Об учреждении

15 мая – Международный ДЕНЬ СЕМЬИ

15 мая – Международный ДЕНЬ СЕМЬИ

Благодаря традиции отмечать 15 мая Международный день семьи, люди могут еще раз задуматься, насколько важную роль играет семья и близкие люди в их жизни. Помочь в этом могут книги, представленные на книжной выставке, которые в преддверии праздника оформлена в школьной библиотеке ГУО «Средняя школа №5».

Чтение литературы, которая затрагивает тему семьи, имеет огромное значение для развития эмоционального мира ребенка, образного мышления, нравственных ценностей, формировании я основ мировоззрения. Такие книги выполняют и воспитательную функцию.

Приобщая детей к такой литературе, родители и педагоги не только развивают внутренний мир ребенка, но и на всю жизнь закладывают необходимые ценностные ориентиры.

Дорогие друзья!

Как важно понимать, что родные люди – настоящая ценность в жизни.

 

Все мы родом из детства, из своей семьи. На страницах книг истории о семьях, детях, дедушках и бабушках, братьях и сестрах бывают смешными и грустными, веселыми и трагическими.

Усачёв А. Жили-были ёжики.

  1. Думаешь, только тебя мама заставляет мыть руки после прогулки? Оказывается, в сказочной семье лесных ёжиков те же самые «проблемы»! А именно – у маленького ёжика Вовки с папой Ежом и мамой Ежихой! А ведь так хочется наловить целую коробку светящихся жуков-бронзовиков и спрятать их под кровать до ночи. Наготове у Вовки уже новая невероятная затея – научиться лазить по деревьям…
  2. Аким Яков Мужчина в доме; Кто кому кто?

 

  1. Экхольм Я. Тутта Первая и Единственная, Людвиг четырнадцатый ... Дружба дружбой, а обед по расписанию! Так решили в семье маленького лисёнка Людвига Четырнадцатого и пригласили цыплёнка Тутту Карлссон в гости в качестве… обеда. Ну и что, что она подружка! «Не бывать этому!» – решил Людвиг и отказался быть хитрым и коварным. Ведь может так получиться, что придётся просить защиты у кур в курятнике!
  2. Вестли А. Папа, мама, бабушка, восемь детей и грузовик. Назовём несколько причин, почему стоит прочитать книгу Анне-Катрине Вестли «Папа, мама, бабушка, восемь детей и грузовик»:

1.У вас большая семья и очень маленькая квартира. Но вы не обижаетесь, если во сне кто-то наступит вам на ухо, ведь спать вам приходится всем вместе на полу.

2.Вы мастерски владеете иглой и ниткой, а потому из ношенной одежды можете сшить новые модные штаны, каких нет ни у кого из ребят в округе.

3.Превратить единственную комнату в самый настоящий корабль с парусами из простыней – это пара пустяков! Да и просто потому, что вы познакомитесь с весёлой и такой дружной семьёй.

  1. Успенский Э. Дядя Фёдор, пёс и кот. «Я уезжаю в деревню и буду там жить!» – вот так категорично написал родителям мальчик Федя. И что вы думаете? Он там и печку научился топить, и картошку сажать, и даже трактор купил! Да что картошка! Корову завёл, чтобы давала вкусное и полезное молоко. А всё потому, что приобрёл он настоящих друзей – кота Матроскина и собаку Шарика. С такими друзьями никакие трудности не страшны! Правда, иногда по маме и папе дядя Фёдор всё-таки скучает. Вот было бы здорово, если бы они к нему приехали!..
  2. Янссон Т. Всё о муми-троллях. Если вам всё-таки хочется чего-то необычного, обязательно прочитайте книжки о замечательных муми-троллях. Кто это?

Тролли- семейство сказочных существ, оказывается, решает те же проблемы, что и семьи обычных людей. Это потомки скандинавских троллей. Раньше они жили в домах за печками. Теперь Муми-папа, Муми-мама и сын Муми-тролль живут в красивом доме в Муми-доле. Это тихое местечко, но и там встречаются странные происшествия, например, находка шляпы Волшебника или падающая хвостатая звезда, грозящая всем катастрофой, дракончики и детёныши-невидимки. Да мало ли ещё чего!

 

  1. Памелла Трэверс «Мэри Поппинс». Это — сказочные истории о веселой семье Бэнксов: маме, папе, пятерых детей и их удивительной няне, которые учат друг друга взаимовыручке, уважению и любви.

«Эхх, вот бы воспитатели понимали язык животных и умели летать на зонтике!» – наверное, так мечтают все дети в детском саду. Просто они ещё не знакомы с Мэри Поппинс! Прилетев однажды на зонтике к дому семьи Бэнкс, она открыла мир чудес и приключений для непослушных сорванцов. А ещё превращала волшебный эликсир в мороженое, газировку или джем. Вот здорово!

  1. Стихи  Е.А. Благининой Мать; Вот какая мама; Наш дедушка;

Научу обуваться и братца; Аленушка.

