Учителя в экологическом проекте

План урока "Человек и мир" на тему "Значение и охрана воды"

Подготовила и провела Шитько С.М., учитель начальных классов
развернуть

Тема: Значение и охрана воды

Цели урока:

Формирование у учащихся понятия о значении и охране воды, ознакомление со способами охраны воды, воспитание бережного отношения к воде.

Задачи:

  • расширить представление учащихся о значении воды для животных, растений и человека;
  • содействовать формированию экологически правильного и бережного отношения к воде в природе и в быту.
  • продолжить формирование умений работать с текстом и иллюстрациями для поиска необходимой информации, устанавливать причинно-следственные связи через опыты.
  • познакомить со способами бережного отношения к воде и ее очистки.

Ход урока:

I. Организационный этап:

Прозвенел звонок и смолк,

Начинается урок

Друг на друга посмотрели

Улыбнулись, тихо сели!

Сейчас я хотела бы посмотреть на ваше настроение. У вас на партах лежат смайлики, на которых вы должны дорисовать улыбку, тем самым вы покажете свое настроение на уроке.

Настроение улучшаем,

И работу продолжаем!

Домашнее задание проверяем!

II. Этап проверки домашнего задания:

На столах – листочки с таблицей. Вверху напишите свою фамилию. Игра «Верите ли вы…» У каждого из вас на парте лежит таблица. Я буду задавать вопросы, а вы в под номером вопроса ставьте «+», если согласны с утверждением, и «-», если не согласны.

1

2

3

4

5

6

 

 

 

 

 

 

  1. Вода – необходима для живого организма? (да)
  2. Вода вредит здоровью? (нет)
  3. Град, снег, лёд, роса, пар – это вода? (да, состояние воды)
  4. Вода имеет запах? (нет)
  5. Вода прозрачная? (да)
  6. Вода не имеет вкуса? (да)

Передали на первые парты ваши ответы.

III. Целемотивационный этап:

Внимание! Смотрим на экран! Фильм «Стеша» (отрывок)

Вы догадались, какая тема нашего урока будет? Значение и охрана воды.

Стихотворение :

Вода в морях и океанах,

Озёрах, реках и прудах.

И без неё не обойтись нам

Ни в сёлах, и ни в городах!

Мы с Вами должны определить, какое значение для человека и других живых организмов имеет вода, как люди расходуют воду, что необходимо делать, чтобы сохранить водоёмы чистыми.

Ведь…

Жить без воды невозможно,

Будьте с водой осторожны:

Не лейте напрасно чистую воду.

Вода – это лучшая часть природы. (А.Игнатова).

IV. Этап усвоения новых знаний и способов действий

  • Посмотрите на карту мира и скажите, какого цвета на карте больше всего? (синего, голубого). Что это значит? (ответы детей)

Это значит, что большая часть Земли состоит из воды (круг на доску, разрезанный на части).75 % - вода, 25 % - суша, земля. Что мы знаем о воде? (откроем учебники на стр.23, первый абзац). Чтение информации.

  • Каких животных водоёмов вы знаете? Найдите и прикрепите к нашей схеме «Животные водоёмов». Рак, рыбы, улитки, лягушка. А как называются растения, которые растут в реках и водоёмах? (водоросли).
  • Может ли человек жить без воды? Сколько дней он может прожить без воды? (от 3 до 7 дней). Но всё зависит и от температуры воздуха, и от состояния здоровья человека, и от физической активности человека.

V. Практическая деятельность:

Опыт 1. ЯБЛОКО, КАРТОФЕЛЬ, АЛОЭ.

Яблоко и картофель разрезать пополам, промокнуть салфеткой. Она мокрая. Что это значит? Значит, что фрукты и овощи содержат воду. Что произойдёт, если мы разрежем яблоко и картофель на дольки и поместим в духовку? Или в электросушилку? Вода начнёт испаряться. И фрукты, и овощи уменьшатся в размерах, станут дряблыми.

Опыт 2. ЗЕРКАЛЬЦЕ. На столах у вас лежит зеркальце. Возьмите его и дышите в течение 30 секунд по сигналу. Посмотрите, что Вы видите? На зеркальце образовались мелкие капельки воды. Оно запотело.

  • Какой вывод мы можем с вами сделать? Вода содержится в организме человека? (да). Она выделяется при дыхании.

         ФИЗКУЛЬТМИНУТКА «Капелька» (видео):

Вы подвигались, Вам стало тепло, а кому-то даже жарко. А ведь всё это вода сделала. Она содержится в нашем организме и выходит через пот, когда мы активно двигаемся.

  • Ребята, вода в нашем организме постоянно расходуется. Её нужно восполнять. Как? Пить почаще воду. Иначе наша кожа станет такой же, как сушёное яблоко или картофель.
  • Можем ли мы пить с Вами воду из речки или из водоёма? (нет). Почему? (небезопасно, в ней содержится песок, грязь, вредные микроорганизмы).
  • Так и животные: они не могут пить загрязненную воду. А какую воду можно пить человеку? (чистую). С помощью чего мы чистим воду? С помощью фильтров.

Если нет такого фильтра, можно сделать его самостоятельно (видео).

Опыт 3. ОЧИСТКА ВОДЫ.

  • Ребята, посмотрите, вода в стакане загрязнилась. Как её можно очистить? С помощью активированного угля из расчета 1 таблетка на литр воды помещается в марлевый мешочек.

Завязанный мешочек опускается в ёмкость с водой на 6 – 8 часов.

ВИДЕО «Фильтр своими руками».

VI. Этап закрепления новых знаний и способов действий.

  • А кто из вас знает, как очистить воду в водоёмах? Не сливать отходы с фабрик и заводов в реки, водоёмы. Когда отдыхаете на берегу реки, кушаете. Остаётся мусор. Что с ним нужно делать? (убирать в мешок и выбрасывать). Для этого на заводах строят очистные сооружения. Это оборудование, которое очищает сточные воды от вредных примесей. Мусор выбрасывается в специальные контейнеры. Далее вода проходит через песочные фильтры. Затем проходит ультрафиолетовую очистку. А после насыщается кислородом. И только потом вода возвращается в водоёмы. В окружающую среду.
  • Какое ещё главное правило использования воды мы с Вами должны соблюдать? Найдите ответ в учебнике на стр. Читаем самый последний абзац. Начинается со слов: «Воду надо не только беречь от загрязнений, но и экономно расходовать».

VII. Обобщение и подведение итогов урока.

Вода – это основа всего живого на нашей планете. А много ли воды на земле? Воды на земле достаточно много – поверхность всех морей и океанов в два раза больше поверхности суши. Но основная масса воды на Земле – солёная морская и океанская вода, а для поддержания жизни растений, животных и человека нужна вода пресная. А такой воды на планете не так уж и много, всего 2 – 3 процента. У нас есть вода – и мы научимся по – умному ее использовать.

Стихотворение:

Жить без воды невозможно.

Будьте с водой осторожны!

Ведь, как сказал русский писатель Ф.М. Достоевский: «Кто не любит природы, тот не любит человека» (слова на доску).

VIII. Информация о домашнем задании.

  • стр.22-26, ответы на вопросы.

IX. Рефлексия. Если вы считаете, что нужно беречь воду, охранять её, то поместите свои смайлики настроения вокруг глобуса. Если считаете, что воду нужно загрязнять, поместите свои смайлики возле горы мусора.

свернуть

План урока "Чалавек і свет" на тэму "Зямля блакітных рэк і азёр"

Падрыхтавала і правяла Дораш А.Л., настаўнік пачатковай школы
развернуть

Тэма: Зямля блакітных рэк і азёр.

Мэта: аднаўленне і паглыбленне ведаў аб рэках і азёрах Беларусі.

Задачы:

  • знаёмічы вучняў з воднымі багаццямі Беларусі, звярнуць іх увагу на галоўныя рэкі нашай краіны: Нёман, Заходнюю Дзвіну, Днепр і Прыпяць, а таксама возера Свіцязь; паказаць ім гістарычную ролю у жыцці нашых продкаў; правесці элементарнае даследаванне падання пра возера Свіцязь з пункту гледжання яго гістарычнай каштоўнасці;
  • шляхам даследавання падання пра возера Свіцязь развіваць гістарычнае мысленне вучняў, падводзіць іх да разумення значэння паданняў, а таксама і легенд як гістарычных ведаў;
  • выхоўваць у вучняў любоў да Радзімы, цікавасць да яе гістарычнага мінулага, беражлівыя адносіны да прыродных багаццяў нашай краіны

Абсталяванне: падручнік, рабочы сшытак, карткі для самастойнай работы, дыдактычны матэрыял, фізічная карта Рэспублікі Беларусь

 

Ход урока

I. Арганізацыйны этап.

Празвінеў званок вясёлы.

Усіх заве ён на ўрок.

Ну-ка, дзеці, усе гатовы?

Пачынаем наш урок.

-Ціхенька сядайце.

II. Этап актуалізацыі ведаў і ўменняў вучняў.

2.1. Праверка дамашняга задання.

  • Франтальнае апытванне.
  • Пералічыце назвы ўсходнеславянскіх плямён, якія лічацца продкамі беларусаў?
  • Старажытныя плямёны: крывічы,…
  • Якія выпрабаванні праходзіў юнак-крывіч, калі дасягаў паўналецця? Раскажыце пра гэты звычай.
  • Назавіце заняткі нашых продкаў.
  • Чым яны харчаваліся?
  • Дзе жылі?

2.2. Практычныя заданні.

2.3. Тэставая работа ў сшытку, с.8-9

Фізкультхвілінка

III. Падрыхтоўка вучняў да работы на асноўным этапе.

А зараз, каб даведацца, пра што мы сёння будзем размаўляць, вам патрэбна адгадаць загадку. Слухайце ўважліва.

Бяжыць, цурчыць, хвалюецца.

Усе на яе любуюцца!

Ніяк не спыніцца,

Назад не павароціцца...

(Рака)

Я гэты цудоўны вадаём абыходжу лёгка вакол,

І тут люстраная вада

Без плыні заўсёды!

(Возера)

Паведамленне тэмы ўрока, пастаноўка задач урока.

  1. Этап засваення новых ведаў і спосабаў дзеянняў.
  • Рака, мора, возера. Ці ўсе гэтыя вадаёмы мы можам знайсці на карце Беларусі?
  • А што мы можам знайсці на тэрыторыі Беларусі?

Чытанне абзаца 1 апавядання «Зямля блакітных рэк і азёр» на с.15 падручніка.

1 абзац.

На тэрыторыі Беларусі цячэ 208000 тыс. рэк. Іх агульная даўжыня – 91 тыс. км. Большую частку гэтай даўжыні складаюць малыя рэкі. Самыя доўгія рэкі: Дняпро – 116 тыс. км., Нёман – 46 тыс. км., Заходняя Дзвіна – 33 тыс. км.

  • Як называцца самыя галоўныя рэкі?
  • Дзе будаваліся гарады?

2 абзац.

  • Чаму рэкі, а не шаша ці чыгунка, былі ў мінулым галоўнымі шляхамі зносін?
  • Які шлях прахадзіў праз тэрыторыю Беларусі?
  • Якія рэкі злучалі паміж сабой два моры?
  • Хто жыў на берагах Балтыйскага мора і хто гэта такія?
  • Куды можна было трапіць праз Чорнае мора?
  • Таксама на с.16 паказан карабель, на якім плавалі людзі па гандлёвым шляху. А на с.17 мы можам убачыць, дзе праходзіў шлях «з варагаў у грэкі».

А цяпер правядзем фізкультхвілінку, усталі ўсе з-за парт і паўтараем за мной.

IV. Фізкультхвілінка

Мы нагамі топ-топ,

Мы рукамі хлоп-хлоп,

Мы вачыма міг-міг,

Мы плячыма чык-чык.

Раз сюды, два туды,

Павярніся вакол сябе.

Раз-прыселі, два-прыўсталі,

Рукі ўверх усе паднялі.

Селі-ўсталі, селі-ўсталі,

Ванькай-встанькой нібы сталі.

3 абзац. Рака Няміга-правы прыток ракі Свіслач. У старажытным Мінску Няміга з’яўлялася ракой-вуліцаф. Па ёй плавалі на чаўных тагачасныя гарадскія жыхары. У 1067 годзе на Нямізе адбывалася буйная бітва. Гэта дата адначасова з’яўляецца першай звесткай пра Мінск. Раней Няміга была шырокай, а потым звузілася і змелела.

  • А зараз давайце адшукаем гэтую раку на карце Мінска, якая знаходзіца на фарзацы падручніка. У цяперашні час рака Няміга цячэ ў падземнай трубе пад вуліцай Нямігай. Давайце яшчэ раз паспрабуем знайсці гэтае месца на карце

4 абзац.

  • Нашы рэкі называюць блакітнымі шляхамі Беларусі. Растлумачце гэты выраз.

Калі рэкі – гэта блакітныя шляхі Беларусі, то азёры людзі ласкава называюць яе блакітнымі вачамі.

Беларусь называюць азёрным краем. На яе тэрыторыі больш за 10 тыс. азёр. Самае вялікае возера – Нарач, яго плошча складае 80 км2. А самае глыбокае – Доўгае, глыбіна якога больш за 53 м. Плошча Свіцязьі складае 2,24 км2, а глыбіня дасягае 15м. Дно возера ўздоўж берага пясчанае. Вада ў ім чыстая і празрыстая. На паўночным беразе возера знаходзяцца помнікі прыроды – два векавыя дубы, а на паўднёва-заходнім – археалагічныя помнікі – старажытныя курганы, у якіх пахаваны продкі беларусаў.

  • Амаль кожные возера хавае мноства таямніц і загадак. Пра іх складалі паданні.
  • Хто ведае, што такое паданне?
  • Зараз, каб даведацца што гэта, адкрывайце падручнікі на старонцы 160 і прачытайце адзначэнне слова паданне.
  • Вось паслухайце, як пісаў пра возера Свіцязь ураджэнец тых мясцін Адам Міцкевіч.
  • Звярніце ўвагу на краявід возера і партрэт паэта (с. 20), а затым паслухайце ўрывак з верша А. Міцкевіча .
  • Паслухайце яшчэ адзін вершаваны ўрывак.

Балада пра Свіцязь

Люстэркам дзіўным ноччу Свіцязь

Глядзела ў неба. Зорны віцязь

У чоўне месяца спусціўся,

Па воднай гладзі пракаціўся,

Зачараваў русалак пекных

I ўтапіўся ў водах срёбных;

Той човен ўраз перакуліўся,

Як за лілею зачапіўся.

I незлічоныя стагоддзі

Штоноч у ціхім карагодзе

Па небу зорачкі гуляюць

I марна віцязя чакаюць...  Лявон Эміліт

  • Давайце знойдзім і пакажам на карце азёры і рэкі, назвы якіх мы сустрэлі.
  • У гістарычных паданнях праўда можа пераплятацца з выдумкай. Што, на ваш погляд, у паданні пра возера Свіцязь магло адбывацца на самай справе, а што – быць выдумкай? Зараз будзе заданне па картках

 

Праўда

Адступлене ад праўды

Стаяў горад Свіцязь?

З  хваляў чуўся людскі плач?

Бацька рушыў у паход?

З вады паказалася прыгожая дзыўчына?

Ворагі разбілі іх войска?

Зямля расступілася пад імі, і замест яе іх прыняла вада?

 

З хваляў чуўся людскі плач?

Стаяў горад Свіцязь?

З вады паказалася прыгожая дзыўчына?

Бацька рушыў у паход?

Ворагі разбілі іх войска?

Зямля расступілася пад імі, і замест яе іх прыняла вада?

  • Як у паданні права возера Свіцязь тлумачыцца паходжанне назвы возера? (Калісьці на месцы возера стаяў горад Свіцязь)

V. Этап першаснай праверкі разумення вывучанага

5.1. Франтальная работа: адказы на пытанні 1-4 (с.20-21 падручніка)

VI. Этап прымянення ведаў і спосабаў дзеянняў

На Беларусі працякае 20 тыс.рэк. Іх агульная даўжыня складае 91 тыс. км. Падлічыце, колькі спатрэбілася часу (сутак), каб праехаць уздоўж усіх рэк на аўтамабілі  веласіпедзе, калі рухацца з хуткасцю 80 і 20 км у гадзіну адпаведна.(на аўтамабіле – 47 сутак, на веласіпедзе – 190 сутак.)

  • Што патрэбна рабіць, каб беларускія рэкі і азёры заставаліся чыстымі і прыгожымі?

VII. Этап абагульнення і сістэматызацыі ведаў.

7.1.Работа ў парах.

Карыстаючыся запісамі ў рабочым сшытку, зробленымі на працягу ўрока, раскажыце па чарзе, што новага даведаліся на ўроку.

VIII. Этап кантролю і самакантролю ведаў і спосабаў дзеянняў.

Пісьмовая работа

 

 

А

Б

В

Г

Д

Е

1. Нарач

 

 

 

 

 

 

2. Няміга

 

 

 

 

 

 

3. Заходня Дзвіна

 

 

 

 

 

 

4. Доўгае

 

 

 

 

 

 

5. Свіцязь

 

 

 

 

 

 

6. Прыпяць

 

 

 

 

 

 

7. Дняпро

 

 

 

 

 

 

8. Нёман

 

 

 

 

 

 

 

А) Незвычайная рака-вуліца, цякла ў старажытным Мінску. Няміга

Б) Возера на Гродзеншчыне, з блакітных хваль якога чуўся, згодна з паданнем, людскі плач. Свіцязь

В) Самае вялікае возера Беларусі. Нарач

Г) Самая доўгая рака Беларусі. Дняпро, Нёман, Прыпяць

Д) Рака, якая працяукае праз самы старажытны горад Беларусі – Полацк. Заходняя Дзвіна

Е) Самае глыбокае возера. Доўгае

  1. Нарач 5. Свіцязь
  2. Няміга 6. Прыпяць
  3. Заходняя Дзвіна 7. Дняпро
  4. Доўгае 8. Нёман

IX. Этап фарміравання аб дамашнім заданні

Скласці вуснае паведамленне »Зямля блакітных рэк і азёр».

Практычная работа на с.21 падручніка.

X. Этап падвядзення вынікаў урока

  • Як называлася тэма нашага ўрока?
  • Што такое паданне ?
  • З якімі рэкамі мы пазнаёміліся?
  • Якія самыя вялікія азёры вы ведаеце ?

XI. Этап рэфлексіі

Прыём «Прэс – канферэнцыя».

свернуть

План урока обществоведения на тему "Ступени общественного развития"

Подготовила и провела Васькина Н.А., учитель истории и обществоведения
развернуть

Урок обществоведения в 11 классе

Тема: Ступени общественного развития

Цели: 

  • рассмотреть особенности исторических ступеней разви­тия общества;
  • развивать учебно-исследовательские умения уча­щихся, работая с дополнительными материалами к уроку;
  • сформулировать цели и задачи экологической безопасности с опорой на общественно-экономические формации, с учётом развития науки и научных знаний.

Основные понятия: аграрное общество, индустриальное обще­ство, информационное (постиндустриальное) общество, общественно-экономические формации, технологический подход «Три волны развития общества».

Оборудование: учебное пособие для 11 класса

Ход урока

Организационный момент

Сегодня нам предстоит окунуться в историю человечества. Мы рассмотрим ступени развития общества.

(Сообщение темы урока и запись ее на доске и в тетради.)

Актуализация знаний

Два ученика работают по карточкам.

Карточка № 1

  • Как вы понимаете смысл понятий: прогресс и регресс? Приведите примеры из истории.

Карточка № 2

  • Как вы понимаете смысл следующих понятий: научно-технический прогресс, эволюционная и революционная формы НТР? Чем вы их объясняете?

Карточка № 3

  • Как вы понимаете смысл понятия: гуманизм, как происходило формирование этого понятия? Чем объясняется естественность гуманизма?

Карточка № 4

  • Для чего практикуются Дни экологии, какие вы знаете, на что они ориентированы? Может ли наука стоять на страже Планеты, сберечь её от разрушающих факторов деятельности человека? Каким образом?

Предлагаем использовать один из методов критического мыш­ления — инсерт (insert): при чтении текста учащиеся на полях рас­ставляют пометки. Пометки должны быть следующими:

- если то, что вы читаете, соответствует тому, что вы знаете;

- если то, что вы читаете, противоречит тому, что вы уже зна­ли или думали, что знали;

+ если то, что вы читаете, является для вас новым;

? если то, что вы читаете, непонятно, или же вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу.

Текст

Современный мир шагнул в третье тысячелетие. Человечество подо­шло к этому важному рубежу с большими приобретениями и большими потерями. Какое будущее нас ждет? По какому пути будет развиваться цивилизация в XXI в.? Прогнозировать историю трудно, и неудивитель­но, что ученые дают разные ответы на эти вопросы.

Некоторое время назад появилась теория, согласно которой эпоха индустриальной цивилизации закончилась, и человечество (по крайней мере, часть его) вступает или даже уже вступило в следующий этап развития — постиндустриальную цивилизацию. При этом последняя четверть XX в. считалась переходным периодом, периодом противоборства старых и но­вых тенденций.

  • Что же представляют собой эта новые тенденции, позволяющие хотя бы в общем виде обрисовать контуры будущего витка цивилизационного развития?

Большие надежды связываются с научно-техническим прогрессом, успехи которого, видимо, могут преобразовать всю систему производства. Оно в большей степени будет ориентировано на удовлетворение потреб­ностей человека; тяжелый и монотонный труд, превращающий человека в придаток машины, сведется к минимуму. Зато максимально активи­зируются творческие возможности личности, от которой потребуются обширные знания, умение самостоятельно принимать решения, быстро реагировать на изменение ситуации. Исчезнут гигантские заводы — по­рождение и символ индустриальной эпохи, наносящие огромный ущерб окружающей среде. Технические устройства будут приобретать все более миниатюрные размеры, следовательно, уменьшатся и материальные рас­ходы. Безотходные технологии, замена природного сырья синтетическим, новые источники энергии, строгое соблюдение экологических норм — все это позволит преодолеть катастрофическое противоречие между ноосфе­рой и естественной средой, которое является еще одним неизбежным результатом индустриализации.

Ученые предполагают, что благодаря информационной революции и развитию микроэлектроники в производстве возрастет роль неболь­ших предприятий, «мягкие» формы объединений которых (ассоциации, торгово-промышленные группы) позволят быстро реагировать на пере­мены в рыночном спросе и при необходимости перестраивать механизм производства. Огромные транснациональные компании, которые держат в своих руках львиную долю производства тех или иных видов продук­ции (от добычи нефти до радиоэлектронной аппаратуры), очевидно, со­хранятся ещё долгое время, но вынуждены будут потесниться с ростом мелкого и среднего бизнеса, уже сейчас производящего более половины валового национального продукта в Японии, Италии, Франции и других развитых странах.

Вполне вероятен и бурный процесс деурбанизации — оттока насе­ления из городов. На протяжении всей истории цивилизации города были административными, экономическими и культурными центрами. Индустриальная эпоха превратила их также в промышленные центры. Гигантские города-спруты (так их стали называть еще в конце XIX в.) с многочисленными заводами, фабриками, верфями втягивали в себя огромные массы сельского населения, уходившего из родных мест в поис­ках работы. Современные мегаполисы, в которых живет по 10—15 и даже более миллионов человек (Токио, Нью-Йорк, Мехико, Москва и др.), страдают от перенаселенности, загрязнения атмосферы, переизбытка транспорта и многих других проблем.

Характерно, что в последнее время в высокоразвитых странах возникла обратная тенденция: люди, работающие в крупных городах, предпочитают жить в более или менее удаленных от них предместьях сельского типа. Эта тенденция, по всей вероятности, будет усиливаться. И эго вполне естественно для информационного общества, в котором человек, даже находясь дома, не чувствует себя оторванным от внешнего мира и с помощью компьютера и прочих средств связи может не только отдыхать, но и заниматься делами. Конечно, значительную роль в этом сыграет и деконцентрация (т. е. разукрупнение) производства.

Существенные изменения произойдут также в социально-экономи­ческой и политической сферах. Социалистическая система оказалась несостоятельной, однако и капитализм — по крайней мере, в формах, существующих сегодня, — в будущем претерпит значительные изменения. Ученые пока не имеют единого мнения по поводу нового типа общест­венных отношений. Некоторые его черты уже сегодня вырисовываются в «шведской модели» развития. Для этой модели характерны исчезновение крайних форм противоборства (и серьезных противоречий) между различ­ными социальными группами, усиление их сотрудничества во имя совмест­ного решения стоящих перед обществом проблем. Государство при этом все меньше вмешивается в экономику и общественную жизнь в целом, занимаясь в первую очередь охраной прав человека, урегулированием различных конфликтов, поддержанием порядка и законности. Расши­рятся права региональных и муниципальных органов. Децентрализация власти сделает ее более демократичной, приблизит ее к нуждам человека.

Наконец, в постиндустриальную эпоху, судя по многим признакам, произойдет своего рода революция духа. Кризис системы ценностей, на­чавшийся еще в прошлом столетии, к концу XX в. достиг своего апогея. Охватив огромные массы людей, разочаровавшихся в гуманистических идеалах и ни во что не верящих, этот кризис поистине стал знамением на­шего времени. Но в последние годы уже проявляется и противоположная тенденция. В самых разных странах стремительно возрождается угасший под влиянием рационализма интерес к религии, которая на протяжении тысячелетий была источником духовной силы человека и хранительни­цей цивилизационных традиций. В обществе усиливается и тяга к высо­кой культуре. Так, в США, стране, где наибольшим спросом пользуется массовая культура, за последние десятилетия примерно втрое увечилась посещаемость музеев. Это и многое другое говорит о том, что прогнозы о приближении этапа духовного обновления человечества имеют под собой вполне реальную основу.

Еще одна важнейшая тенденция современного мира, которая, ви­димо, во многом будет определять его дальнейшее развитие, — это гло­бализация, т. е. возрастающая целостность мира. Многие ученые видят в глобализации признак начала формирования единой планетарной ци­вилизации.

Предпосылки для ее появления создала в конечном счете индустри­альная эпоха, научно-технический прогресс. На протяжении XX в. эко­номические, политические, культурные, коммуникационные и прочие связи между различными странами и целыми континентами становились все более прочными. Заметно усилилась взаимозависимость локальных цивилизаций, которые в наши дни уже не могут вести отдельное, изоли­рованное существование. События, происходящие в той или иной стране, нередко влияют и на судьбы ее соседей, а порой и мира в целом.

При этом такое влияние не всегда оказывается положительным. Ми­ровые войны, крупные экономические кризисы, опасность применения оружия массового уничтожения — далеко не полный перечень примеров такого рода. Но у процесса глобализации, конечно, есть и другие сторо­ны, внушающие оптимистический взгляд на будущее. Это формирование системы всемирного хозяйства с «разделением труда» между странами и кон тинентами, ведущее к созданию мирового рынка; тесно связанное с этим возрастание роли региональных экономических союзов (таких, как Европейский союз); укрепление авторитета международных организаций (ООН, ЮНЕСКО и др.); интенсивный обмен культурными ценностями и научными знаниями; «экспорт» оптимальных форм экономической, социальной и политической жизни; решительные ограничительные меры в сфере военного производства, уже приведшие к фактическому прекра­щению гонки вооружений.

Разворачивающаяся глобализация в принципе отнюдь не означает, что в будущем мир станет однообразным, унифицированным. Своеоб­разие культур, разумеется, должно сохраниться. И тем не менее совре­менной тенденции к формированию планетарной цивилизации проти­востоит прямо противоположная тенденция — сепаратистская. Об этом убедительно говорят самые разные по своей сути явления — например, распад СССР и Югославии, исламский фундаментализм, движение за отделение провинции Квебек от Канады и т. д. Стремление отделиться, обособиться, освященное лозунгами (порой искусственно раздуваемое) сохранения политической, культурной, религиозной самостоятельности, стало знамением времени.

Нельзя забывать и о трагической неоднородности мира в социально- экономическом отношении, о резком противостоянии двух полярных зон, в одной из которых человек пользуется всеми благами и достиже­ниями цивилизации, в то время как в другой, гораздо более обширной, царят нищета, голод и болезни, нередко оборачивающиеся массовыми эпидемиями.

Какая же из двух тенденций — глобалистская или сепаратистская — победит в будущем? Сумеет ли человечество найти путь к сбалансиро­ванному развитию, отыскать равновесие между всеобщим и локальным? Ответы на эти вопросы может дать только беспристрастная история.

Новый виток цивилизационного развития, как бы мы его ни назы­вали — постиндустриальной, глобальной или какой-либо иной цивили­зацией, — фактически еще не начался (хотя на этот счет есть и другие мнения). Пока появились лишь некоторые признаки, указывающие на то, что в недалеком будущем могут сформироваться новые цивилизационные основы. И это очень важно, ибо, как продемонстрировал опыт XX в., ин­дустриальная цивилизация таит в своих недрах угрозу самоуничтожения. Если перестройки цивилизационных основ не произойдет, над самим существованием человечества нависнет серьезная опасность и сценарий будущего окажется весьма мрачным.

Апокалипсис или золотой век? Выбор за нами. Наступившее тре­тье тысячелетие, вся наша действительность, которая, в конце концов, и определит наш выбор, даст ответ и на другой вопрос; что значит быть человеком?

Изучение новой темы

  1. Основные подходы к рассмотрению истории общества.

Большинство человечества в той или иной степени верит в Бога. Это значит, что, по их мнению, мироздание (Бог — мир духов — материальный мир) и человек (дух — душа — тело) — трехсоставны. Следовательно, и общество, как совокупность людей, и история общества — тоже трехсоставны. Известно три основных «части» (сферы) единой истории общества:

  • духовная (религиозно-нравственная) история;
  • «душевная», ментальная история и материальная история.

Все эти сферы жизни общества могут изучаться разными способами, подходами. В истории России на роль господствующего всеобщего подхода к изучению истории (сфер жизни общества) поочередно претендовали:

  • формационный (материальный) подход (с 1917 г. до начала 90-х гг. XX века);
  • цивилизационный (ментальный) подход (с начала 90-х гг. XX в. до настоящего времени);
  • стадиальный.

Таким образом, существует три основных подхода к изучению истории, претендующих на всеобщность — формационный, цивилизационный и стадиальный. Рассмотрим подробнее каждый из них.

  1. Формационный подход.

Работаем по составленному совместно плану:

1) Основоположник идеи.

2) Общая идея.

3) Формации.

4) Плюсы и минусы.

5) Влияние на экологию.

3.Стадиальнй подход.

Составляем совместно критерии анализа подхода

Критерии:

1) Основоположники.

2) Концепции и их стадии.

3) Плюсы и минусы подхода.

4) Воздействие на экологию.

3.Технологичесский подход.

Составляем план изучения подхода.

План

1) Представители.

2) Подходы.

3) Плюсы и минусы подхода.

4) Как отразился на экологии Планеты?

На основании обзоров составляем сравнительную таблицу

Критерии

Формационный подход

Стадиальный подход

Технологический подход

Представители

 

 

 

Подходы, концепции, общие идеи, формации

 

 

 

Плюсы и минусы

 

 

 

Экологическая проблема (решает или ухудшает)

 

 

 

Вывод:

Первичное закрепление материала.

Подведение итогов самостоятельной работы с учебным пособием

Учащиеся по желанию или по выбору учителя представляют результаты работы с учебником.

Закрепление

  • Какой подход характеризует идея «Трёх волн»? Кто её предложил? Ключевые слова, которые характеризуют этот подход?  
  • Какой подход отражает все исторические процессы через развитие экономики? 
  • Какой подход вас заинтересовал больше? Чем?   

Подведение итогов урока

  • Какие черты характеризуют Республику Беларусь как индустриальное общество? (Распространено крупное машинное производство, наличие социальных групп предпринимателей и наемных ра­ботников.)
  • Какие процессы негативно отражаются на окружающей среде, вносят дисбаланс в экологию Планеты? Как это можно уравновесить, уменьшить негативное влияние?

Домашнее задание

Прочитать § 2, завершить заполнение таблицы.

свернуть

План урока всемирной истории на тему "Природа и население Древнего Египта"

Подготовила и провела Старовойтова Е.П., учитель истории и обществоведения
развернуть

Природа и население Древнего Египта

Класс: 5

Цель урока: познакомить учащихся с географическим положением и природно-   климати­ческими условиями Древнего Египта, развивать умения учащихся анализировать факты, дифференци­ровать их, выделять главное, самостоятельно делать выводы

Задачи:

- создать условия для усвоения учащимися следующих понятий «дельта», «орошаемое земледелие», «шадуф»; способствовать формированию у учащихся представлений о географическом положении, природе и занятиях населения Древнего Египта;

-  способствовать развитию у учащихся умений показывать на исторической карте местонахождение Древнего Египта; характеризовать географическое положение с использованием названий континентов, названий рек (Нил), в долине которых он был размещён; составлять рассказ о природных условиях, жизни и занятиях древних египтян; давать оценку роли земледелия и ремесла в жизни древних египтян;

- способствовать воспитанию у учащихся уважение к истории и культуре народов Древнего Египта

Тип урока: урок изучения нового материала

Оборудование: учебник, тетради, атласы, контурные карты, доска, карта «Древний Египет».

Ход урока

Этап

урока

             Работа учителя

   Работа детей

1.Оргмомент

Приветствие. Мотивация учебной деятельности

Настраиваются на работу

2.Переход к нов. материалу

Сообщение темы урока

Записывают в тетрадь

3. Изучение нов. материала

1. Природные условия.

Объяснение, сопровождающееся работой с картой.

Границы страны очертила сама природа Северо-Восточной Африки. Почти прямо на север течет самая длинная река мира — Нил. Он имеет узкую долину, ее ширина колеблется от 1 до 20 км.С запада и востока к берегам реки близко подходят невысокие горы, за ними на тысячи километров тянутся большие пустыни.

На расстоянии около 200 км до впадения в Средиземное море Нил разделяется на несколько рукавов и образует широкую плодородную долину - дельту. Она имеет вид треугольника.

В древности были заселены только дельта и долина Нила. Дожди в Египте почти не выпадают. Нил является единственным источником влаги. Поэтому уже несколько тысячелетий не забывается меткое выражение «Египет является даром реки Нил».

Прочтите самостоятельно последние 2 абзаца 1 пункта параграфа.

 

Дайте ответ на вопросы:

1.      Что в древности росло на берегах Нила?

2.      Что изготавливали из папируса?

3.      Какие животные водились в Древнем Египте?

4.      Какими природными богатствами славился Древний Египет?

 

 

2. Разливы Нила

Работа с текстом учебного пособия, пункт 2

 

1.      Что происходило, когда наступал сезон дождей?

2.      Почему египтяне называли свою страну «Черной землей».

 

 

 

 

Слушают учителя и работают с атласом

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Читают текст на стр. 38

 

Отвечают на вопросы

 

 

 

 

Читают текст

 

Отвечают на вопросы

Физкульминутка

Предлагает учащимся отдохнуть

Выполняют элементы зарядки

 

3. Древние земледельцы в долине Нила.

Объяснение

Люди издавна заселяли долину Нила. Основным занятием населения было земледелие. Сельскохозяйственные работы всецело зависели от разливов Нила, к которым крестьяне готовились особенно тщательно. Строили каналы и большие водохранилища. Из глины и камыша делали специальные насыпи, или дамбы. В дамбах делали маленькие ворота. Во время разлива их открывали и пропускали воду, а затем закрывали. Со временем египтяне научились строить специальные устройства — шадуфы. С помощью этих подъемных машин воду подавали на возвышенности и орошали поля во время засухи. Земляные работы выполняли сообща, огромными коллективами под контролем надсмотрщиков. Так в Древнем Египте возникло орошаемое земледелие.

 

Посмотрите на изображения в учебнике на с. 39, 40 Опишите его.

 

Предлагает составить схему «Хозяйство древних египтян», используя текст на стр. 39-40

 

4. Египетские ремесленники.

Давайте вспомним, что же такое ремесло?

Ремесло́ — …

Предлагает поработать с текстом 4 пункта и определить какие ремесла были развиты у египтян.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работают с иллюстрацией

Составляют схему в тетрадях

 

Отвечают на вопрос

 

Работают с текстом пособия, перечисляют ремесла, дополняют схему

4. Закрепление

Предлагает выполнить задание 1-3 в контурных картах на стр. 5

Работают в контурных картах

5. Рефлексия

 От чего зависела жизнь людей в древнем Египте?

Отвечают на вопрос

6 Выставление отметок

Комментирует отметки

Выставляют в дневник

7 Д/З

Пар. 9, стр.41 вопрос 4,5,6

Записывают в дневник

 

 

 

свернуть

План урока математики по теме "Стандартный вид числа" (7 класс)

Подготовила и провела Овсейчик О.А., учитель математики
развернуть

План эко-часа по теме «Кто такие волонтёры?! Волшебники добра!!!»

Подготовила и провела Каленик Л.А., классный руководитель 3 «Г» класса
развернуть

Эко - час (урок благотворительности) 

Тема: «Кто такие волонтёры?! Волшебники добра!!!»

Цели:

  • познакомить с волонтёрской деятельностью;
  • дать первоначальное представление об идеях благотворительности и меценатства;
  • объяснить, какой смысл люди вкладывают в понятие «добро», «благотворительность», «меценат»;
  • научить детей выделять нравственную сторону жизненных явлений и поступков;
  • прививать детям нравственные нормы цивилизованного общества, на примере литературных произведений, доступных детскому восприятию;
  • пробудить в детях стремление самим оказывать посильную помощь нуждающимся в ней.

Оборудование: презентация, мультфильм, высказывания о доброте и добрых делах, табличками с пословицами и поговорками о доброте, иллюстрации сказочных героев, музыкальные клипы.

Ход занятия

 

1. Вступительное слово учителя.

ДОБРОТА

В доме добрыми делами занята,

Тихо ходит по квартире доброта,

Утро доброе у нас,

Добрый день и добрый час,

Добрый вечер, ночь добра,

       Было доброе вчера.

-И откуда, - спросишь ты, -

В доме столько доброты?

                                                  Л.Николаенко

  • Как вы поняли сегодня мы будем говорить о добре. У нас на доске «Дерево Добра» (Выполняем задание, появляется на дереве плод в виде сердечка)
  • Как вы понимаете слово «добрый»? Каков его смысл? (размышления учащихся)
  • Можно ли человека заставить быть добрым?
  • Можно ли стать добрым на время, только сегодня, только завтра или только сейчас? Поразмышляйте.

2. Работа со словарём С. Ожегова. Понятие слова ДОБРОТА (вывесить на доску)

Послушайте рассказ В. В. Сухомлинского «Чтобы бабочка не укололась» и оцените поступок девочки.

           ЧТОБЫ БАБОЧКА НЕ УКОЛОЛАСЬ

Маленькая Зоя гуляла в саду. Она подошла к акации. На акации острые-острые колючки.

Над акацией летает яркая бабочка. Ой, как же ей не страшно летать! Налетит на колючку, что же тогда будет?

Подошла Зоя к акации. Сломала одну колючку, вторую, третью.

Мама увидела и спрашивает:

-Что же ты делаешь, Зоя? Зачем колючки ломаешь?

- Чтобы бабочка не укололась, - ответила Зоя.

Вопросы для анализа рассказа:

- Как вы оцениваете поступок Зои?

- Поразмыслите, добро или зло принесла Зоя акации? Бабочке?

-Как бы вы поступили в таком случае?

-Какие добрые дела может сделать человек?

- Будет ли синонимом к слову ДОБРОТА слово МИЛОСЕРДИЕ? Есть ли в этих словах что-то общее?  Порассуждайте

3. Притча о милосердии «Морская звезда» (Читает учитель)

Однажды старец гулял по морскому берегу и вдруг заметил мальчика, поднимавшего что-то с песка и бросавшего в море. Когда он подошел поближе, то увидел, что тот берет с песка морские звезды, выкинутые на берег недавним штормом и бросает их обратно. Морские звезды окружали его со всех сторон, весь берег был буквально усеян ими на несколько сотен метров.

— Зачем ты бросаешь эти морские звезды в воду? – спросил он мальчика, подходя ближе.

— Прилив начнется только завтра утром, но если они останутся на берегу до завтрашнего утра, то, скорее всего, погибнут, – ответил малыш, не прерывая своего занятия.

— Но оглянись и посмотри вокруг, на берег выкинуты тысячи морских звезд, неужели ты полагаешь, что можешь что-то изменить своими действиями?

Мальчик поднял следующую морскую звезду и бросив ее в море произнес:

— Да, я смогу изменить очень многое … для этой звезды!

Старец ничего не сказал в ответ, отошел в сторону и подумал. Ведь наша жизнь состоит из мелочей, и очень редко появляется возможность сделать сразу очень много хорошего. 

- Что может изменить мальчик для этой звезды?

- Что получит мальчик для себя, спасая жизнь морской звезде?

- В каких словах заключается мудрость этой притчи?

Сделаем вывод: Помогая другим, мы сами делаем себя лучше, добрее. Тот, кто ждет возможности совершить сразу многое, никогда ничего не сделает. Помогая другим, мы сами делаем себя лучше, добрее.

4. Игра «Где спряталось…?»

Чтобы появился ещё один плод на нашем дереве, давайте попробуем найти слова, в которых «спряталось добро» (доброта, добродетель, добродушный, добросердечный, доброжелательный, добросовестный, доброго здоровья, добрый день, добропорядочный).

  • А какие два слова спрятались в слове МИЛОСЕРДИЕ?
  • Как вы думаете, легко ли быть, по-настоящему добрым, милосердным? Действительно, научиться по-настоящему, быть добрым трудно. Путь к доброте нелёгкий, на нём человека ожидают взлёты и падения, зло и добро. У каждого человека, большого и маленького, свой путь к доброте.

Песня «Кота Леопольда».

5. Беседа по теме. Просмотр презентации и мультфильма о волонтёрах

Сегодня мы поговорим о людях, которые делают добрые дела, помогая другим людям.

  • Может быть, кто-то догадался, о ком мы будем говорить?

6. Знакомство с семьёй волонтёров Устин С. П. и Сергей

Физкультминутка «Что такое доброта?!» (Барбарики)

7. Обсуждение понятия «благотворительность», «меценат».

На доске размещаются карточки с парами слов:

Благо – добро, польза;

Творить – делать.

В старину добрые дела называли «благими».

  • Посмотрите на карточки и скажите, как же тогда можно объяснить значение слова благотворительность?

А теперь проверим, правильно ли мы объяснили значение этого слова.

«Благотворительность - это действия и поступки, направленные на общественную пользу».

  • Когда возникла благотворительность?

Идеи благотворительности не новы для России, первые упоминания о благотворительности относятся к Х веку. Но до сих пор эта тема остается актуальной, острой, востребованной.

  • Как вы думаете, ребята, почему?
  • Ребята, подумайте и скажите. Как можно назвать человека, который делает добрые дела, занимается благотворительной деятельностью? (благотворитель)
  • А кто-нибудь из вас делал добрые дела, творил благо?
  • Что вы делали доброго и для кого? Как вы помогали людям? (просто так, даром)

А еще говорят «безвозмездно».

  • Какие поступки можно назвать благотворительными? (безвозмездные)
  • Ребята, а кому можно и нужно, по вашему мнению оказывать благотворительную помощь? (детскому саду, детскому дому, дому престарелых, школе и т. д.)
  • А кто может быть благотворителем?

(один человек, родители, класс, школа, предприятие, завод и т. д.)

Благотворительной деятельностью может заниматься как один человек, так и огромное предприятие.

Помощь крупных предприятий выражается в выделении крупных денежных средств на ремонт детских учреждений, на приобретение компьютеров в школу, на покупку игрушек и одежды в детские дома и др.

Благотворительность может быть направлена на охрану памятников культуры, на защиту окружающей среды.

Некоторые люди дают деньги на научные исследования, дарят книги, картины.

Таких богатых людей, которые поощряют развитие науки, искусства, совершают любые добрые дела и начинания, называют – Меценаты.

8. Игра «Народная мудрость». Необходимо собрать пословицы

1.Не одежда красит человека, а его добрые дела.

2.Торопись на доброе дело, а худое само приспеет.

3.Не хвались серебром, а хвались добром.

4.Кто добро творит, того бог отблагодарит.

5.Худо тому, кто добра не творит никому.

6.Доброе дело питает и душу и тело.

7.Делай другим добро - будешь и сам без беды.

8.Кто любит добрые дела, тому и жизнь мила.

9. За добрые дела добром платят.

9. Игра «Волшебный цветок добра»

Ребята, я приглашаю вас поиграть.

Встаньте в круг, вытяните руки вперед ладонями вверх и закройте глаза. Внимательно слушайте и мысленно рисуйте картину того, о чем буду рассказывать.

В моих руках ларец. В нем находятся волшебные зернышки Добра. Сейчас я каждому из вас раздам по зернышку. Держите очень бережно, чтобы оно не упало.

Учитель подходит к каждому и, нежно прикасаясь к ладоням детей, кладет в них невидимое зернышко.

А теперь очень осторожно, чтобы не обронить зернышко посадите его внутрь себя.

Теперь это зернышко внутри вас. Почувствуйте, как добро входит в вас, доставляет вам радость. Пусть оно прорастет в ваших душах и сердцах.

Но не забывайте об одном условии – оно прорастет только тогда, когда вы не на словах, а на деле будете совершать добрые дела.

Нарисуйте в своем воображении цветок добра. Положите его на обе ладони. Почувствуйте, как он согревает вас: ваши руки, ваше тело, вашу душу. От него исходит удивительный запах и приятная музыка. И вам хочется ее послушать. Мысленно поместите все добро и хорошее настроение этого цветка внутрь себя, в свое сердечко.

Вас овевает теплый и ласковый ветерок. У вас доброе, согревающее душу настроение.

Ребята, а теперь откройте глаза.

10. Игра «Волшебная палочка» (загадать три желания) и подарки приюту для животных «Неприют»

11.Подведение итогов.

В каждом из вас есть маленькая частичка доброты. Как маленькое солнышко. Добрый человек – тот, кто любит людей, помогает им, с таким человеком комфортно везде. Добрый человек любит природу. Любовь доброго человека, помощь его согревает как нежное весеннее солнышко.

                                Не стой в стороне равнодушно,

                                Когда у кого-то беда.

                                Рвануться на выручку нужно

                                В любую минуту всегда.

                                И если кому-то поможет

                                Твоя доброта и улыбка твоя,

                                Ты счастлив, что день не напрасно был прожит,

                                Что годы живешь ты не зря!

- Спешите делать добрые дела, ребята. И пусть вашим попутчиком в добром деле станет

Песня «Твори Добро» (Шура)

Ёлка. Песня «Всё зависит от нас самих» (вручение браслетов).

12. Д/з: сбор корма для животных

свернуть

План урока математики "Стандартный вид числа.  Экология глазами математики" (7 класс)

Подготовила и провела Луц С.Г., учитель математики
развернуть

Урок математики (алгебры) в 7 классе

Тема урока. Стандартный вид числа.  Экология глазами математики

Тип урока: урок  новых знаний.

Формы работы: индивидуальная, групповая, фронтальная.

Цель урока: планируется, что к концу урока учащиеся будут знать определение стандартного вида числа, уметь записывать большие и малые числа  в стандартном виде.

Цель урока на языке учащегося: к концу урока я

  • научусь находить число, записанное в стандартном виде;
  • записывать число в стандартном виде;
  • определять порядок числа.

Задачи личностного развития:

  • организовать деятельность, направленную на развитие познавательных процессов: внимания, мышления, умения применять знания в знакомой ситуации;
  • способствовать развитию самостоятельности и самоконтроля;
  • создать условия для положительного эмоционального состояния, воспитания любви к родной природе, планете Земля.

Ход урока

I. Организационный момент.

Здравствуйте! Посмотрите друг на друга. Улыбнитесь и садитесь. Сегодня у нас урок необычный, урок - исследование, урок – путешествие в мир больших и малых чисел на планете Земля.

II. Определение совместной цели деятельности. Сообщение темы урока

Стремление постичь тайны времени, пространства и своё место во Вселен­ной издавна не давало покоя челове­ку. Вот и сегодня, как отмечает извест­ный писатель-фантаст Е. И. Парнов, человек снова «стоит на перекрёстке бесконечностей. Одна дорога уводит его в мир галактик, туда, где разлета­ющееся вещество достигает почти световых скоростей, другая — в мик­ромир с исчезающе малыми масшта­бами расстояний и длительностей...». И уже несколько тысячелетий, не зная покоя, человеческая мысль блуждает по этим дорогам.

Отправ­ной точкой в её странствиях всегда была Земля. Диаметр нашей планеты составляет около 12 800 км, Солнца — в 109 раз больше. Если представить себе Зем­лю в виде крупинки размером 1 мм, то диаметр Солнца окажется рав­ным примерно 11 см

Обратим теперь свой взгляд в об­ратную сторону — ту, которая уводит нас в глубь материи. Атомы настолько малы, что их нельзя увидеть ни в один оптический микроскоп. По своим размерам (при­мерно 10~10 м) они во столько же раз меньше обыкновенного яблока, во сколько раз яблоко меньше земного шара. А число атомов в яблоке так же велико, как и число звёзд в наблю­даемой Вселенной.

Сегодня будем продолжать работать с такими числами и записывать их в интересном виде. Как он называется?  - Стандартный вид числа. – Верно. Это и есть наша тема.

Математики в своем научном творчестве часто помогают им решать различные задачи, используя теорию больших и малых чисел. Например, большим числом выражается масса Земли – 5 980 000 000 000 000 000 000 т.

(5 секстиллионов 980 квинтиллионов т).

Давайте с помощью таблицы его прочитаем.

На слайде - таблица названий больших чисел.

МИЛЛИОН – 6

МИЛЛИАРД – 9

ТРИЛЛИОН – 12

КВАДРИЛЛИОН – 15

КВИНТИЛЛИОН – 18

СЕКСТИЛЛИОН – 21

СЕПТИЛЛИОН – 24

ОКТИЛЛИОН – 27

НОНИЛЛИОН – 30

ДЕЦИЛЛИОН – 33

  • Как вы думаете как может называться число у которого 100 нулей? (гугол)

    Малым числом выражается размер вируса гриппа равен 0, 000000103 м. (нуль целых, сто три миллиардных м).

Вывод:  мы видим, что читать такие числа и выполнять над ними какие-либо действия очень сложно.

  • Известна ли вам более удобная форма записи больших и малых чисел?
  • Формулирование целей урока (вместе с учениками)

III. Изучение  нового материала .

  • Обратимся к помощи учебника, п.3 (стр.35).

Задание. Прочтите текст учебника и ответьте на вопросы (вопросы на слайде). Занесите информацию в тетрадь для правил.

  • Какая запись называется стандартным видом числа?
  • Как называется число n в этой записи?
  • Что показывает большой положительный порядок в стандартной записи числа?
  • Можно ли про следующие числа сказать, что они записаны в стандартном виде (слайд)

Алгоритм записи числа в стандартном виде

Составим алгоритм записи числа в стандартном виде. Объяснение учителя

а) 350;       б) 72000 ;      в) 0,026,           г) 0, 00000905.

   ( формулируем этапы алгоритма)

 

IV. Практическое применение знаний.

(задания на слайде)

  1. Назвать порядок числа №1.174(устно)
  2. Запишите в стандартном виде числа: (на доске)

а) масса атома кислорода 0, 000 000 000 000 000 000 000 0266

б) толщина пленки мыльного пузыря 0,000 000 06 см;

в) диаметр молекулы воды 0,000 000 03 см;    

г) расстояние до туманности Андромеды  95 000 000 000 000 000 000 км;

д) толщина человеческого волоса равна 0,00007 м;

е) масса Солнца равна 1 983 000 000 000 000 000 000 000 000 000 кг.

  1. Самостоятельная работа №1.175

 (прокомментировать решение). Доп. №1.177

  1. Дифференцированная работа с учащимися.

1 группа – ученики, успешно справившиеся с заданиями, дальше самостоятельно работают с учебником. №1.179, №1.180 (2 человека за доской)

2 группа – это ученики, испытывающие затруднения при решении заданий, они работают с учителем, выполняя задание, записанное  на доске:

  1. Представить числа в стандартном виде:

67;  0, 0027;   29,54;   0,000087;  95 000 000.

  1. Фронтальная работа. Как сравнить числа, записанные в стандартном виде?
  • расположите планеты в порядке удаления их от Солнца. Запишите в тетрадь ответ.

Планета

Расстояние

Венера

1,082 · 108

Земля

1,495 · 108

Меркурий

5,790 · 107

Марс

2,280 · 108

Нептун

4,497 · 109

Плутон

5,947 · 109

Сатурн

1,427 · 109

Уран

2,871 · 109

Юпитер

7,781 · 108

 

Для проверки  проецируется слайд «Планеты Солнечной системы

Самостоятельно №1.181. Самопроверка

V. Проверка знаний, умений и навыков учащихся по данной теме

Тест

  1. Самостоятельная работа для 2 группы - выполнение теста:

Для данного числа выберите запись его в стандартном виде и запишите в тетрадь букву соответствующую выбранному ответу:

1.        480

 

ч

 

в

 

к

2.       0,0013

 

и

 

л

 

е

3.       0,000008

 

р

 

с

 

а

4.      2 610 000

 

с

 

н

 

л

5.      17 000 000

 

о

 

с

 

а

      

 Проверка теста – по ключевому слову «верно».

  1. Самостоятельная работа для 1 группы
  2. Решите задачи: (на слайде)

Луч света за 1с пробегает расстояние 3 · 105 км. В году 3 · 107с. какое расстояние пробегает световой луч за год? (это расстояние называют световым годом)

Туманность Андромеды удалена от нас на 2,3 · 106 световых лет. Сколько километров до нее?

(решение появляется на экране позже для проверки)

VI. Подведение итогов. Рефлексия.

  • Какая запись называется стандартным видом числа?
  • Как называется число n в этой записи?
  • Что показывает большой положительный (отрицательный )порядок в стандартной записи числа?

VII. Домашнее задание: №1,192, 1.193, 1.195,1.196

свернуть

План урока трудового обучения в 5 классе на тему "Виды пиломатериалов и листовые древесные материалы"

Подготовила и провела Мытник Е.С., учитель трудового обучения
развернуть

Урок трудового обучения в 5 классе 

Тема: Виды пиломатериалов и листовые древесные материалы

Цель: изучить  профили различных пиломатериалов, способ их изготовления и область применения.

Задачи:

Обучающая:

  • познакомятся с ролью и значением уроков технологии в жизни человека, умение распознавать виды древесины и пиломатериалов.

 Развивающая:

  • выполнять операции по технологическим картам; осуществлять итоговый и пошаговый контроль выполнения операций; проявлять познавательный интерес к изучаемому предмету, познакомиться со способами применения разных видов пиломатериалов.

Воспитательная:

  • научиться слушать собеседника и вести диалог; адекватно воспринимать оценку учителя; оценивать правильность выполнения операций; вносить необходимые коррективы в действия после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

 Методы и формы обучения: объяснительно- иллюстративный: индивидуальная, групповая, фронтальная.

Этапы урока

Цель

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формы взаимодействия

Вид контроля

1.

Мотивация к учебной деятельности.

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала.

Проверка готовности к уроку. В виде наводящих вопросов пытаемся определить цель урока

с учащимися.

Слушают и высказывают возможные цели урока основываясь на свои знания. Формирую 3 группы для практической работы.

фронтальная

Устные ответы

2.Актуализация знаний и определение темы занятия

Целеполагание и постановка задач. Систематизировать имеющиеся знания о ранее изученном.

Акцентировать внимание на основных моментах изученного материала.

Предполагает ответить на вопросы:

  • где применяется древесина?
  • как определить возраст дерева?
  • что называют текстурой древесины?
  • Применение древесины в жизни человека.

Отвечают на вводные вопросы и формулируют вывод о назначении пиломатериалов из древесины

групповая

Запись в технологическую карту

3. 

Изложение программного материала.

 

Определение различных способов получения пиломатериалов (лесопильная рама, лущильный станок), область применения различных видов пиломатериалов

Объясняет различные способы получения пиломатериалов, демонстрирует разные виды пиломатериалов (брус, бруски, доски,

пластины, горбыль)  

Демонстрирует и объясняет способы получения древесных материалов, к которым относятся: фанера, шпон, древесно-стружечные плиты, древесно-волокнистые плиты.)

Учащиеся отвечают на вопросы и формулируют вывод о видах пиломатериалов, полученных при распиливании ствола, при распиливании коротких бревен на лущильном станке.

фронтальная

Устные ответы

Экологическая задача

Формировать понятие о бережном отношении к древесине и пиломатериалам

Наводящие вопросы по теме:

  • Каким образом можно выполнить отделку помещения без пиломатериалов?
  • Осмотрите класс. Из какого материала сделаны стулья, верстаки?
  • Применение листовых древесных материалов сокращает применение в строительстве пиломатериалов?

Отвечают на вопросы, формируют вывод:

Применение листовых древесных материалов способствует сокращению количества вырубленных деревьев на строительство и отделку помещений.

фронтальная

Устные ответы

4. 

Первичное осмысление и закрепление

Закрепить знания о различных способах пиломатериалов

Наблюдает за обсуждением учениками алгоритма действий определения различных видов пиломатериалов.

Раздать образцы

Формулируют алгоритм действий, по которым можно определить различные виды и способы получения пиломатериалов

групповая

Выполнение действий 

по инструк

ции

5.

Самостоятельная работа

Выполнение практической работы и заданий:

1.Найти в образцах пиломатериалов основные элементы.

2.Измерить толщину фанеры и количество слоев.

3.Проверить, как обрабатываются всевозможные древесные материалы различными инструментами.

Наблюдает за действием детей и при необходимости дает рекомендации по пути решения проблемы.

Выбирают инструменты    для измерения толщины пиломатериалов.

Через … минут ответственный защитит перед классом работу в группе.

Учащиеся в группах

 Пытаются определить в образцах пиломатериалов основные элементы, измеряют толщину фанеры.

Выполняют практическую работу в группах.

Работают все на общий результат, в группе должен быть ответственный.

групповая

Осуществление самоконтроля по образцу.

6.

Включение в систему знаний и повторение

Формулируются знания, полученные в процессе урока.

Организует повторение:

  • Что такое пиломатериалы? Из каких элементов они состоят?
  • Если пиломатериал имеет ширину 300 мм, а толщину 40 мм, то это доска или брусок? Почему?
  • Что представляет собой фанера?
  • Что общего между фанерой, ДСП и ДВП? В чем отличия?
  • Какие преимущества имеют ДСП, ДВП и фанера по сравнению с пиломатериалами?

По очереди отвечают на вопросы учителя

индивидуальная работа

Оценивание учащихся за работу

7.

Рефлексия учебной деятельности

Умение построить алгоритм действий при выполнении практической работы, умение сотрудничать на уроке с учителем и учащимся.

Комментирует и объясняет допущенные ошибки во время урока. Предлагает

оценить свою работу на уроке каждому учащихся.

Фиксирует оценки учащихся.

Сравнивают работы, оценивают свои работы и членов группы, отвечают на вопросы учителя.

Делают вывод по теме урока. Проговаривают последовательность своих действий по определению

 видов пиломатериалов

Отмечают трудности, возникшие во время урока и их причины.

 

Оценивание учащихся на уроке.

Практическая работа учащихся

Технологическая карта

1

(А) Где применяется древесина?

(Б) Как определить возраст дерева?

(В) Что называют текстурой древесины?

 

 

 

2

№ группы:

 

3 Пр.р.

Получите у учителя листовые древесные материалы

 

4

Измерьте толщину образца

 

5

Определите вид листового древесного материала

 

 

№ образца

Толщина материала

Вид материала

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

свернуть

Разработка сценария информ-дайджеста «День без автомобиля»

Подготовила и провела Старовойтова Е.П., классный руководитель 8 "В" класса
развернуть

Информ-дайджест «День без автомобиля»

Цель: обратить внимание учащихся на экологическую проблему наших городов, на качество атмосферного воздуха, показать влияние каждого человека на своё здоровье и пропагандировать здоровый образ жизни.

Задачи: 

  • ознакомить с проблемами загрязнения атмосферы выхлопными газами;
  • прививать экологическое мышление;
  • пропагандировать активный и здоровый образ жизни.

Лекторская группа учащихся подобрала материал связанный с загрязнением окружающей среды автомобилями и предложила способы защиты природы доступные каждому человеку

Ход мероприятия

I. Организационный момент

II. Выступления учащихся.

1 Ведущий: 

Добрый день, уважаемые друзья.

Ежегодно 22 сентября во всем мире проводится Всемирный день без автомобиля. Цель международной акции — привлечь внимание жителей мегаполисов к проблеме слишком большого количества машин и их негативного влияния на экологию.

2 Ведущий:

Давайте проанализируем информацию о загрязнении окружающей среды автомобилями

(Работа учащихся с информационным плакатом)

ап11

Как мы видим, проблема загрязнения окружающей среды автомобилями весьма актуальна. Что мы можем сделать? Главное, чтобы все были объединены одной целью - сохранить, поддержать и улучшить экологическое благополучие окружающей среды. Только благодаря слаженному и тесному взаимодействию, можно достичь значимых результатов. 

1 Ведущий:

  • Как мы можем защитить природу?

(Учащимся предлагаются направления, которые они комментируют и объясняют)

 Общественный транспорт. Автобусы, троллейбусы, метро, трамваи— любой общественный транспорт более эффективен, чем легковое авто. Энергоэффективность можно подсчитать как количество энергии или топлива, которое тратится на перемещение одного человека на один километр. Естественно, у общественного транспорта этот показатель заведомо лучше. Кроме того, здесь намного проще внедрять экономичные и экологичные решения. Не каждый человек может позволить себе новейший электромобиль, но городские власти способны централизованно обновлять свой автопарк электробусами.

Активная мобильность. Пешая прогулка или поездка на велосипеде не требуют никакого топлива, кроме сытного обеда. Без сомнения, это самый экономичный способ передвижения. Кроме того, физическая активность позволит оставаться здоровее и сэкономить еще больше.

Снижение автозависимости. Городская среда спроектирована для автомобилей. Здания строятся вдоль автодорог, автомобильные парковки занимают то место, где можно было бы разбить парк. Для уменьшения нашей автозависимости нужно менять наше мышление, делать более престижными альтернативные средства передвижения. Необходимы и организационные меры. К примеру, некоторые районы города закрыты для автотранспорта по выходным и праздникам. Кроме того, есть улицы навсегда объявлены пешеходными.

Управление мобильностью. Под этим термином понимают комплексный подход к развитию транспортной сети, в первую очередь ориентированный на нужды пассажиров. Он опирается на информацию о реальных транспортных потоках, результаты опросов и схемы обратной связи. Это позволяет развивать соответствующую инфраструктуру (например, велодорожки) там, где это будет востребовано, оптимизировать маршруты транспорта, чтобы не допускать их перегрузки в часы пик.

Развитие инфраструктуры. Развитие и создание инфраструктуры не должно опираться на автодороги. Создание среды, поощряющей использование альтернативных видов транспорта, это самый эффективный способ снизить число автомобилей на улицах. Планирование развитой сети пешеходных и велосипедных дорожек, серьезные ограничения скорости для автомобилей и создание зон, полностью закрытых для автотранспорта— одни из таких мер.

2 Ведущий:

Беларусь впервые приняла участие в акции в 2008 году. День без автомобиля ежегодно проводится в республике под лозунгом «Беларусь за чистый воздух». По данным Минприроды, всего один такой день позволяет сэкономить 100–200 тонн углеродных выбросов в год.

1 Ведущий:

День без автомобиля нужен не только для того, чтобы выразить свою озабоченность экологией городов или же проблемами городской инфраструктуры. Этот день дает нам возможность по-другому посмотреть на свой ежедневный распорядок. Автомобиль, незаменимый в дальних поездках, может оказаться не так уж и нужен для простого похода в магазин, или, чтобы добраться до работы.

2 Ведущий:

         Как каждый из нас может принять участие в этой акции?

(Ребята вносят свой предложения. Лучший способ отметить Всемирный день без автомобиля — просто не пользоваться своим автотранспортом. Если нужно куда-то пойти, прогуляйтесь или прокатитесь на велосипеде. Или же просто воспользуйтесь общественным транспортом.

III. Подведение итогов.

Будем же беречь нашу Землю! Повсюду, на каждом шагу, все вместе и каждый в отдельности.

свернуть

План урока литерного чтения по теме "Шведская народная сказка «Неведомый рай»" (3 класс)

Подготовила и провела Курныш Т.В., учитель начальных классов
развернуть

УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В 3 «В» КЛАССЕ 

Тема. Шведская народная сказка «Неведомый рай»

Цель: способствовать восприятию, осмыслению, запоминанию и анализу учащимися основного учебного материала.

Задачи:

  • содействовать формированию и развитию навыка правильного, осознанного и выразительного чтения;
  • развивать умение выразительного чтения по ролям;
  • создать условия для обогащения устной речи через введение в лексику новых слов с объяснением их лексического значения;
  • способствовать воспитанию у учащихся любви к своей Родине.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: учебники, иллюстрации к сказкам, картинки с изображением природы, рисунки учащихся, физическая карта, карта Беларуси, глобус, визуальный план урока, солнышки для рефлексии, мультимедиа.

Ход урока

I. Организационно – мотивационный этап.

Начинаем ровно в срок

Наш любимейший урок

Дружно за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Сегодня на уроке вы продолжите знакомство с народными сказками. К концу урока можете оценить поступки героев, расскажете, какой вы урок получили, прочитав сказку. Чтобы достичь цели мы будем двигаться по такому плану:

  1. Проверка домашнего задания
  2. Речевая разминка
  3. Знакомство с новой сказкой
  4. Ответы на вопросы к сказке
  5. Работа в творческих группах

- Вы готовы к работе? Тогда мы начинаем.

II. Проверка домашнего задания.

2.1. Чтение по ролям русской народной сказки «Лиса и козел».

  • Чему научила вас эта сказка?
  • Какие качества людей высмеиваются в ней?

2.2. Инсценировка сказки «Лиса и рак».

  • Всегда ли лиса бывает хитрее других животных?
  • Какая мудрая мысль заключена в этой маленькой сказке?

III. Целеполагание.

  • Где нам очень хорошо? Как называется это место? А почему?

3.1 Речевая разминка

(Читают хором мальчики)

Что мы Родиной зовем?

Дом, где мы с тобой растем,

И березки, вдоль которых

Взявшись за руки идем.

(Читают хором девочки)

Что мы Родиной зовем?

Край, где мы с тобой живем.

И скворцов весенних песни

За распахнутым окном.

(Читают все вместе хором)

Что мы Родиной зовем?

Все, что в сердце бережем.

И под небом синим-синим

Флаг страны сой бережем.

IV. Сообщение темы и цели урока.

  • Кто герой новой сказки, узнаете, отгадав загадку.

Прекрасней птицы в мире нет.

Как благороден силуэт!

И верность этих птиц друг другу

Поэтами воспета всюду. (Лебедь)

Итак. Одним из героев сегодняшней сказки будет лебедь. А сказка называется «Неведомый рай». Это шведская народная сказка. По названию предположите, о чем будет сказка.

В ней вам встретятся незнакомые слова (слова записаны на доске).

РАЙ – место, где не только очень красиво. Но где чувствуешь себя счастливым, где тебе очень хорошо.

УТЕС – обособленно расположенная большая каменная гряда, близкое по значению слово – скала.

ЛОЖЕ – постель.

V. Первичное восприятие сказки.

Сядьте удобно, представьте, что вы в сказочной стране, вокруг тишина, поют птицы. Слушайте, представляйте героев сказки и происходящее с ними событиями. (Сказку читает учитель).

  • Понравилась вам сказка?
  • Что помогло догадаться о содержании сказки?
  • Назовите главных героев.
  • Кто из героев вам понравился? Почему?

VI. Физкультминутка.

VII. Работа с текстом.

7.1. Анализ художе6ственного произведения по логически законченным частям.

1-ая часть. Чтение по «по цепочке».

  • О чем мечтал маленький Гарольд?
  • Что предложил ему лебедь?

2-ая часть. «Жужжащее чтение».

  • Что увидел Гарольд с высоты в первый день путешествия?
  • Как мальчик научился любить свою Родину?

3-я часть. Чтение «буксир».

  • Что восхитило Гарольда во второй день путешествия?
  • Что видел герой при виде долин и снежных гор7
  • В каких словах передана главная мысль сказки?

7.2. Работа в творческих группах.

  • Какую цель мы ставили в начале урока? Чтобы лучше разобраться, нужно выполнить задания в группах. Вспомним правила работы в группах.
  • Внимательно прочитайте задание и приступайте к выполнению.

1 -ая группа «Мудрецы».

Задание: прочитать пословицы в рубрике «Жемчужины народной мысли». Объясните их значение. Какая из данных пословиц подходит к сказке. Почему?

2-ая группа. «Редакторы».

Задание: составить характеристи5ки героев сказки. Сначала выбрать слова, которые характеризуют Гарольда, а затем – лебедя.

3-я группа «Юные писатели».

Задание: сочинить рассказ о красоте своей Родине, используя слова на странице 27.

4-ая группа. «Художники»

Задание: нарисовать природу, любимые места своей Родины.

5-ая группа «Открыватели».

Задание: найти на глобусе и карте расположение Швеции. Подготовить небольшое сообщение об этой стране, используя энциклопедию.

7.3. Защита групп.

Чувство любви к Родине пробуждается в раннем детстве и проходит с человеком через всю его жизнь. Оно не слабеет с годами, а становится все сильнее, все глубже. Во имя этой любви человек трудится. Совершает подвиги, а иногда отдает свою жизнь.

Беларусь моя, моя милая,

Моя нежная мать-земля,

Ты красивая, ты любимая:

И луга твои, и поля,

И дороги твои просторные,

И озера твои в лесах,

И орешники твои черные.

И журавушку - в небесах.

Я за все тебе низко кланяюсь,

И я радуюсь, что живешь,

Что прекрасною Белой панною

Над судьбой моей плывешь.

- Сказка «Неведомый рай» учит нас любить и беречь свою Родину.

VIII. Итог урока.

  • Продолжите фразу.

Урок заставил меня задуматься…

Я советую всем прочитать эту сказку, потому что …

Сообщение оценок за урок

IX. Домашнее задание.

Перечитать сказку. Пересказать ее от имени Гарольда.

X. Рефлексия.

  • С каким настроением покидаете урок? Подарите свое настроение в виде солнышка мне.

Всем спасибо за работу.

свернуть
поделиться в: