Турнир эрудитов и знатоков природы
«Мы в ответе за тех, кого приручили»
Цели: прививать любовь к природе; развивать речь, воображение; пополнить знания учащихся о различных растениях и животных леса.
Оборудование: мультимедийная презентация, конверты с пазлами, дерево успеха, карточки для рефлексии с зелеными и красными яблоками, корзина с яблоками
Ход мероприятия
- Организационно – мотивационный этап.
Здравствуйте, дорогие друзья!
Библиотекарь:
- Здравствуйте уважаемые гости нашего праздника! Мы рады приветствовать всех, кто собрался сегодня в нашей уютной библиотеке, на турнире эрудитов.
Эрудиты – это люди, которые знают всё и обо всём. Это ЗНАТОКИ! Есть ли среди вас эрудиты? Об этом мы сегодня и узнаем.
Дорогие друзья! Позвольте представить вам наше компетентное жюри, которое будет оценивать этот конкурс.
- Конкурс 1 «Визитка»
Приветствие команд - наличие девиза и эмблемы- 1б.
- А сейчас настало время познакомится с нашими участниками. Давайте предоставим слово нашим командам:
- Команда «Капелька»
- Команда «Листики»
-Ну, что ж, я вижу участники готовы. Всем командам мы желаем:
Ни пуха, ни пера!
- Основная часть
Библиотекарь: Тема нашего сегодняшнего турнира эрудитов экологическая, тема природы и нашего отношения к природе.
Мы речь свою ведём о том,
Что вся Земля - наш общий дом
Наш добрый дом, просторный дом -
Мы все с рожденья в нем живём.
Еще о том ведём мы речь,
Что мы наш дом должны беречь.
Давай докажем, что не зря.
На нас надеется Земля
Посмотри, мой юный друг,
Что находится вокруг,
Небо светло-голубое,
Солнце светит золотое,
Ветер листьями играет
Тучка в небе проплывает.
Поле, речка и трава,
Горы, воздух и листва,
Птицы, звери и леса,
Гром, туманы и роса,
Человек и время года
Это все вокруг - природа!
Библиотекарь:
-Вижу, вам не терпится поделится своими знаниями о природе. Начинаем турнир знатоков. А уважаемые болельщики будут следить за ходом поединка и будут участвовать в игре.
Конкурс 2 РАЗМИНКА. 3б (1б за верный ответ,3 вопроса команде)
Библиотекарь: Перед любой работой вы немного разминаетесь, вот и мы сейчас тоже с вами проведём небольшую разминку.
Условия разминки таковы:
- каждой команде предлагается по 6 вопросов.
- За каждый правильный ответ- 1 балл.
Отвечать будет команда, капитан которой первым поднимет руку.
В случае неправильного ответа одной команды, вторая получает шанс ответить на этот вопрос.
Вопросы:
- Какую птицу называют «лесным доктором»? (дятла)
- Как называется нос слона? (хобот)
- У какого животного самая длинная шея? (у жирафа)
- Кого можно назвать «плавающим фонтаном»? (кита)
- Кобра – кто это? (змея)
- Как называется жилище зверей, вырытое в земле? (нора)
- Как называется животное, тело которых покрыто чешуей? (рыба)
- Кто путешествует на нитке? (паук)
- Какую птицу называют «белобока»? (сорока)
- Какой цветок самый первый появляется из-под снега? (подснежник)
- Что снесла курица? (яйцо)
- Зимнее логово медведя? (берлога)
МОЛОДЦЫ! Ребята!
КОНКУРС 3: СОБЕРИ ПАЗЛ
Конкурс оценивается в 2 балла.
Пока команды собирают пазл, зрители отгадывают загадки и получают – жетоны.
ИГРА со зрителями.
- Сидит дед, в шубу одет, кто его раздевает, то слезы проливает. (Лук)
- Голова на ножке, в голове горошки. (Горох)
- Повернулось к солнцу, золотое донце. (Подсолнух)
- Круглое, румяное, я расту на ветке; любят меня взрослые и детки. (Яблоко)
- Растет в траве Аленка, в красной рубашонке, кто ни пройдет, всяк поклон отдает. (Земляника)
6.Рос шар бел, ветер дунул – шар улетел. (Одуванчик)
- Белые горошки. На зеленой ножке. (Ландыш)
- Русская красавица, стоит на поляне, в зеленой кофточке, в белом сарафане. (Береза)
- Не шмель, не пчела, а жалит. (Крапива)
- Всех я вовремя бужу, хоть часов не завожу. (Петух)
- Всю ночь летает – мышей добывает. А станет светло – спать летит в дупло. (Сова)
- Под соснами, под елками, лежит мешок с иголками. (Еж)
- Зимой спит, летом – ульи ворошит. (Медведь)
- Не говорит и не поет, а кто к хозяину идет, она знать дает. (Собака).
Библиотекарь:
-Молодцы! А сейчас посмотрим, как наши команды собрали пазлы.
Библиотекарь: а теперь проверим, хорошо ли вы знаете растительный и животный мир.
Предлагаем для команд
КОНКУРС 4 Он будет состоят из 3-х заданий.
Задание 1 Игра «Четвертый лишний»
Нужно найти лишнее растение, кто первый поднимет руку, тот и отвечает. За правильный ответ – 1балл.
СЛАЙД: клен, рябина, ель, тюльпан
СЛАЙД: береза, дуб, шиповник, тополь
СЛАЙД: яблоня, смородина, малина, клубника
СЛАЙД: груша, слива, тополь, вишня
Молодцы! Мы продолжаем.
Задание 2 «Пернатые жители»
Природа порой нас так удивляет
На свете, каких только птиц не бывает.
К примеру, колибри – прелестные крошки
Штук 5 поместишь у себя на ладошке.
А страус, напротив, такой здоровенный,
Поэтому и не летает наверно.
Певцы и охотники, круглые сутки
Без дела они не сидят ни минутки,
Выводят птенцов и цветы опыляют,
От злых насекомых людей избавляют.
Итак, получается, каждая птица
Собой без стеснения может гордиться
Библиотекарь: Следующее задание посвящается нашим пернатым друзьям.
- Эти красногрудые птицы летом живут дальше к северу, в тайге, а в первой половине зимы, улетая от сильных морозов, появляются в наших лесах. Некоторые остаются у нас на всю зиму. Часто их можно увидеть на снегу, как красные яблоки, рассыпанные у дорог, под деревьями. (Снегирь)
- Этой птице хвост помогает не только в полете, но и при добывании пищи, клюв у этой птицы длинный и крепкий. (Дятел)
- Семья этих птиц за лето уничтожает около миллиона насекомых-вредителей. Прилетают к нам они, весной. Свой домик строят из глины и своей слюны в обрывах над рекой. Летом выводят своих птенцов, учат их ловить мух и мошек, стрекоз и других насекомых. (Ласточки)
- Эта птица не вьёт гнезда и не высиживает птенцов. А за лето уничтожает 270 тысяч крупных гусениц и майских жуков. (Кукушка)
- Эта птица лучше всех лазает по деревьям, она способна передвигаться по стволу вниз головой. Бегая по стволу, птица то и дело засовывает его в щелочки, трещинки, отверстия, вытаскивая оттуда насекомых, личинок. (Поползень)
- Всё у этой птицы не как у других – клюв не прямой и не кривой, крест-накрест, чтобы шишки легко расклёвывать, и птенцов она выводит не летом, а зимой. (Клёст)
- Птичка вспорхнула с ветки, как будто высоко подпрыгнула. И снова уселась на место. А потом опять взлетела. И ещё… Это она в воздухе ловит мух и прочих насекомых. (Мухоловка)
- Её имя произошло от названия орехов, которыми она питается. Набирая большое количество кедровых орехов, она растаскивает их по лесу и прячет в земле; забытые орешки прорастают, и таким образом птица способствует распространению ценного дерева на значительные расстояния. (Кедровка).
Задание 3 «Эти забавные животные»
Живут с нами рядом на нашей планете
Слоны, носороги, жирафы, медведи
Мы люди – земляне. Животные тоже.
Но как друг на друга мы все не похожи.
Много животных есть, птиц, насекомых,
Много знакомых нам и незнакомых.
Наша планета, планета живая
В целой вселенной одна лишь такая.
Вопросы командам:
- Сама знаю, что не красавица. Если окажусь рядом, многие шарахаются в сторону, а то ещё камнем бросят и ногой пнут. А за что? Не всем же быть красивыми. А вот только польза людям от меня большая: ведь я сохраняю от гусениц и червей целый огород. Поедаю вредных жуков, иногда моей добычей становятся мелкие землеройки и полевки- враги урожаев. А уж сколько достаётся от меня комарам, которых вы, ребятки, ох как не любите, а они вас очень - вы для них такие вкусненькие! А если меня принесут в дом, где завелись тараканы, - они быстренько исчезнут. Догадались, кто я? (Жаба)
- Люди нас не любят, мы сосём кровь человека. Из-за нас они не могут нормально спать по ночам. А люди не знают, что нашими личинками, которые живут в воде, питаются многие рыбы, а взрослых нас поедают – птицы, стрекозы. Догадались кто мы? (Комары)
- Особенно плохо приходится нам, люди нас при встрече всегда хотят убить. За что? Мы первые на них не бросаемся, и всегда при встрече стараемся уползти, да и помогаем мы людям, поедаем мелких грызунов, а из нашего яда можно приготовить ценное лекарство. Догадались кто мы? (Змеи)
- Сам знаю, что на вид я противный, слизкий, зато я способствую гниению органики в грунте, способствую проникновению воды и кислорода в грунт, пропускаю через пищеварительную систему большое количество грунта. Догадались кто я? (Дождевой червь)
Физкультминутка
Задание:
Если понаблюдать за животными, то можно увидеть много интересного и забавного. А сейчас я предлагаю командам изобразить зверей, так чтобы все догадались – КТО ЭТО?
Командам предлагается выбор карточек с заданием:
- Изобразить медведя
- Изобразить петуха
- Изобразить собаку
4.Изобразить утку (если команда соперников отгадывает – то получает 5 баллов).
МОЛОДЦЫ!
Библиотекарь:
Конкурс капитанов «Природа и мы» - решение экологических ситуаций.
1 ситуация.
Гуляя с родителями по лесу, Света и Алеша увидели большой муравейник.
«Давай посмотрим, что внутри муравейника», - сказал Алеша.
-Давай с интересом ответила Света.
Дети взяли большую палку и начали ворошить муравейник.
Увидев, чем заняты дети, мама подбежала к ним и сказала
-Если бы муравьи могли говорить, они бы сказали вам, что …
2 ситуация.
Олег стоял у цветочной клумбы и бил прутиком по головке цветков.
_Что делаешь? - спросила старуха.
- Пчел прогоняю, они цветы жалят.
Старуха улыбнулась и, подозвав к себе мальчика, что-то рассказала ему. После этого Олег выбросил прутик, удивленно пожав плечами.
-Я не знал об этом.
Что рассказала Олегу старушка?
3ситуация:
Идя на экскурсию в лес, увидели сон-траву.
Гена хотел сорвать и принести ее в класс, а Ира предложила выкопать и посадить на приусадебном участке, сказав, что ей так будет лучше, так как это исчезающий вид и его надо спасти.
Но к ребятам подошла учительница и что – то им сказала, после этого Гена и Ира, посмотрев на сон – траву, прошли мимо.
Как вы думаете, что сказала учительница?
Заключительное слово библиотекаря:
А сейчас жюри подведёт итоги нашей работы и объявит победителей. Ребята! Мы сегодня много говорили о том, что нужно беречь природу, беречь нашу Землю. Берегите каждое дерево, каждый кустик! Не рвите цветы, не ломайте деревья, не разоряйте гнезда! Пусть каждый из вас посадит дерево, цветы и ухаживает с любовью за ними. Ведь от каждого из нас зависит будущее нашей планеты, будущее родной Земли.
Учитель: Слово Дорош Оксане Леонидовне
Рефлексия. Перед вами корзинка, а в ней лежат карточки вашего настроение. Вы должны подойти и взять тот плод который вам подходит по настроению. Зелёный – понравилось, красный –нет. И вы прикрепите его на дерево.
В конце предоставить слово жюри и награждение ребят.
Сюрпризный момент. Корзина с фруктами в подарок