  1. Сергей Михалков Недотепа.
  2. В.Ю. Драгунский «Чики-брык».
  3. Н.М. Артюхова «Большая береза».
  4. Астрид Линдгрен «Мы все из Бюллербю»; «На острове

Сальтрока»; «Пеппи Длинный Чулок»; «Братья Львиное Сердце» — все книги А. Линдгрен пронизывает дружная атмосфера взаимопонимания между детьми и взрослыми.

  1. Михаил Зощенко «Леля и Минька».
  2. Аркадий Гайдар «Чук и Гек».
  3. Ян Ларри «Необыкновенные приключения Карика и Вали».
  4. Лев Кассиль: «Кондуит и Швамбрания». Увлекательная книга о детях 20-х годов прошлого века, их увлечениях, творчестве, отношениях с родителями.

Книги о семье для старшеклассников 13-18 лет

  1. Э. Кестнер «Когда я был маленький» — повествование о

детстве, родителях, прабабушках и прадедушках писателя, достоверно передающее чувство семейной общности и родственной привязанности.

 

  1. А. П. Чехов «Событие» — рассказ о богатой и благополучной семье, в которой дети несчастливы из-за отсутствия взаимопонимания с родителями.
  2. Ю. Яковлев «Мальчик с коньками» — рассказ о мальчике, которому в жизни очень не хватает отца.
  3. Павел Санаев «Похороните меня за плинтусом».

Книга - шедевр на все века, думаю!  Прочитала несколько лет назад.Долго думала, как же Павел - автор книги и главный её герой, пережив такие ужасы, смог описать свою историю с неподражаемым юмором... Потом поняла, что, видимо, с тех пор прошло много лет, как случилась эта история. Боль и ужас прошли. Автор, видимо, смог увидеть всё иначе. Пока находишься в "бетономешалке" жизни, никогда не сможешь описать, что ты переживаешь, тем более, с юмором.В ней есть и разрушающая любовь, и отчаяние одиночества, и детская непосредственность, надежда на лучшее…

  1. Анатолий Алексин: Почти в каждой повести Алексина присутствует непростая ситуация в семейных отношениях.

"Дневник жениха" — рассказ о том, как родительская любовь бывает эгоистична и слепа и калечит судьбу ребёнка. Но и ребёнок в какой-то момент должен повзрослеть и почувствовать личную ответственность за свою судьбу. Вот вторая повесть именно об этом.

"А тем временем где-то" — школьник Серёжа Емельянов воспитывается в образцовой семье - так говорят все окружающие. Но в один день он случайно узнаёт, что его отец не такой уж и образцовый человек. Когда-то он оставил женщину, которая поставила его на ноги в прямом и переносном смысле, а потом даже не откликнулся на её просьбу о помощи. О том, какое решение принял Серёжа, рассказывает автор.

         Тема семьи в классической литературе для взрослого читателя

  1. Джон Голсуорси «Сага о Форсайтах».
  2. Эмили Бронте «Грозовой перевал».
  3. Федор Достоевский «Братья Карамазовы»; «Подросток».
  4. Лев Толстой «Анна Каренина»; «Семейное счастье»; «Война и мир».
  5. Уильям Шексипр «Трагедия о Гамлете принце Датском».
  6. Александр Островский «Гроза».
  7. Н В. Гоголь «Старосветские помещики».
  8. И.А. Гончаров «Обломов».
  9. С.Т. Аксаков «Семейная хроника»; «Детские годы Багрова-внука».
  10. Н.Г. Гарин-Михайловский «Детство Темы».
  11. М.Е. Салтыков-Щедрин «Господа Головлевы».
  12. М. Горький«Детство» ;«В людях»; «Мои университеты».

Чтение литературы, которая затрагивает тему семьи, имеет огромное значение для развития эмоционального мира ребенка, образного мышления, нравственных ценностей, формировании я основ мировоззрения. Такие книги выполняют и воспитательную функцию. Приобщая детей к такой литературе, родители и педагоги не только развивают внутренний мир ребенка, но и на всю жизнь закладывают необходимые ценностные ориентиры.

Дорогие друзья, как важно понимать, что родные люди – настоящая ценность в жизни.

свернуть

В рамках республиканской акции «День безопасности. Внимание всем!», работники Жодинского городского отдела по ЧС провели необычную экскурсию для детей в одном из защитных сооружений города Жодино.

 

В рамках республиканской акции «День безопасности. Внимание всем!», работники Жодинского городского отдела по ЧС провели необычную экскурсию для детей в одном из защитных сооружений города Жодино.

          В системе защиты населения важное место занимают коллективные защитные сооружения (убежища и укрытия).

В ходе экскурсии ребята увидели помещения защитного сооружения, имеющиеся оснащения, оборудование, системы жизнеобеспечения и узнали об их назначении и использовании.

          Защитные сооружения – это инженерные сооружения, специально предназначенные для коллективной защиты рабочих и служащих предприятий, а также населения от поражающих факторов ЧС.

          Убежище – это инженерное сооружение, обеспечивающее защиту укрываемых в нем людей от воздействия всех поражающих факторов ЧС: световое излучение, проникающая радиация, ударная волна, отравляющие вещества и аварийноопасные химические вещества, бактериальные средства, высокие температуры в зонах пожаров, обломки разрушенных зданий.

Вход оборудован бронированными дверями с вентилями.

– Все спроектировано так, чтобы защитить людей от воздействия опасных факторов – это могут быть химические вещества, пыль, дым, – Если вы услышали сигнал «ВНИМАНИЕ ВСЕМ!», не паникуйте. Включите радиоприемник или телевизор, чтобы прослушать информацию об обстановке и порядке действий. Если в этот момент кто-то находится на улице, необходимо подойти к ближайшему уличному громкоговорителю, информационному табло, торговому центру, – рассказал старший инспектор ГСП ЛЧС и ГО Виктор Сидоренко.

МЧС напоминает: в случае пожаре и других ЧС звоните по номерам 101 или 112!

 

 

 

свернуть

ЭТО ВАЖНО ЗНАТЬ!

ЭТО ВАЖНО ЗНАТЬ!

           Уголовная и административная

         ответственность в соответствие с     Административным и Уголовным кодексом Республики Беларусь наступает с 16 лет, за некоторые виды преступлений - с 14 лет.

Административная ответственность наступает с 14-ти летнего возраста за совершение следующих правонарушений:

  • умышленное причинение телесного повреждения и иные насильственные действия либо нарушение защитного предписания (статья 10.1);
  • оскорбление (статья 2);
  • мелкое хищение (статья 1);

 

  • умышленное уничтожение либо повреждение чужого имущества (статья 11.3);
  • за жестокое обращение с животными или избавление от животного (статья 16.29);
  • мелкое хулиганство (статья1).

Не подлежит административной ответственности физическое лицо, не достигшее установленного возраста административной ответственности, если будет установлено, что в следствие отставания в умственном развитии, не связанного с психическим расстройством (заболеванием), оно во время совершения деяния не могло сознавать его фактический характер и противоправность

 

 

 

Перечень преступлений, за совершение которых уголовная ответственность наступает с 14-ти лет:

1) убийство (статья 139);

2)  причинение смерти по неосторожности (статья 144);

3) умышленное причинение тяжкого телесного повреждения (статья 147);

  • умышленное причинение менее тяжкого телесного повреждения (статья 149);

5) изнасилование (статья 166);

        6) насильственные действия сексуального характера (статья 167);

 

7) похищение человека (статья 182);

 

  • кражу (статья 205);

 

9) грабеж (статья 206);

 

  • разбой (статья 207);

 

11) вымогательство (статья 208);

 

111) хищение путем использования компьютерной техники (статья 212);

 

12) угон транспортного средства или маломерного судна (статья 214);

  • умышленные уничтожение либо повреждение имущества (статья 218);

 

 

  • захватзаложника (статья 291);

 

15) хищение огнестрельного оружия, боеприпасов или взрывчатых веществ (статья 294);

16) умышленное приведение в негодность транспортного средства или путей сообщения (статья 309);

  • хищение наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов (статья 327);

171) незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов (статья 328);

18) хулиганство (статья 339);

19) заведомо ложное сообщение об опасности (статья 340);

20) осквернение сооружений и порчу имущества (статья 341);

21) побег из исправительного учреждения, исполняющего наказание в виде лишения свободы, арестного дома или из-под стражи (статья 413);

22) уклонение от отбывания наказания в виде ограничения свободы (статья 415).

 

За незаконный сбыт наркотиков ответственность наступает с 14 лет.

 

Ответственность за незаконный оборот наркотических средств, психотропных                                     веществ, их прекурсоров и аналогов (статья 328 Уголовного кодекса Республики Беларусь), за хищение наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов (статья 327 Уголовного кодекса Республики Беларусь).

 

Незаконные перемещение через таможенную границу Евразийского экономического               союза             или

Государственную границу Республики Беларусь наркотических средств, психотропных веществ либо их прекурсоров или аналогов наказывается лишением свободы на срок от 3 до 7 лет со штрафом или без штрафа (статья 3281 Уголовного кодекса Республики Беларусь).

 

      Потребление наркотических средств, психотропных веществ либо их прекурсоров или аналогов в общественном месте или нахождение на работе в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных            веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ наказывается штрафом или арестом, или ограничением свободы на срок до 2 лет (статья 3282 Уголовного кодекса                                                           Республики

Беларусь).

 

Подроете

 

\\

 

Статья 19.3 Кодекса об административных правонарушениях Республики Беларусь

 

         Распитие алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива, потребление наркотических средств, психотропных веществ, или их аналогов в общественном месте либо появление в общественном месте или на работе в состоянии опьянения - влекут наложение штрафа в размере до 8 базовых величин, повторно в течение одного года после наложения административного взыскания - от 2 до 15 базовых величин, или общественные работы, или административный арест.

 

Появление в общественном месте в состоянии, вызванном потреблением без назначения врача - специалиста наркотических средств или психотропных веществ либо потреблением их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, оскорбляющем человеческое достоинство          и      общественную

2023 г.

нравственность - влекут наложение штрафа в размере от 5 до 10 базовых величин.

 

 

 

 

 

 

 

Государственное учреждение образования «Средняя школа

свернуть

Интерактивная карта

Интерактивная карта образовательной сети г. Жодино
развернуть

Урок по предмету «Обслуживающий труд». 7класс Тема: Овощи в питании человека

Урок по предмету «Обслуживающий труд». 7класс

Тема: Овощи в питании человека

Цели: 

  • обобщить знания об овощных растениях;
  • познакомить учащихся с пищевой ценностью овощей и их классификацией;
  • познакомить с приёмами первичной обработки овощей, способами нарезки овощей, способами украшения блюд из овощей.

Задачи:

  • актуализировать знания о пищевой ценности овощей; значении для здоровья человека; о способах кулинарного использования овощей, способах нарезки овощей, способах украшения блюд из овощей, первичной обработке овощей;
  • познакомить с правилами техники безопасности при работе с режущими инструментами;
  • сформировать навыки по определению качества овощей, навыки простой нарезки овощей;
  • воспитывать бережное отношение к своему здоровью, интерес к предмету.

Ход урока:

Ι. Организационный момент.

Проверка готовности к уроку. Приветственное слово учителя.

ΙΙ. Актуализация знаний учащихся.

2.1. Устный опрос по изученной ранее теме.

  • Объясните понятие «рацион» и «режим питания».
  • Какие вы знаете правила санитарии и гигиены на кухне?

Кулинария, питание, белки, жиры, углеводы, витамины, правильное питание, кратность приема пищи.

Дети отвечают на поставленные вопросы.

ΙΙΙ. Мотивация, сообщение темы урока.

Как мы с вами уже выяснили, правильное питание – это основа здоровья и долголетия человека.

Проблемный вопрос: А что нужно употреблять в пищу, чтобы оставаться здоровым, бодрым и жизнерадостным?

Совершенно верно, главной составляющей правильного питания являются именно овощи. Сегодня мы с вами узнаем много нового и интересного о них. Записываем тему урока.

ΙѴ. Изучение нового материала.

Овощи – это основной поставщик витаминов, минеральных солей, сахара, клетчатки.

  • Вспомним все известные нам витамины.

(Дети перечисляют и поясняют для чего они нужны нашему организму)

  • А какие овощи вам известны?

Все овощи можно разделить на несколько групп. Давайте посмотрим на таблицу и начертим ее в тетради. А затем будем заполнять. 

Дети называют овощ и группу, к которой он может относиться.

Например, свекла.

  • Что из свеклы мы употребляем в пищу листву или сам корень?

Конечно, корень, следовательно, свекла относиться к группе – корнеплоды.

Заполнение таблицы учащимися.

 

ГРУППА

ОВОЩИ

КОРНЕПЛОДЫ

Свекла, репа, морковь

КЛУБНЕПЛОДЫ

Картофель, батат

КАПУСТА

Бело, краснокочанная капуста, кольраби

ТЫКВЕННЫЕ

Тыква, огурец, кабачок

БОБОВЫЕ

Фасоль, горох, соя

ПАСЛЁНОВЫЕ

Томаты, перец, баклажан

ЛИСТОВЫЕ

Салат

ЛУКОВИЧНЫЕ

Лук, чеснок

ПРЯНОСТИ

Тмин, укроп, корица, гвоздика

 

Ѵ. Закрепление полученных знаний.

Я буду показывать вам овощ, а вы говорить его название и группу.

Задание: выберите из предложенных условий те, при которых овощи нужно хранить. (Учащиеся выдвигают предположения и обосновывают свой ответ.)

      Пища современного человека наряду с полезными компонентами может содержать различные химические соединения, не имеющие никакой пищевой ценности, а иногда и вредные здоровью человека. Наибольшую опасность представляют загрязнители, попадающие в продукты питания из окружающей среды. К ним относятся нитраты и радионуклиды.

 Работа с учебником.

  1. Нитраты - учебник стр.11
  2. Способы снижения содержания нитратов (схема № 1, стр. 12)
  3. Радионуклиды - учебник стр.14

Способы снижения радионуклидов:

  • переработка сельскохозяйственных продуктов;
  • кулинарная обработка;
  • специальная первичная обработка (стр.14-15).

ѴΙ. Изучение нового материала (часть 2).

Правильно выбранные условия позволяют сохранить овощи в надлежащем состоянии.

  • Что нужно сделать с овощами, чтобы приготовить салат? А чтобы к примеру, отварить картофель, что предварительно нужно с ним сделать?

Все что вы назвали – это первичная обработка. Давайте рассмотрим ее последовательность. Запишем к себе в тетрадь.

  • Сортировка – по сорту, по состоянию (гниль удалить).
  • Мойка -  в проточной воде с содой.
  • Очистка – удаление кожуры, плодоножки.
  • Промывание - в проточной воде.
  • Нарезка – ножом или специальным инструментом.

Инструменты для ручной обработки овощей: кухонный нож, желобковый нож, нож для чистки овощей, дуршлаг, терка.

Задание:

Выделите жёлтым цветом инструменты для нарезки овощей, синим цветом – приспособления.

(Кастрюля, тёрка, ложка, дуршлаг, кухонный нож, овощечистка, шумовка)

          На нарезке остановимся подробно и рассмотрим два ее вида. Нарезка может быть фигурной и простой.

  • Примеры простой нарезки (учебник стр.29-31)

ѴΙ. Практическая работа. «Простая нарезка овощей».

6.1. Инструктаж по ТБ перед началом работы.

При выполнении кулинарных работ возможно воздействие на работающих следующих опасных и вредных факторов:

  • порезы рук ножом при неаккуратном обращении с ним;
  • травмы пальцев рук при работе с мясорубкой и теркой;
  • ожоги горячей жидкостью или паром;

Следовательно, нужно:

  • надеть спецодежду, волосы убрать под косынку (колпак);
  • правильно держать нож при нарезании продуктов, не поднимать нож слишком высоко над разделочной доской;
  • соблюдать осторожность при работе с ручными терками, надежно удерживать обрабатываемые продукты, не обрабатывать мелкие кусочки продуктов;
  • передавать ножи и вилки друг другу только ручками вперед;
  • при неисправности кухонного инвентаря, необходимо прекратить работу и сообщить об этом учителю;
  • тщательно вымыть рабочие столы, посуду и кухонный инвентарь;
  • вынести мусор, отходы и очистки в отведенное место.

Переходим к практической работе.

Во время выполнения работы учитель осуществляет консультации, контроль.

ѴΙΙ. Подведение итогов урока. Выставление оценок.

  • Что нового сегодня вы узнали?
  • Где пригодятся вам полученные сегодня знания?

 

свернуть

Урок русского языка. Тема: Стили речи: официально-деловой, публицистический

Урок русского языка.

Тема: Стили речи: официально-деловой, публицистический

Цели:

  • ознакомление с основными признаками официально—делового и публицистического стилей речи;
  • формирование умения распознавать стили речи;
  • совершенствование речевой культуры и развитие речи учащихся.

Задачи:

  • привлечь внимание к проблемам использования энергии, экономии энергии и энергоресурсов, охране окружающей среды;
  • воспитывать бережное отношение к природе.

                                      Ход урока

  1. I. Оргмомент.
  2. II. Проверка домашнего задания.
  3. Упражнение 106.

Я вчера заметил в парке на сосне рисунок яркий,

Разглядеть его хотел. Вдруг сложились половинки

Этой радужной картинки, и рисунок улетел!

  • К какому стилю речи относится данный текст?
  • Какие два вида стилей вы знаете?
  • Назовите книжные стили речи.
  1. Работа со словарными словами.

Костер, верба, отразиться, черемуха, сирень, энергия, ресурсы

III. Сообщение темы и целей урока.

  1. IV. Работа над темой урока.

4.1. Охарактеризуйте речевую ситуацию: между кем происходит разговор, где и с какой целью? Определите стиль текста.

1 текст

–Внучек, а когда ты чистишь зубы, у тебя из крана бежит вода зря?

–Нет, – ответил мальчик.

–А когда выходишь из комнаты, ты оставляешь свет включенным?

–Нет, я его всегда выключаю, — был ответ внука.

–А днём, когда светло, в твоей комнате горит свет?

 –Нет, я даже выключаю его в других комнатах!

–А родители у тебя купили энергосберегающие лампочки, которые рекламируют?

–Да, я с папой выбирал их в магазине, а потом он поменял дома старые лампочки на новые, и свет сразу стал другим.

–Молодец! Ты бережёшь энергию, а значит, бережёшь нашу планету.

(Диалог между мальчиком и бабушкой. Разговорный стиль)

2 текст

Жил–был некогда в одной из чудесных стран Востока справедливый и мудрый царь. И было у него три сына. Когда царь состарился, призвал он сыновей и отправил их на поиски самого ценного на Земле. Долго ходили, ездили царские сыновья  из страны в страну, навидались людей диковинных, насмотрелись обычаев неведомых и в назначенный час предстали пред отцом.

– Добро пожаловать, бесценные мои сыновья! – обрадовался царь. – Удалось ли вам найти самую нужную в мире вещь?

Старший сын вынул из кармана горсть зерна, протянул её отцу и сказал:

Хлебом заполню я это огромное хранилище, дорогой отец! Что в мире нужнее, чем хлеб? Кто сможет прожить без него?

Средний сын принёс горсть земли и сказал:

– Землёй наполню я это огромное хранилище, дорогой отец! Что в мире нужнее, чем земля? Без земли нет и хлеба! Кто может прожить без земли?

Младший сын взял кувшин с водой и зажжённую свечу:

– Светом заполню я это огромное хранилище и водой. Только светом и водой. Ничего не нашел я нужнее, чем свет и вода. Без света на земле не было бы жизни. А зародилась жизнь в воде. А еще свет знаний – самая нужная вещь. Только с помощью света знаний можно управлять миром!

– Многие лета тебе, мой сыночек! – воскликнул царь.– Ты по праву заслуживаешь трон, потому что хочешь самого прекрасного: чтобы у людей всегда были свет и вода, а от света знаний люди становились мудрее. (Диалог между сыновьями и отцом. Художественный стиль)

3 текст

Жил–был медведь Кузя. Он был забывчивый, глупенький. Неподалеку от него жил заяц Петя. Петя любил чистоту, красоту и экономил всё. Как – то раз стало мишке скучно, и пошёл он в гости к Пете. Заходит в дом и видит: все чисто, убрано, но почему-то в комнате не было света. Он пригласил пройти Кузю в дом. Они вместе сели на диван и начали разговаривать о том, о сем. Мишка, дождавшись, когда заяц рассказал о том, что вчера он ходил в лес, ему там встретился ёж, и они вместе собирали грибы, хотел задать своему собеседнику вопрос.

Наконец заяц закончил свой рассказ и спросил очень вежливо:

–Кажется, ты хотел что-то спросить?

–Да, - ответил Кузя.

Мишка поинтересовался:

–Почему свет был выключен, когда я пришел, ведь ты был дома?

Петя усмехнулся:

    –Ты об этом?! Я экономлю. Поэтому выключаю свет, когда выхожу из комнаты. (Разговорный стиль)

4 текст

Макулатура – это отходы производства, переработки и потребления всех видов бумаги и картона. Вторичная переработка бумаги существенно экономит древесину и позволяет уменьшить вырубку лесов. Для этого бумагу нагревают и нарезают на мелкие кусочки. Затем ее смешивают с водой, из–за чего она становится очень мягкой. После этого ее сушат и снова замачивают в воде. Так получается бумага из вторсырья. (Научный стиль)

  • Что объединяет все эти тексты?
  • О каких богатствах идет в них речь? Что необходимо беречь людям?
  • К какому жанру относятся 2 и 3 текст?

Опережающее задание: при чтении материала обратите внимание на информацию о стилях, о которых  мы сегодня не говорили.

4.2. Работа с учебником (с.61, 62)

  • Где используются тексты официально-делового и публицистического стилей?
  • Какова задача каждого из них?
  • Обратите внимание, что в текстах публицистического стиля заголовок должен быть коротким и интригующим, чтобы заинтересовать читателя.

4.3. Упражнение 110.

  • Составление объявления

4.4. Упражнение 111(фронтальная работа: охарактеризовать речевую ситуацию, выборочное письмо с самопроверкой)

4.5. Работа с текстом.

Задание: прочитайте текст. В какой речевой ситуации он может быть использован? Определите стиль текста.

Опережающий вопрос:

  • Как вы считаете, какой стиль речи является наиболее распространенным? Почему?

                                    Берегите тепло!

Уважаемые жители г. Жодино! НАПОМИНАЕМ, что при наступлении холодов необходимо утеплять окна и балконные двери. Основная часть потери тепла происходит из-за неутепленных окон и дверей! (Из газеты «Жодзінсія навіны»)

Творческое задание: составьте памятку «Сберегая тепло – бережем электроэнергию» для своих родных,  используя глаголы в неопределенной форме.

  1. V. Итоги урока
  • На какие группы делятся все стили речи?
  • Почему разговорный стиль не относится к книжным?
  • В какой форме он чаще всего используется?
  • Зачем нужно беречь энергоресурсы?

­­­­­­­­­­­­­­VI. Домашнее задание: §15, упражнение 113

свернуть

ГРАМАДЗЯНСКАЯ ЛІРЫКА. ЯНКА КУПАЛА. ВЕРШ «СПАДЧЫНА»

ГРАМАДЗЯНСКАЯ ЛІРЫКА. ЯНКА КУПАЛА. ВЕРШ «СПАДЧЫНА»

Мэта: мяркуецца, што напрыканцы ўрока вучні:

будуць ведаць: ідэйна-мастацкі змест верша «Спадчына» Я. Купалы;

авалодаюць паняццямі: грамадзянская лірыка, лірычны герой;

удасканаляць навыкі: работы      з    апорнай схемай,         табліцай,

мастацкім творам (лірычным).

Ход урока

  1. Арыенціровачна-матывацыйны этап.

1.1. Аргапізацынцы момант. Стварэнне псіхалагічнага настрою.

1.2. Актуалізацыя раней вывучанага.

А. Агучванне запісаных народных песень (да 6 вучняў).

Б. Агучванне міні-сачыненняў на словы Рыгора Шырмы (да 4 вучняў).

1.3. Мэтавызначэнне.

Вучні самастойна фармулююць мэты ўрока, запісваюць у свае сшыткі, працягнуушы выразы:

даведаюся...                             

 вызначу...

выкарыстаю...

  1. Пазнавальны этап.

2.1. Паглыбленне ў тэорыю літаратуры.

  1. Дэманстрацыя відэароліка «Грамадзянская лірыка».

Б. Работа з вучэбным дапаможнікам. Чытанне артыкула «Грамадзянская лірыка».

  1. Складанне апорнага канспекта.

2.2.  Слова настаўніка.

Не шукай сабе, мой братку,

З ветрам Бацькаўшчыну-матку

Ні на сушы, ні на моры,

Ні у шчасці, ні у горы,

Не шукай яе там, братку!

Яе знойдзеш вельмі блізка,

Як знаходзіць лес вятрыска,

Толькі ў сэрца глянь сваё ты

I ў душу заглянь з ахвотай,

Знойдзеш Бацькаўшчыну блізка!

                                      Янка Купала

Сёння на ўроку мы пачнем разглядаць творы грамадзянскай (патрыятычнай) лірыкі, высветлім іх асаблівасці, вызначым сродкі мастацкай выразнасці, з дапамогай якіх увасоблены аўтарскія пачуцці, перажыванні. Кожны з вас атрымае магчымасць выказаць уласныя адносіны да Радзімы, да роднай зямлі.

Кожны з нас — неад’емнае звяно ў тысячагадовай повязі пакаленняў, якія жылі на гэтай зямлі і пакінулі нам плён сваёй працы, матэрыяльнай і духоўнай.

Настаўнік растлумачыць у ходзе гутаркі значэнне слова «нашчадак» і спытае, што ж мы атрымалі ў спадчыну (дасягненні навукі і культуры, выдатныя помнікі архітэктуры, мову, літаратуру, фальклор і г.д.).

Беларусы — духоўна багаты і слаўны народ, і кожны з нас, нашчадкаў, павінен шанаваць яго набыткі, створаныя цяжкай працай на працягу складанай, часам трагічнай беларускай гісторыі.

2.3.Настаўнік выразна чытае верш «Спадчына» Я. Купалы на памяць.

2.1. Аналіз першаснага ўспрыняцця твора.

  • Якое ўражанне пакінуў у вас верш «Спадчына» Я. Купалы?
  • Якія эпізоды верша вам найлепш запомніліся, здаліся найбольш цікавымі? Абгрунтуйце свой адказ.

2.5. Асэнсаванае выразнае чытанне вучнямі верша «Спадчына»  Я. Купалы.

2.6. Тлумачэнне сэнсу незразумелых слоў.

2.7. Бліц-апытанне (адказы падмацоўваюцца тэкстам).

  • На вашу думку. што разумее пад словам «спадчына» Янка Купала?
  • Вылучыце і назавіце, з якіх канкрэтных малюнкаў паўстае перад намі вобраз роднага краю. Які настрой яднае гэтыя малюнкі ў адзінае цэлае?
  • Якія параўнанні знаходзіць аўтар, каб перадаць сваю любоў да «Старонкі Роднай» і замілаванне ёю?
  • У чым, на вашу думку, адчуваецца нейкая загадкавасць або таямнічасць у вершы «Спадчына» Янкі Купалы?
  • Давайце патлумачым значэнне выслоўяў: «спакон вякоў», «ласка матчына», «вясеннія праталіны», «шэлест верасны», «дуб апалены», «амшалы тын», «вароніна грамада», «могілкавае кладбішча», «жывой душы», «вечны светач-полымя».
  • Назавіце ў вершы займеннікі, якія ўказваюць на лірычнага героя. Як вы думаеце, на што яны скіраваны?
  • Вызначце памер верша «Спадчына» Я. Купалы.
  • Якой ідэяй аб’яднаны апошнія тры страфы верша.
  • Зачытайце другую страфу верша «Спадчына» Я. Купалы. За кошт чаго дасягаецца яе мілагучнасць.
  • Зачытайце трэцюю страфу верша, назавіце гукі, якія найчасцей паўтараюцца ў вершаваных радках.
  • Звярніце ўвагу на апошнюю страфу верша. Чаму словы «Старонкай Роднаю» напісаны з вялікай літары? Якое значэнне мае слова «усяго» перад імі?
  • Якімі вобразна-выяўленчымі сродкамі карыстаецца Янка Купала ў вершы? На аснове зместу твора запоўніце табліцу:
  •  

Мастацкі сродак

Прыклады з твора

 

 

 

 

 

  • Вызначце тэму і асноўную думку верша.
  • Як паэт адносіцца да роднага наваколля?
  • Падзяліце верш на сэнсава-завершаныя часткі. Колькі іх будзе? Абгрунтуйце сваю думку.
  • Як вы думаеце, чаму ў Янкі Купалы ўзнікла жаданне напісаць гэты верш?

2.8. Хвілінка адпачынку.

2.9. Работа ў парах.

Заданне. Складзіце сюжэтны план верша «Спадчына» Я. Купалы.

 

Хто?

Што?

Дзе?

Калі?

Чаму?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(Агучваюцца вынікі работы.)

2.10. I ндывідуальная работа.

Заданне. Складзіце кадраплан верша «Спадчына» Я. Купалы, вы карыстаўшы насту пн ую табліцу:

 

(Агучваюцца вынікі работы.)

2.11. Падагульненне.

  • Якую назву гэтаму твору далі б вы? Абгрунтуйце сваё меркаванне.
  • Якое пачуццё ахоплівае вас пасля асэнсавання верша «Спадчына» Я. Купалы?
  • Чаму навучыла вас гісторыя, расказаная аўтарам? Які ўрок вы вынеслі з прачытанага твора?

2.12. Разрыў. Зварот да міжпрадметных сувязей (жывапіс, музыка).

А. Работа з жывапісным творам.

  • Прапаную звярнуць увагу на ілюстрацыю да верша «Спадчына» Міхася Басалыгі. Якая колеравая гама прадстаўлена ў творы жывапісу?
  • Ці падыходзіць прапанаваны твор выяўленчага мастацтва да твора літаратуры?
  • Якія пачуцці ўзнікаюць у вас пры праглядзе карцін М. Басалыгі? Ці супадаюць яны з вашымі ўражаннямі і вершам «Спадчына» Я. Купалы?
  • Паразважайце, чым блізкія ў сваім асэнсаванні свету прыроды мастак і Янка Купала?

Б. Работа з музычным творам.

Гучыць песня «Спадчына» (муз. I. Лучанка, сл. Я. Купалы) у выкананні ВІА «Песняры».

  • Што вы адчувалі падчас гучання музычнага твора? Якія думкі ўзнікалі ў вас?
  • Якія зрокавыя вобразы ўзніклі пры праслухоўванні?
  • Што агульнага і рознага адлюстравана ў вершы і песні, як звязаны яны паміж сабой?

2.13. Складанне партытуры выразнага чытання верша «Спадчына» Я. Купалы.

2.14. Выразнае чытанне вучнямі верша «Спадчына» Я. Купалы.

2.15. Паглыбленне ў тэорыю літаратуры.

  1. Дэманстрацыя відэароліка «Лірычны герой».

Б. Работа з вучэбным дапаможнікам. Чытанне артыкула «Лірычны герой».

  1. Складанне апорнага канспекта.

2.16. Творчасць.

Заданне. Складзіце сінквейн з апорным словам «спадчына», паразважаўшы над выказваннем Уладзіміра Караткевіча: «Не пагарджаць святым сваім мінулым, а заслужыць і вартым быць яго...».

(Агучваюцца вынікі работы.)

2.17. Індывідуальная работа.

Заданне. Запоўніце выніковую блок-схему, акрэсліўшы наступныя паказчыкі верша «Спадчына» Я. Купалы і падмацаваўшы адказы прыкладамі з твора. Свой адказ аформіце ў выглядзе апорнай схемы.

(Агучваюцца вынікі работы.)

III. Кантрольна-карэкцыйны этап.

  1. Дамашняе заданне.
  • Вывучыць верш «Спадчына» Я. Купалы на памяць.
  1. Падвядзенне вынікаў урока. Каменціраванае выстаўленне адзнак. Рэфлексія.

Працягніце, калі ласка, выразы: «Сёння на ўроку я зразумеў...», «Урок даў мне для жыцця...», «Пасля ўрока мне захацелася...». (Агучваюцца вынікі работы.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

свернуть

ПРЕДМЕТ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЫ

20.12.2018

Предметом деятельности Школы является осуществляемая в соответствии с законодательством Республики Беларусь деятельность, которая включает в себя организацию и проведение учебной, воспитательной и методической работы.

Основной целью деятельности Школы является реализация государственных образовательных стандартов общего среднего образования, подготовка учащихся в Школе к овладению в последующем профессией в учреждениях образования, обеспечивающих получение профессионально-технического, среднего специального образования, высшего образования, а так же к сознательному включению в трудовую деятельность.

Основными задачами Школы являются:

- нравственное и физическое становление личности учащегося;

- подготовка учащихся к полноценной жизни в обществе;

- идейно-нравственное и гражданско-политическое воспитание личности;

-овладение учащимися государственными языками Республики Беларусь, основами наук на базовом уровне, расширение, углубление и коррекция знаний учащихся в соответствии с их потребностями, запросами, способностями и склонностями, а также повышение познавательной деятельности через организацию факультативных занятий, формирование их научного мировоззрения, морали, культуры поведения, создание условий для развития способностей;

- воспитание у учащихся уважительного отношения к семье, к традициям и обычаям белорусского народа, культуре других народов и наций;

сохранение и укрепление физического и психического здоровья у учащихся, воспитание бережного и ответственного отношения учащихся к своему здоровью и здоровью других граждан, как высочайшей социальной ценности, формирование гигиенических навыков и здорового образа жизни.

Структура учреждения образования

 

свернуть
202420232022
19 сентября, понедельник

КРИТЕРИИ оценки поведения учащихся учреждений образования

подробнее...
поделиться в: