Урок русского языка.
Тема: Стили речи: официально-деловой, публицистический
Цели:
- ознакомление с основными признаками официально—делового и публицистического стилей речи;
- формирование умения распознавать стили речи;
- совершенствование речевой культуры и развитие речи учащихся.
Задачи:
- привлечь внимание к проблемам использования энергии, экономии энергии и энергоресурсов, охране окружающей среды;
- воспитывать бережное отношение к природе.
Ход урока
- I. Оргмомент.
- II. Проверка домашнего задания.
- Упражнение 106.
Я вчера заметил в парке на сосне рисунок яркий,
Разглядеть его хотел. Вдруг сложились половинки
Этой радужной картинки, и рисунок улетел!
- К какому стилю речи относится данный текст?
- Какие два вида стилей вы знаете?
- Назовите книжные стили речи.
- Работа со словарными словами.
Костер, верба, отразиться, черемуха, сирень, энергия, ресурсы
III. Сообщение темы и целей урока.
- IV. Работа над темой урока.
4.1. Охарактеризуйте речевую ситуацию: между кем происходит разговор, где и с какой целью? Определите стиль текста.
1 текст
–Внучек, а когда ты чистишь зубы, у тебя из крана бежит вода зря?
–Нет, – ответил мальчик.
–А когда выходишь из комнаты, ты оставляешь свет включенным?
–Нет, я его всегда выключаю, — был ответ внука.
–А днём, когда светло, в твоей комнате горит свет?
–Нет, я даже выключаю его в других комнатах!
–А родители у тебя купили энергосберегающие лампочки, которые рекламируют?
–Да, я с папой выбирал их в магазине, а потом он поменял дома старые лампочки на новые, и свет сразу стал другим.
–Молодец! Ты бережёшь энергию, а значит, бережёшь нашу планету.
(Диалог между мальчиком и бабушкой. Разговорный стиль)
2 текст
Жил–был некогда в одной из чудесных стран Востока справедливый и мудрый царь. И было у него три сына. Когда царь состарился, призвал он сыновей и отправил их на поиски самого ценного на Земле. Долго ходили, ездили царские сыновья из страны в страну, навидались людей диковинных, насмотрелись обычаев неведомых и в назначенный час предстали пред отцом.
– Добро пожаловать, бесценные мои сыновья! – обрадовался царь. – Удалось ли вам найти самую нужную в мире вещь?
Старший сын вынул из кармана горсть зерна, протянул её отцу и сказал:
Хлебом заполню я это огромное хранилище, дорогой отец! Что в мире нужнее, чем хлеб? Кто сможет прожить без него?
Средний сын принёс горсть земли и сказал:
– Землёй наполню я это огромное хранилище, дорогой отец! Что в мире нужнее, чем земля? Без земли нет и хлеба! Кто может прожить без земли?
Младший сын взял кувшин с водой и зажжённую свечу:
– Светом заполню я это огромное хранилище и водой. Только светом и водой. Ничего не нашел я нужнее, чем свет и вода. Без света на земле не было бы жизни. А зародилась жизнь в воде. А еще свет знаний – самая нужная вещь. Только с помощью света знаний можно управлять миром!
– Многие лета тебе, мой сыночек! – воскликнул царь.– Ты по праву заслуживаешь трон, потому что хочешь самого прекрасного: чтобы у людей всегда были свет и вода, а от света знаний люди становились мудрее. (Диалог между сыновьями и отцом. Художественный стиль)
3 текст
Жил–был медведь Кузя. Он был забывчивый, глупенький. Неподалеку от него жил заяц Петя. Петя любил чистоту, красоту и экономил всё. Как – то раз стало мишке скучно, и пошёл он в гости к Пете. Заходит в дом и видит: все чисто, убрано, но почему-то в комнате не было света. Он пригласил пройти Кузю в дом. Они вместе сели на диван и начали разговаривать о том, о сем. Мишка, дождавшись, когда заяц рассказал о том, что вчера он ходил в лес, ему там встретился ёж, и они вместе собирали грибы, хотел задать своему собеседнику вопрос.
Наконец заяц закончил свой рассказ и спросил очень вежливо:
–Кажется, ты хотел что-то спросить?
–Да, - ответил Кузя.
Мишка поинтересовался:
–Почему свет был выключен, когда я пришел, ведь ты был дома?
Петя усмехнулся:
–Ты об этом?! Я экономлю. Поэтому выключаю свет, когда выхожу из комнаты. (Разговорный стиль)
4 текст
Макулатура – это отходы производства, переработки и потребления всех видов бумаги и картона. Вторичная переработка бумаги существенно экономит древесину и позволяет уменьшить вырубку лесов. Для этого бумагу нагревают и нарезают на мелкие кусочки. Затем ее смешивают с водой, из–за чего она становится очень мягкой. После этого ее сушат и снова замачивают в воде. Так получается бумага из вторсырья. (Научный стиль)
- Что объединяет все эти тексты?
- О каких богатствах идет в них речь? Что необходимо беречь людям?
- К какому жанру относятся 2 и 3 текст?
Опережающее задание: при чтении материала обратите внимание на информацию о стилях, о которых мы сегодня не говорили.
4.2. Работа с учебником (с.61, 62)
- Где используются тексты официально-делового и публицистического стилей?
- Какова задача каждого из них?
- Обратите внимание, что в текстах публицистического стиля заголовок должен быть коротким и интригующим, чтобы заинтересовать читателя.
4.3. Упражнение 110.
4.4. Упражнение 111(фронтальная работа: охарактеризовать речевую ситуацию, выборочное письмо с самопроверкой)
4.5. Работа с текстом.
Задание: прочитайте текст. В какой речевой ситуации он может быть использован? Определите стиль текста.
Опережающий вопрос:
- Как вы считаете, какой стиль речи является наиболее распространенным? Почему?
Берегите тепло!
Уважаемые жители г. Жодино! НАПОМИНАЕМ, что при наступлении холодов необходимо утеплять окна и балконные двери. Основная часть потери тепла происходит из-за неутепленных окон и дверей! (Из газеты «Жодзінсія навіны»)
Творческое задание: составьте памятку «Сберегая тепло – бережем электроэнергию» для своих родных, используя глаголы в неопределенной форме.
- V. Итоги урока
- На какие группы делятся все стили речи?
- Почему разговорный стиль не относится к книжным?
- В какой форме он чаще всего используется?
- Зачем нужно беречь энергоресурсы?
VI. Домашнее задание: §15, упражнение 113