рассказа:
- Как вы оцениваете поступок Зои?
- Поразмыслите, добро или зло принесла Зоя акации? Бабочке?
-Как бы вы поступили в таком случае?
-Какие добрые дела может сделать человек?
- Будет ли синонимом к слову ДОБРОТА слово МИЛОСЕРДИЕ? Есть ли в этих словах что-то общее? Порассуждайте
3. Притча о милосердии «Морская звезда» (Читает учитель)
Однажды старец гулял по морскому берегу и вдруг заметил мальчика, поднимавшего что-то с песка и бросавшего в море. Когда он подошел поближе, то увидел, что тот берет с песка морские звезды, выкинутые на берег недавним штормом и бросает их обратно. Морские звезды окружали его со всех сторон, весь берег был буквально усеян ими на несколько сотен метров.
— Зачем ты бросаешь эти морские звезды в воду? – спросил он мальчика, подходя ближе.
— Прилив начнется только завтра утром, но если они останутся на берегу до завтрашнего утра, то, скорее всего, погибнут, – ответил малыш, не прерывая своего занятия.
— Но оглянись и посмотри вокруг, на берег выкинуты тысячи морских звезд, неужели ты полагаешь, что можешь что-то изменить своими действиями?
Мальчик поднял следующую морскую звезду и бросив ее в море произнес:
— Да, я смогу изменить очень многое … для этой звезды!
Старец ничего не сказал в ответ, отошел в сторону и подумал. Ведь наша жизнь состоит из мелочей, и очень редко появляется возможность сделать сразу очень много хорошего.
- Что может изменить мальчик для этой звезды?
- Что получит мальчик для себя, спасая жизнь морской звезде?
- В каких словах заключается мудрость этой притчи?
Сделаем вывод: Помогая другим, мы сами делаем себя лучше, добрее. Тот, кто ждет возможности совершить сразу многое, никогда ничего не сделает. Помогая другим, мы сами делаем себя лучше, добрее.
4. Игра «Где спряталось…?»
Чтобы появился ещё один плод на нашем дереве, давайте попробуем найти слова, в которых «спряталось добро» (доброта, добродетель, добродушный, добросердечный, доброжелательный, добросовестный, доброго здоровья, добрый день, добропорядочный).
- А какие два слова спрятались в слове МИЛОСЕРДИЕ?
- Как вы думаете, легко ли быть, по-настоящему добрым, милосердным? Действительно, научиться по-настоящему, быть добрым трудно. Путь к доброте нелёгкий, на нём человека ожидают взлёты и падения, зло и добро. У каждого человека, большого и маленького, свой путь к доброте.
Песня «Кота Леопольда».
5. Беседа по теме. Просмотр презентации и мультфильма о волонтёрах
Сегодня мы поговорим о людях, которые делают добрые дела, помогая другим людям.
- Может быть, кто-то догадался, о ком мы будем говорить?
6. Знакомство с семьёй волонтёров Устин С. П. и Сергей
Физкультминутка «Что такое доброта?!» (Барбарики)
7. Обсуждение понятия «благотворительность», «меценат».
На доске размещаются карточки с парами слов:
Благо – добро, польза;
Творить – делать.
В старину добрые дела называли «благими».
- Посмотрите на карточки и скажите, как же тогда можно объяснить значение слова благотворительность?
А теперь проверим, правильно ли мы объяснили значение этого слова.
«Благотворительность - это действия и поступки, направленные на общественную пользу».
- Когда возникла благотворительность?
Идеи благотворительности не новы для России, первые упоминания о благотворительности относятся к Х веку. Но до сих пор эта тема остается актуальной, острой, востребованной.
- Как вы думаете, ребята, почему?
- Ребята, подумайте и скажите. Как можно назвать человека, который делает добрые дела, занимается благотворительной деятельностью? (благотворитель)
- А кто-нибудь из вас делал добрые дела, творил благо?
- Что вы делали доброго и для кого? Как вы помогали людям? (просто так, даром)
А еще говорят «безвозмездно».
- Какие поступки можно назвать благотворительными? (безвозмездные)
- Ребята, а кому можно и нужно, по вашему мнению оказывать благотворительную помощь? (детскому саду, детскому дому, дому престарелых, школе и т. д.)
- А кто может быть благотворителем?
(один человек, родители, класс, школа, предприятие, завод и т. д.)
Благотворительной деятельностью может заниматься как один человек, так и огромное предприятие.
Помощь крупных предприятий выражается в выделении крупных денежных средств на ремонт детских учреждений, на приобретение компьютеров в школу, на покупку игрушек и одежды в детские дома и др.
Благотворительность может быть направлена на охрану памятников культуры, на защиту окружающей среды.
Некоторые люди дают деньги на научные исследования, дарят книги, картины.
Таких богатых людей, которые поощряют развитие науки, искусства, совершают любые добрые дела и начинания, называют – Меценаты.
8. Игра «Народная мудрость». Необходимо собрать пословицы
1.Не одежда красит человека, а его добрые дела.
2.Торопись на доброе дело, а худое само приспеет.
3.Не хвались серебром, а хвались добром.
4.Кто добро творит, того бог отблагодарит.
5.Худо тому, кто добра не творит никому.
6.Доброе дело питает и душу и тело.
7.Делай другим добро - будешь и сам без беды.
8.Кто любит добрые дела, тому и жизнь мила.
9. За добрые дела добром платят.
9. Игра «Волшебный цветок добра»
Ребята, я приглашаю вас поиграть.
Встаньте в круг, вытяните руки вперед ладонями вверх и закройте глаза. Внимательно слушайте и мысленно рисуйте картину того, о чем буду рассказывать.
В моих руках ларец. В нем находятся волшебные зернышки Добра. Сейчас я каждому из вас раздам по зернышку. Держите очень бережно, чтобы оно не упало.
Учитель подходит к каждому и, нежно прикасаясь к ладоням детей, кладет в них невидимое зернышко.
А теперь очень осторожно, чтобы не обронить зернышко посадите его внутрь себя.
Теперь это зернышко внутри вас. Почувствуйте, как добро входит в вас, доставляет вам радость. Пусть оно прорастет в ваших душах и сердцах.
Но не забывайте об одном условии – оно прорастет только тогда, когда вы не на словах, а на деле будете совершать добрые дела.
Нарисуйте в своем воображении цветок добра. Положите его на обе ладони. Почувствуйте, как он согревает вас: ваши руки, ваше тело, вашу душу. От него исходит удивительный запах и приятная музыка. И вам хочется ее послушать. Мысленно поместите все добро и хорошее настроение этого цветка внутрь себя, в свое сердечко.
Вас овевает теплый и ласковый ветерок. У вас доброе, согревающее душу настроение.
Ребята, а теперь откройте глаза.
10. Игра «Волшебная палочка» (загадать три желания) и подарки приюту для животных «Неприют»
11.Подведение итогов.
В каждом из вас есть маленькая частичка доброты. Как маленькое солнышко. Добрый человек – тот, кто любит людей, помогает им, с таким человеком комфортно везде. Добрый человек любит природу. Любовь доброго человека, помощь его согревает как нежное весеннее солнышко.
Не стой в стороне равнодушно,
Когда у кого-то беда.
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту всегда.
И если кому-то поможет
Твоя доброта и улыбка твоя,
Ты счастлив, что день не напрасно был прожит,
Что годы живешь ты не зря!
- Спешите делать добрые дела, ребята. И пусть вашим попутчиком в добром деле станет
Песня «Твори Добро» (Шура)
Ёлка. Песня «Всё зависит от нас самих» (вручение браслетов).
12. Д/з: сбор корма для животных