Подведены итоги городского этапа республиканского экологического конкурса «Созидая, не разрушай».
Учащиеся и педагоги нашей школы всегда охотно откликаются на события, мероприятия и конкурсы экологической направленности.
Отдел по образованию, спорту и туризму Жодинского городского исполнительного комитета отметил работы учащихся и педагогов, были вручены Благодарности за участие в конкурсе. Качественные работы подготовили учащиеся художественного кружка «Карамель» под руководством Пухляковой Юлии Павловны.
Педагог начальной школы Корнева Наталья Владимировна получила награду в номинации «Педагогическая разработка «Природа против сигарет».
Лучшие работы переданы для участия в областном этапе конкурса.
Поздравляем ребят и педагогов!
На основании приказа отдела по образованию, спорту и туризму Жодинского городского исполнительного комитета № 5 от 04 января 2024 г., а также в целях формирования экологических знаний учащихся о зимующих птицах и ответственного, бережного отношения к ним в течение января проводилась городская эколого-краеведческая акция «Покормите птиц зимой».
На конкурс было предоставлено 26 работ учащихся из разных учреждений образования. Поздравляем учащихся нашей школы с заслуженными победами! Места распределились следующим образом:
Класс |
ФИО учащегося |
ФИО педагога |
Место |
Номинация «Приятного аппетита» |
|||
1 «А» класс |
Кузнецов Михаил |
Юрусова Виктория Викторовна |
1 место |
4 «А» класс |
Маскалёнок Мария, |
Корнева Наталья Владимировна |
3 место |
Номинация «Птичья столовая» |
|||
11 “Б” класс |
Романовский Ренат |
Кулясова Елена Александровна |
2 место |
8 “Б” класс |
Юрчук Кирилл |
Шульжик Юлия Петровна |
3 место |
Номинация «О птицах нашего края» |
|||
4 “А” класс |
Ходарёнок Доминика |
Корнева Наталья Владимировна |
2 место |
4 «А» класс |
Правилова Александра |
Корнева Наталья Владимировна |
3 место |
С целью воспитания бережного отношения к природе и любви к Родине 21 сентября в 11 «А» классе был проведён открытый классный час «Судьба планеты в наших руках!».
Организационным моментом было вступительное слово классного руководителя о последствиях воздействия человека на природу, об экологических проблемах, которые нужно решать на современном этапе. В основной части классного часа учащиеся читали стихи и рассказывали краткие сообщения, в которых затронули глобальные экологические проблемы человечества («Экология леса и здоровье человека», «Животные и растения в опасности», «Свалки – гигантские «гнойники» на теле Земли», «Вода – начало всех начал»). Ребята вместе с классным руководителем провели конкурс «Знатоки-экологи».
Классный час в доступной и увлекательной форме позволил реализовать творческий потенциал детей, воспитать чувство единства с природой, ответственности за сохранение и преумножение ее богатств. Учащиеся сделали вывод, что спасение окружающей среды может казаться слишком большой проблемой, но можно начать с малого и медленно продвигаться дальше. Если каждый человек приложит даже минимальное усилие, весь мир очень быстро станет намного чище. И возраст этому не помеха.
22 сентября Мелешко Е.В. и Ботяновская Т.В. провели для учащихся 2 «А» и 2 «Б» классов экологическое мероприятие «Золотая волшебница – Осень».
На мероприятие к учащимся пришла Волшебница Осень. Она прочитала стихи про осень, рассказала про осенние приметы и провела конкурсы и игры «Что растет в огороде?», «Узнай овощ», «Собери съедобные грибы».
Учащиеся с большим интересом рассказывали стихи, пели песни об осени, участвовали в инсценировках «Осень», «Спор овощей», приняли активное участие в шумовом оркестре «Краски осени для детей», исполнили «Золотая осень». Завершилось мероприятие сладким столом с дарами осени.
Природа и мы
Есть на земле огромный дом
Под крышей голубой.
Живут в нем солнце,
Дождь и гром,
Лес и морской прибой,
Живут в нем птицы и цветы,
Весенний звон ручья,
Живешь в том светлом доме ТЫ
И все твои друзья.
Куда б дороги не вели
Всегда ты будешь в нем.
ПРИРОДОЮ родной земли
Зовется этот дом.
Умение видеть красоту родной природы, чувствовать и сопереживать её боль – эти нравственные качества развиваются в наибольшей степени через экологическое воспитание. Впечатления от родной природы, полученные в детстве, запоминаются на всю жизнь.
Природа – наш верный друг, но она хочет, чтобы люди любили и уважали, заботились и бережно относились к ней. Беречь и любить природу может лишь тот человек, который хорошо знает, изучает и постоянно интересуется ею.
Поэтому 29 мая в рамках реализации областного проекта учащиеся 5 «Г», 6 «А», 6 «Б» и 10 «А» классов посетили выездной урок-экскурсию по теме «Природа и мы». Выездной урок обобщения и повторения знаний, умений, навыков дал возможность повторить и обобщить знания, полученные при изучении материала, развить речь, мышление, творческие способности, воспитывать любовь к природе, бережное отношение ко всему живому, желание приумножать красоту земли и родного края, любовь к малой родине.
Перешагнув ворота парка, учащиеся попали в сказку. Ребята вспомнили произведения о природе, сравнили с увиденным. Зубры, олени, лоси неспешно прогуливались по просторным загонам. Страусы, косули с удовольствием фотографировались с детьми. Животные здесь не боятся людей, хорошо идут на контакт. В ходе экскурсии ребята не остались равнодушными. Учащиеся поняли, очень важно жить в гармонии с природой и с самим собой. Этот день стал для ребят незабываемым.
Осознанное потребление: как жить экологично
и экономить 40% семейного бюджета
Подготовила Дылевич М.В., учитель начальных классов
Чрезмерное потребление наносит планете большой урон в виде огромного количества мусора и истощения ресурсов. Маркетинговые уловки, в том числе «черная пятница», манипулируют сознанием, заставляя все больше покупать даже то, что человеку совершенно не нужно.
В конце концов огромное количество товаров и продуктов оказывается на свалках, засоряя окружающую среду токсичными химическими веществами и неразлагаемыми пластиковыми и полиэтиленовыми предметами.
Почва становится непригодной для дальнейшего применения, воздух и вода загрязняются, живые микроорганизмы погибают. При разложении отходы выделяют углекислый газ, что способствует усилению парникового эффекта, который в свою очередь ведет к глобальному потеплению.
К тому же плохая экология влияет на ухудшение здоровья населения и может способствовать появлению рака, аллергических и сердечно-сосудистых заболеваний.
Чтобы уменьшить экологический и углеродный след, экоактивисты выступают против консьюмеризма. Некоторые считают, что осознанное потребление требует особых трат, но это не так. Беа Джонсон в своей книге «Дом без отходов» высказывает мнение, что как раз наоборот — благодаря этому снижаются затраты на оплату коммунальных услуг и покупку товаров первой необходимости. Осознанное потребление способствует экономии 40% семейного бюджета.
Попробуем разобраться, что значит потреблять разумно.
Осознанное потребление — это концепция разумного потребления ресурсов и продуктов, которая способствует удовлетворению потребности, при этом не создавая негативного воздействия на окружающую среду.
В основе осознанного потребления лежит принцип 4R:
Таким образом, чтобы разумно потреблять, необходимо отказаться от одноразовых товаров, сокращать объемы потребления, сортировать отходы.
Осознанное потребление продуктов питания
На отношение к продуктам оказывает влияние социальный и семейный опыт, приобретенный в трудные времена. Война, советский дефицит, сложные 90-е годы — люди привыкли запасаться продуктами и с ажиотажем скупать товары со скидкой. Однако зачастую многие из них выбрасываются по истечении срока годности.
Александра Кумпан, исполнительный директор АНО «Фудшеринг», поделилась с АСИ принципами осознанного потребление продуктов питания. «Бережное обращение с едой значит не допускать, чтобы выбрасывались пригодные продукты, и не доводить еду до состояния непригодного. Выброшенная еда – это впустую потраченные ресурсы», — считает эксперт.
Принцип zero-waste направлен на минимизацию количества мусора в быту благодаря многоразовому использованию вещей, а также сбору и сортировке отходов и дальнейшей их переработке. Экоблогер Яна Потрекий в книге «Zero waste challenge: 155 шагов к осознанной жизни» советует придерживаться следующих правил, чтобы минимизировать количество мусора: сортируйте и сдавайте на переработку максимально возможное для вас количество бытовых отходов.
Осознанное потребление и быстрая мода
Бесконечное создание новой одежды сопряжено с высокой экологической ценой. С появлением фабричного производства удалось в короткие сроки массово шить одежду с минимальными затратами производства. В современной фэшн-индустрии появился термин «быстрая мода» — метод дизайна, производства и маркетинга, ориентированный на быстрое производство больших объемов одежды, обуви и аксессуаров.
Рост быстрой моды в значительной степени зависел от синтетических волокон, таких как полиэстер, нейлон, акрил и эластан, которые производятся из тяжело обработанных нефтехимических продуктов (ископаемого топлива).
Одежда разлагается до 200 лет, и в процессе выделяет метан, загрязняет почву и грунтовые воды, увеличивает объем мусорных полигонов.
Каждый год сектору требуется 93 миллиарда кубометров воды, что достаточно для удовлетворения потребительских потребностей 5 миллионов человек, и на него приходится около 20% промышленного загрязнения воды в результате текстильной обработки и окрашивания.
Вот, что советует фонд «Второе дыхание»:
Осознанное потребление ресурсов
В основном, речь идет о двух самых распространенных ресурсах, доступных обычному городскому жителю, – электричестве и воде. Для производства электроэнергии используются невозобновляемые ресурсы нашей планеты, такие как уголь, газ и нефть. Их применение увеличивает образование парниковых газов, способствующих глобальному потеплению. Работа электростанций вызывает истощение природных ресурсов (нефти, угля и газа), ведет к росту уровня парникового газа и других атмосферных загрязнений. Нерациональное использование и чрезмерная трата воды также ведет к дисбалансу водных ресурсов.
Вот от каких привычек лучше избавиться, если вы настроены на осознанное потребление, заботу об экологии и экономию семейного бюджет:
Концепция осознанного потребления возникла не так давно, в начале 90-х, но за это время количество людей, решивших следовать ей, с каждым годом увеличивается. Возможно, еще и потому, что это не только про спасение природы, экономию ресурсов и своих денег, но и про личную социальную ответственность перед своим будущим и будущим своих детей.
РОДИТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Тема: «Как научить своего ребёнка осознанному потреблению»
Подготовила Акулич Н.В., учитель начальных классов
Потребительское общество навязывает детям особый стереотип мышления. Его суть — счастье зависит от приобретения материальных вещей. Как привить ребенку настоящие ценности, защитить от негативного влияния рекламы и научить осознанному потреблению?
РЕБЕНОК И ОБЩЕСТВО ПОТРЕБЛЕНИЯ – ПОЧЕМУ СЕГОДНЯ ТРУДНО ПРИВИТЬ ДЕТЯМ НАСТОЯЩИЕ ЦЕННОСТИ?
О проблеме воспитания детей в потребительском обществе хорошо высказалась художник, педагог Эдит Крамер: «Подкуп детей материальными благами теперь перестал быть привилегией богатых семей. Массовый подкуп детей захватил даже нищих. Например, вместе с завтраком ребенку подсовывают множество игрушек и безделушек. Эти вещи являются не символом симпатии, а наживкой, и ребенок это понимает, поэтому они не могут дать ему удовлетворения. Наоборот, их получение питает жадность, которая работает на руку производителю. Как и всякая лесть, такие подачки строятся на тонком знании нужд ребенка и его слабостей. Часто заменитель практически невозможно отличить от настоящей вещи, так что удовлетворение основных нужд, недоверие и разочарование оказываются неразрывно связаны. Сегодняшние тревожные дети и подростки наших больших городов не только лишены любви, понимания, жизненного и игрового пространства, они также подкуплены, соблазнены и опустошены».
Надо принять к сведению, чтобы привить детям настоящие ценности надо, как минимум, их иметь. Как можно дать то, чего у тебя нет? Общество потребления растит достойных себя членов. Тут, как ни крути, придется родителям начинать с себя. А иначе, ни умные советы очень умных психологов, ни авторитарность, ни запреты не помогут.
Самые главные вещи на свете – это не вещи. На детей надо тратить свое время: читать сказки, смотреть с ними мультяшки, отвечать на их 1001 почему, учить их восхищаться крылышками бабочки и героическим трудом муравьиной стаи. Надо обращать их внимание, как красив закат, как свежи и прекрасны рассветы. В процессе и сами родители научатся все это замечать и ценить.
КАК РЕКЛАМА И ОТНОШЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ К ПОКУПКАМ ВЛИЯЕТ НА ДЕТЕЙ?
Реклама, как двигатель торговли эффективна только потому, что общество зомбировано. Можно, конечно, все свалить на нейромедиатор дофамин, который подвигает нас на несанкционированные разумом закупки всякой всячины, но ведь есть разум, сознание, которые очень выгодно отличают нас от зомби. Следует только дать им возможность проявиться.
Вопрос спорный. Они, скорее всего, реагируют на «заморочки» социума. Ребенок может каждый день слышать и видеть рекламу гиперпопулярных кукол Monster High и никак на нее не реагировать, но стоит ему увидеть их в руках другого ребенка, да не у одного, а нескольких, и тут «хочу!» достигает вселенского масштаба. А эти монстры – «пионеры» оказались в детских руках, конечно же, с подачи продвинутых взрослых, которые знают толк в современной мультиндустрии.
Роль взрослых в формировании детских запросов трудно переоценить. А реклама? Да что реклама, кто ее будет смотреть, если рядом мама и не просто сидит и телевизор смотрит, а обсуждает с малышом его дела, ее дела и не 5 минут, а долго, и на лице настоящий интерес. Взрослые откупаются от детей дорогими игрушками, они скупятся на душевную теплоту и пытаются компенсировать ее отсутствие дорогими подарками. Но игрушки бездушны, они не греют, поэтому и интерес к ним недолговечен. Потому и множатся «братские могилы» кукол, в которые никто не играет и свалки машинок, паровозиков, управляемых и нет, которые тоже уже давно никого не греют.
Ребенку хочется счастья, и он просит у родителей очередную игрушку, в надежде, что она сделает его счастливым. Ребенок еще не может понять, что нет такой вещи на земле, которая могла бы сделать человека счастливым. А вот взрослые обязаны это знать.
А еще взрослые обязаны понимать, что когда ребенок с воплями требует новую игрушку, он требует их внимания и любви, и что игрушка не есть эквивалент любви.
КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА ОСОЗНАННОМУ ПОТРЕБЛЕНИЮ: СОВЕТЫ ОТ СПЕЦИАЛИСТОВ
Если бы люди захотели перейти к осознанному потреблению, у них бы высвободилась куча времени и куча денег, которые можно было бы потратить на великое множество замечательных добрых дел. Можно было бы поехать в туристическую поездку всей семьей, волонтерами в ближайший приют для брошенных животных, можно было бы почаще навещать престарелых родственников в деревне, поехать на выставки, в театры, на фестивали. Все это, конечно же, с детьми. Самое главное — это желание, а учиться никогда не поздно.
Как помочь ребенку развить правильное отношение к материальному:
13 советов от психолога и педагога И. Беляевой, которые помогут научить ребенка осознанному потреблению:
1) Замечательно, если ребенок умеет делать выбор.
Это закладывается еще с какого-то совсем юного возраста, когда товарищу предлагают на выбор ползунки с красными горошками или с синими. Ощущение, что ты можешь что-то решать, что у тебя есть альтернатива — благодатная почва для роста. Скажем, советскому поколению наших родителей не приходилось делать выбора, кроме выбора в конец какой очереди встать. Поэтому бабушка вряд ли научит ребенка ориентироваться среди рубашек китайского изготовления. А родителю было бы хорошо не навязывать свой вкус даже первокласснику: «Нет, сын, почему у тебя какая-то голая женщина на штанах, давай тебе тройку с галстуком прикупим!» Пусть ребенок учится делать выбор и обосновывать его.
2) Родитель тоже должен уметь сказать себе: «Стоп, мне это не нужно!»
Как-то странно выглядит человек, который покупает себе пятый геликоптер за месяц, а ребенка учит, что нужно 500 раз подумать, прежде чем приобрести жвачку. Если мама снимает стресс шоппингом, почему мы возмущаемся, когда дочка просит новые туфли, не сносив коньков.
3) Не следует предлагать непосильного выбора.
З ная, что человек без ума от динозавров, не надо водить его между бутиками «Вещи из кожи динозавров» и «Трицератопсы в натуральную величину». Во время тяжелого пубертата дочки не умножайте скорби в больших торговых центрах.
4) В мире есть и другие радости, кроме нового дивана, правда же?
Если в семье принято прыгать до потолка из-за свежекупленной посуды и три недели обмывать приобретение пылесоса, то дети могут как-то догадаться, что это и есть настоящие ценности. Странно выглядит, когда у нас поход к бабушке, общение с другом, чтение книжки и поход в музей — тоска и наказание, а «айда в Мегамолл» — это успех и карусели. Покажите, что есть крутые вещи, которые не требуют особенных затрат, что мир полон чудесных переживаний, даже если на тебе старые джинсы.
5) Не успокаивайте детей вещами.
Не делайте из них единственный вариант утешений, поощрений и наград. Совместный досуг, прогулка, впечатление, разговор, объятия — ваш ребенок жаждет не только похода в «Детский мир».
6) Помогайте переживать фрустрацию.
Да, я очень хочу купить тебе ударную установку, но, к сожалению, по габаритам она не умещается в нашу квартиру. Очень жаль. Давай поплачем. Вот бубен мы могли бы себе позволить. Утешайте и сочувствуйте и пять, и двадцать пять раз, подставляйте жилетку и плечо. Слезы тщетности — это, как известно, полезно.
7) Демонстрируйте рефлексию на тему «Я так хотел, вот покупка, и ничего не произошло».
Смотри, как я мечтала об этом платье, а оно уже три месяца висит, и даже надевать не хочется. Можно аккуратно в этот момент повернуться лицом к детской, а, ладно, лучше не надо, чтоб не вышло скандала.
8) Обсуждайте тонкие вопросы.
А почему ты хочешь эту вещь? Вот мы стоим у кассы, тут ребята специально выставили милого трехголового зайчика за 200 рублей. Мне не жалко за твою улыбку 200 рублей, но посуди сам: мы отдаем эти деньги, кто-то становится богаче (явно не наша семья), через 20 минут зайчик из нового превращается в старого, его судьба печальна, он лежит и пылится, а ты чувствуешь обман. Проклятый дофамин!
9) Посмотрите с ребенком рекламу и обсудите, какими приемами пользуются маркетологи, чтобы заставить вас что-то хотеть.
Почему вас пугают бактериями, показывают кадры до и после, обещают решение всех жизненных проблем и успех у девочек после покупки газировки. Как показывает практика, дети многого не видят, не прочитывают даже самый простых вещей. И как мы их таких сырых еще на улицу выпускаем?
10) Разберите с подростком рекламный слоган — пусть, он знает, что ему продают миф.
Глупо внушать, что миф ничего не стоит, в информационном обществе — как раз миф и стоит денег в отличие от вещи. Но человек даже в 10 лет должен знать, что именно он покупает: ок, я плачу не за куртку с лицом Дэвида Боуи, а за самоидентификацию и за миф, но пусть хотя бы этот миф будет качественным и моим.
11) Дайте ребенку больше общения.
Идите с ним в поход, в трудное путешествие, выключив предварительно айпад. Обратите его внимание на то, что последние дни он использовал планшет в качестве лопаты, и было, в общем-то, круто.
12) Позаботьтесь о среде.
Если ребенок каждый день ходит в школу, в которой обладатели не шестых айфонов получают в спину жеваной бумагой, он вряд ли проникнется вашей речью о презренных материальных благах. У детей не до конца сформирована эмоциональная и когнитивная интеграция, с этим трудно держаться, когда окружение давит.
13) Еще разок: разговаривайте с детьми, формируйте осознанность. Почему ты хочешь эту штуку? Ты просто проходил мимо и захотел? Или все вокруг это уже купили? Сколько вещей нужно для того, чтобы быть особенным? А чтобы быть собой? Сколько вещей в гардеробе успешных людей? А в чем твоя личная фишка?
В вышеприведенных советах подсказка с чего начинать. И главная подсказка, что начинать надо с себя. Потому, что трудно маме, бьющейся в конвульсиях от радости по поводу купленной сотой кофточки на распродаже, объяснить своей 5-летней дочке, что никакая 101-ая кукла ей не нужна. Ребенок этой маме просто не поверит. И будет прав.
Родительское собрание «Экологическое воспитание в семье»
09.12.2022 в 5 «Г» классе (кл. руководитель Потапенко П.В.) состоялось родительское собрание на тему «Экологическое воспитание в семье». Цель собрания – повышение уровня экологической компетентности родителей.
Классный руководитель рассказала об экологическом проекте, в котором участвует учреждение образования, показала презентацию о проводимых мероприятиях, познакомила с сайтом школы, где можно прочитать информацию об экологических мероприятиях.
Во время собрания родители поднимали и обсуждали вопрос о необходимости экологического воспитания в современном мире, делились своим опытом, какие меры предпринимают для охраны окружающей среды. Далее классный руководитель предложила родителям несколько жизненных ситуаций на экологическую тематику. Все вместе обсуждали, как бы родители поступили в той или иной ситуации. В конце пришли к выводу, что необходимо повышать интерес к экологическому образованию учащихся посредством проведения внеклассных мероприятий.
Подготовка детей к самостоятельной жизни в процессе труда.
«Дайте детям радость труда.
Эту радость ему несут успех, осознание
своей умелости и значимости выполняемой
работы, возможность доставлять радость
другим».
В.А. Сухомлинский
Второе заседание заседание клуба «Осознанное родительство» по теме «Подготовка к самостоятельной трудовой деятельности учащихся» прошло в декабре 2022 года по теме «Подготовка детей к самостоятельной жизни в процессе труда». Педагог-психолог Булавская Елена Виленовна организовала диалоговую площадку, целью которой было способствовать разв итию интереса и правильного психологического подхода родителей к будущему выбору профессии; как правильно подготовить детей к самостоятельной трудовой деятельности.
Каждому известно, что труд может возвышать человека, а может разрушать его психику и здоровье. Реализация возможностей труда как фактора социального становления детей зависит от того, как он организован. Педагогически целесообразное построение трудовой деятельности воспитанников позволяет успешно преодолеть трудности их социализации и подготовить к достойной самостоятельной жизни. Труд для воспитанников является одним из главных факторов, определяющих выбор ребенком профессии, а значит и своей судьбы. Не может состоять жизнь человека без любимого дела, позволяющего обеспечить достойную жизнь. Именно разнообразная трудовая деятельность в учреждении и за его пределами позволяет выявить профессиональные способности, склонности ребенка, сформировать устойчивый интерес к профессии, стремление к получению соответствующего образования.
Профессионально—трудовое обучение в школе является основой подготовки детей к самостоятельной жизни, труду. Достижение этой цели обеспечивается разнообразными формами работы.
В нашей школе созданы достаточно хорошие условия получения общего базового и общего среднего образования, профессионально-трудовой подготовки, соответствующих их возможностям и потребностям, направленным на успешную социально—трудовую адаптацию и профессиональную ориентацию учащихся школы.
Трудовая деятельность – это форма проявления жизненной активности человека, которая оказывает решающее влияние на его развитие. Трудовая деятельность служит эффективным средством коррекции умственных, физических и личностных нарушений учащихся; а также является средством адаптации к самостоятельной жизни по окончании школы. В системе трудового воспитания важной частью является работа по благоустройству и озеленению территории школы на протяжении всего учебного года. Также во время летних каникул учащиеся нашей школы проходят трудовую практику, направленную на озеленение территории нашей школы.
Главными задачами трудового обучения обучающихся являются воспитание трудолюбия, потребности в труде, создание психологической и практической готовности к труду, создание оптимальных условий для формирования трудовых навыков и получение первоначальных профессиональных знаний и умений, отдыха и нравственного воспитания. Разумно организованный труд укрепляет физические силы, здоровье ребенка, а также оказывает существенное влияние и на умственное развитие детей. В труде воспитываются устойчивость поведения, дисциплинированности, самостоятельность, развивается инициатива, умение преодолевать трудности, формируются интерес к качественной работе, ребенок учится работать в коллективе.
Поэтому с этой целью каждый год на базе нашей школы организовывается городской летний оздоровительный лагерь труда и отдыха «Сорнячок». Ребята работают в крестьянско-фермерском хозяйстве «Дружба и К» в должности полеводов (занимаются сортировкой картофеля и прополкой капусты и чеснока).