Педмарафон

7 ШАГОВ К РЕШЕНИЮ

7 ШАГОВ К РЕШЕНИЮ

Задача родителей, классных руководителей - не навязывать подростку уже готовое решение в выборе профессии, а помочь ему определиться самому. Как это сделать?

 

ШАГ 1. Составьте таблицу профессиональных предпочтений. Выбирая профессию, человек выбирает не только способ добывания денег, но и социальную среду, образ жизни. Предложите ребенку подумать над тем, каким требованиям, по его мнению, должна отвечать его будущая работа. Составьте максимально подробный список таких требований (уровень заработной платы, характер и условия труда, престижность, занятость, реальное трудоустройство и т. д.). Впишите эти пункты в столбцы, а в строки - названия профессий, кажущихся ребенку наиболее привлекательными. Заполняя таблицу, сопоставляйте требование и профессию: если они совпадают, ставьте в этой клетке плюс, если нет - минус. Проанализируйте, какая профессия набрала плюсов больше всего. Возможно, около этой специальности ребенку и стоит искать свое призвание. Разумеется, такой способ профориентации - не самый точный. Но его преимущество в том, что он предлагает школьнику самостоятельно поразмышлять (и может быть, впервые!) над личной системой ценностей, над тем, каким он видит свое будущее.

 

ШАГ 2. Расширяйте знания о профессиональном мире. Чтобы выбирать, нужно знать, из чего выбирать. Между тем, очевидно, что жизненный опыт подростка ограничен, его представления о трудовой деятельности отрывочны, а подчас и нереалистичны. Например, многие старшеклассники утверждают, что собираются стать менеджерами, но на вопрос о том, что это за работа, внятно ответить не могут. Другие смешивают понятия «профессия» и «должность», например, заявляют: «Хочу быть начальником!» Кто-то говорит, что любит играть в компьютерные игры, получать информацию из Интернета, поэтому хочет стать программистом. А ведь программист - отнюдь не просто пользователь компьютера. Задача родителя - выступить экспертом, поделиться той информацией, которой он владеет: рассказать, что представляет собой та или иная профессия, какие ограничения она накладывает. К профориентационной работе можно привлечь друзей и знакомых. Например, если ваше чадо подумывает, не стать ли ему юристом - и среди ваших знакомых как раз таковые имеются, - стоит попросить их пообщаться с вашим ребенком, даже сводить его к ним на работу. Опыт подобного общения может заставить подростка задуматься о том, насколько его представления о выбранной специальности соответствуют действительности.

 

ШАГ 3. Больше информации! Активно (и вместе с ребенком!) собирайте информацию о рынке труда, о новых и перспективных специальностях. В этом могут помочь ежегодно выпускаемые справочники, профессиональные журналы, а также интернет-сайты Иногда в подобных изданиях ребенок находит профессию, о существовании которой он не догадывался (и даже не догадывались его родители!).

 

ШАГ 4. От слов - к делу. Но не стоит ограничиваться только рассказами и разговорами. Все мы знаем, что подростки довольно скептически относятся к мнению взрослых, особенно родителей. Гораздо важнее непосредственный опыт. Если ребенка заинтересовала какая-то профессия, предложите ему «порепетировать» ее в профильном кружке, секции, классе.

 

ШАГ 5. Предложите ребенку пройти профориентационное тестирование. Чтобы выбрать профессию, необходимо не только разбираться в мире существующих профессий, но прежде всего познать себя - свои личностные качества, способности, стремления. Ведь очевидно, что карьерных высот человек скорее добьется в том деле, которое, с одной стороны, ему интересно, а с другой - соответствует его способностям. Например, дизайнеру важно иметь зрительную логику и образное мышление, журналисту - умение замечать детали и связно излагать мысли, инструктору по фитнесу - физическую подготовку и организаторские способности и т. д. В Интернете есть много толковых тестов (например, на сайтах www.proforientator.ru; www.reccons.ru; www.kop.ru), которые позволяют «нащупать» профессиональные интересы, личностные особенности, способности старшеклассника и соотнести эти параметры друг с другом. Однако надо иметь в виду, что цель таких тестов - не выдать на гора готовый ответ на вопрос «кем быть», а «запустить» процесс самопознания, помочь ребенку разобраться в том, какой он по складу характера, к чему у него есть склонности, а к чему нет. И ни в коем случае нельзя считать полученные результаты и выводы однозначно верными.

 

ШАГ 6. В институт - на экскурсию. Неплохо сводить ребенка на «день открытых дверей» в вуз - и желательно не в один. Не придавайте таким походам чрезмерное значение - ведь совсем не обязательно, что именно здесь ваш отрок захочет провести свои студенческие годы. Идите в вуз просто как в музей - посмотреть, пообщаться, прочувствовать «моё - не моё».

 

ШАГ 7. Обсуждайте альтернативы. Говоря с ребенком о будущей профессии, не зацикливайтесь на одном варианте. Как правило, сам подросток о запасном аэродроме не задумывается, поэтому для родителей важно поставить перед ним вопрос: что он будет делать, если ему не удастся реализовать намеченное? Наличие альтернативы позволяет снизить у ребенка напряжение и тревогу. Можно спросить прямо: «А чем ты собираешься заниматься, если у тебя не получится стать экономистом?» А можно обсуждать эту проблему применительно к третьим лицам: «Представляешь, Андрей всю жизнь мечтал стать футболистом, готовился к спортивной карьере, но получил травму, и ему пришлось уйти. Теперь он думает, кем быть». Ошибка - тоже опыт Выбор профессии - дело, без сомнения, важное и ответственное, но не стоит относиться к нему как к процессу необратимому. Тот выбор, который делают наши дети сегодня, отражает лишь их нынешние интересы и потребности. Замечательно, если выбранная специальность всегда будет им интересна, ну а если их предпочтения изменятся - в этом нет никакой трагедии. Специалисты отмечают, что выбор профессии один раз и на всю жизнь уходит в прошлое. Мы живем в мире, который стремительно меняется. Невозможно предсказать, какова будет ситуация на рынке труда, скажем, лет через десять. Не исключено, что специальности, которые в настоящее время востребованы и высоко оплачиваются, совсем не будут таковыми и наоборот. Но в любом случае у каждого остается возможность что-то переиграть или начать заново.

 

свернуть

ПРОФЕССОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

ПРОФЕССОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

 

Советы родителям: как помочь подростку в выборе профессии

     

Профессиональное самоопределение является начальным звеном профессионального развития личности. Выбор профессии - важный и ответственный шаг в жизни каждого  человека т.к. часто определяет в дальнейшем весь жизненный путь человека. Поэтому очень важно предостеречь в этот момент от возможных ошибок, оказать помощь в выборе дела по душе . В результате неправильного выбора профессии подросток не может найти свое место в жизни, не может высоко подняться по карьерной лестнице, что ведет к нервным срывам и психическим расстройствам, а общество теряет талантливых журналистов, врачей, инженеров, ученых, поваров, портных…

Профессиональное становление и самоопределение подростка – это процесс многоаспектный. В нем должны соединиться и ужиться три базовых фактора: Я-хочу, Я-могу, Я-надо.

  • «Хочу» - это желания, интересы, склонности личности.
  • «Могу» - это человеческие возможности (физиологические и психологические, образовательные ресурсы личности).
  • «Надо» - это потребности рынка труда, обязанности человека перед обществом, людьми, семьёй и т. д.

« Я-хочу» должно быть адекватно «Я-могу» и учитывать требования социальной среды «Я-надо».

Профильная и профессиональная ориентация подростка включает в себя:

  • ориентацию в мире профессий (какие профессии существуют? И чем занимается человек определенной профессии?);
  • осознание того, что интересно ему и что он может делать;
  • ориентацию на рынке труда, т.е. в том, какие профессии нужны сегодня региону и стране в целом;
  • ориентацию на рынке образовательных услуг, т.е. то есть, где можно получить интересующую ребенка профессию.

 Отмечается, что значительная часть подростков (возраст 14-16 лет) испытывает страх перед необходимостью принятия решения. За долгие годы учебы в школе детям предлагались в основном готовые решения, все было известно наперед и определено расписаниями и учебными планами. И вдруг предлагают определиться в таком архиважном вопросе.

Кто-то считает, что главное при выборе профессии – это совет родителей? А кто-то считает, что главное – личный интерес вашего ребенка? Чтобы правильно выбрать будущее дело по душе и по плечу, нужно сознательно и самостоятельно встать на позицию равного уважения к разным видам труда. Это совсем не просто. Даже многие взрослые работающие люди могут иметь предвзятое, пристрастное и несправедливое мнение о «других» видах деятельности. А дела людей могут быть подчас неожиданно разнообразны: есть люди, которые лучшее время жизни отдают изучению клюквы и озабочены сохранением болот, другие видят смысл своего труда как раз в том, чтобы осушать, уничтожать болота. Нет «интересных» и «неинтересных» профессий.

Главное для родителей - отдавать себе отчет в том, что они лишь помогают ребенку определиться, а вовсе не определяются вместо него.

Информацию о профессиональных планах ребенка можно получить только в ходе откровенной беседы с ним, ни в коем случае не на бегу. Лучше всего завести разговор как бы «к слову». При этом старайтесь проявлять терпение, такт и искреннюю заинтересованность. Если старшеклассник не может четко сформулировать свои планы, надо попытаться понять, с чем это связанно. Важно учитывать степень влияния сверстников на решение сына или дочери и насколько такое влияние оказывается положительным. Если Вас огорчает профессиональный выбор ребенка, не отговаривайте его и не запрещайте ему что-то категорично. Постарайтесь выяснить, на чем основан его выбор.

Сознательный выбор профессии (специальности) основывается на:

  • знаниях о мире профессий;
  • знаниях о выбираемой конкретной профессии;
  • изучении своих интересов;
  • изучении своих способностей;
  • знании своих сильных и слабых качеств;
  • состоянии своего здоровья;
  • учёте материальных условий семьи;
  • учёте ситуации на рынке труда.

Необходимо:

  • Решить какой путь избрать после 9 класса: продолжать общее образование в старшей школе или в профессиональных учреждениях (техникум, профессионально-техническое училище и т.д.). В этой части выбора больше всего действует фактор «надо». В сегодняшних социально-экономических условиях первостепенное значение имеют:
  • социальный заказ, положение на рынке труда;
  • уровень материального обеспечения семьи;
  • возможности получения помощи в обучении;
  • условия оплаты труда в данной сфере;
  • местная инфраструктура профессионального образования (местная конъюнктура учебных заведений).
  • Выбрать ту профессию и специальность, которую хочет ребенок («Я-хочу»). Следует ознакомиться с выбранной специальностью, изучить требования, которые она предъявляет к человеку.
  • Учесть возможности ребенка ( «Я-могу»):
  • интересы, склонности;
  • успехи в учёбе и потенциальные способности;
  • свои сильные и слабые стороны;
  • состояние здоровья.

При выборе будущей профессии нужно:

  • Учесть какие профессии и специальности нужны в регионе, где вы живете.
  • Учесть особенности ребенка (интересы, склонности, способности, темперамент, черты характера, ощущение, восприятие, представление, память, внимание, мышление, здоровье, самооценка), помочь избрать наиболее привлекательную и подходящую профессию.
  • Подробно изучить эту профессию, выяснить содержание и условия труда, а также требования профессии к человеку, изучить возможности приобретения профессии и перспективы профессионального роста. Дать возможность практически попробовать ребенку свои силы в этой профессии.
  • Сравнить полученные знания о профессии с профессиональными возможностями ребенка, при необходимости посоветоваться с другими (родителями, учителями, врачами, профконсультантами). При соответствии профессиональных возможностей ребенка требованиям предпочитаемой профессии помочь ребенку в профессиональном самоопределении. При отсутствии такого соответствия изучить запасной профессиональный вариант.
  • Выбрав будущую профессию, одобрять настойчивость в реализации профессионального намерения и овладении профессией в совершенстве.

Ошибки при выборе профессии:

  • увлечение внешней или частной стороной профессии;
  • незнание мира профессий, выбор «за компанию»;
  • неумение разбираться в своих способностях

 

Рекомендации родителям в помощи выбора профессии подростком:

Каждый сам выбирает свою профессию; советы нужно слушать, а решать и поступать по-своему. Осознайте ценность выбора вашего ребенка (для себя и для общества), помогите ему:

  • Изучить профессию и всё, что с ней связано.

Составьте вместе таблицу профессиональных предпочтений:

- Выбирая профессию, человек выбирает не только способ добывания денег, но и социальную среду, образ жизни. Предложите ребенку подумать над тем, каким требованиям, по его мнению, должна отвечать его будущая работа.

- Составьте максимально подробный список таких требований (уровень заработной платы, характер и условия труда, престижность, занятость, реальное трудоустройство и т. д.).

- Впишите эти пункты в столбцы, а в строки - названия профессий, кажущихся ребенку наиболее привлекательными.

- Заполняя таблицу, сопоставляйте требование и профессию: если они совпадают, ставьте в этой клетке плюс, если нет - минус.

- Проанализируйте, какая профессия набрала плюсов больше всего. Возможно, около этой специальности ребенку и стоит искать свое призвание. Разумеется, такой способ не самый точный. Но его преимущество в том, что он предлагает школьнику самостоятельно поразмышлять (и может быть, впервые!) над личной системой ценностей, над тем, каким он видит свое будущее.

  • Сориентироваться в конкретной социально-экономической ситуации (потребность, престижность, зарплата и др.). Принцип «Больше информации»: Активно (вместе с ребенком!) собирайте информацию о рынке труда, о новых и перспективных специальностях. В этом могут помочь ежегодно выпускаемые справочники, профессиональные журналы, а также интернет-сайты. Иногда в подобных изданиях ребенок находит профессию, о существовании которой он не догадывался (и даже не догадывались его родители!).
  • Понять, когда ребенок говорит «я хочу быть…», что он может и что надо в данных обстоятельствах. Расширяйте знания о профессиональном мире. Чтобы выбирать, нужно знать, из чего выбирать. Между тем, очевидно, что жизненный опыт подростка ограничен, его представления о трудовой деятельности отрывочны, а подчас и нереалистичны. Например, многие старшеклассники утверждают, что собираются стать менеджерами, но на вопрос о том, что это за работа, внятно ответить не могут. Другие смешивают понятия «профессия» и «должность», например, заявляют: «Хочу быть начальником!» Кто-то говорит, что любит играть в компьютерные игры, получать информацию из Интернета, поэтому хочет стать программистом. А ведь программист - отнюдь не просто пользователь компьютера. Задача родителя - выступить экспертом, поделиться той информацией, которой он владеет: рассказать, что представляет собой та или иная профессия, какие ограничения она накладывает. можно привлечь друзей и знакомых. Например, если ваше чадо подумывает, не стать ли ему юристом - и среди ваших знакомых как раз таковые имеются, - стоит попросить их пообщаться с вашим ребенком, даже сводить его к ним на работу. Опыт подобного общения может заставить подростка задуматься о том, насколько его представления о выбранной специальности соответствуют действительности
  • Выделить дальнюю профессиональную цель (мечту), соотнести её с другими жизненными целями (личностными, семейными, досуговыми).
  • Построить для себя систему ближних и средних перспектив как этапов движения к дальней цели. Если старшеклассник только мечтает, а ничего не делает, надо помочь ему составить конкретный план, обсудив, сколько времени у него есть и что необходимо успеть.
  • Учесть при выборе не только профессию, но и связанный с ней образ жизни и подходящий вид деятельности.

- Принцип « От слов - к делу!» Не стоит ограничиваться только рассказами и разговорами. Все мы знаем, что подростки довольно скептически относятся к мнению взрослых, особенно родителей. Гораздо важнее непосредственный опыт. Если ребенка заинтересовала какая-то профессия, предложите ему «порепетировать» ее в профильном кружке, секции, классе. Задача в приобретении начального профессионального опыта, в оценке специальности «изнутри».

- Полезно предложить ребенку поработать на осенних или зимних каникулах, выбрав какое-то конкретное занятие.

- В институт - на экскурсию. Неплохо сводить ребенка на «день открытых дверей» в вуз - и желательно не в один. Не придавайте таким походам чрезмерное значение - ведь совсем не обязательно, что именно здесь ваш отрок захочет провести свои студенческие годы. Идите в вуз просто как в музей - посмотреть, пообщаться, прочувствовать «мое - не мое».

Чтобы выбрать профессию, необходимо не только разбираться в мире существующих профессий, но прежде всего, познать себя - свои личностные качества, способности, стремления. Карьерных высот человек скорее добьется в том деле, которое, с одной стороны, ему интересно, а с другой - соответствует его способностям. Например, дизайнеру важно иметь зрительную логику и образное мышление, журналисту - умение замечать детали и связно излагать мысли, инструктору по фитнесу - физическую подготовку и организаторские способности и т. д..

  • Не бояться поиска, риска, смело исправлять ошибки, возвращаться с неправильно избранного пути и найти в случае необходимости резервный вариант на случай неудачи по основному направлению. Помогите своему ребенку подготовить «запасной вариант» на случай неудачи на выбранном пути. Обсуждайте альтернативы! Говоря с ребенком о будущей профессии, не зацикливайтесь на одном варианте. Как правило, сам подросток о запасном аэродроме не задумывается, поэтому для родителей важно поставить перед ним вопрос: что он будет делать, если ему не удастся реализовать намеченное? Наличие альтернативы позволяет снизить у ребенка напряжение и тревогу. Можно спросить прямо: «А чем ты собираешься заниматься, если у тебя не получится стать экономистом?» А можно обсуждать эту проблему применительно к третьим лицам: «Представляешь, Андрей всю жизнь мечтал стать футболистом, готовился к спортивной карьере, но получил травму, и ему пришлось уйти. Теперь он думает, кем быть».
  • Осознать трудности (внешние и внутренние) на пути к намеченным целям.
  • Наметить (спланировать) пути и средства преодоления трудностей.

 

Таким образом, выбор профессии – это важный шаг в жизни подростка, в то же время сложный, но интересный процесс, включающий в себя разные аспекты, которые необходимо учесть. Необходимо помнить о том, что выбор профессии часто вызывает серьезные сомнения и трудности у подростков, т.к. в 14-16 лет они психологически еще не готовы сделать выбор самостоятельно. Потому нуждаются в помощи взрослых. При этом следует понимать, что если подростку кажется, что профессию он выбрал не сам, то и воспринимать дальнейшую учебу и освоение профессии он будет как скучную и тягостную обязанность. Поэтому важно: не сняв полностью ответственность за совершаемый выбор с ребенка сделать так, чтобы у него сложилось ощущение, что это он так решил.

 

 

свернуть

ГЛАВНЫЕ ПРАВИЛА ПРИ ВЫБОРЕ БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИИ УЧИТЫВАЕМ ЖЕЛАНИЯ, СПОСОБНОСТИ И ВОЗМОЖНОСТИ РЕБЕНКА

ГЛАВНЫЕ ПРАВИЛА ПРИ ВЫБОРЕ БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИИ

УЧИТЫВАЕМ ЖЕЛАНИЯ, СПОСОБНОСТИ И ВОЗМОЖНОСТИ РЕБЕНКА

 

Итак, первым делом вы должны определиться с тем, что интересно школьнику. Ведь очень важно, чтобы ваш ребенок очень сильно любил свою будущую профессию. Недаром говорят, если работа совпадает с хобби, то человеку не приходится трудиться ни одного дня в жизни.

Так, к примеру, если малыш любит животных, он может стать ветеринаром, экологом, зоологом. Сын любит мастерить, ремонтировать и строить? Почему бы ему тогда не пойти на инженера конструктора. Девочкам, любящим рисовать, можно быть не только художницами. Архитектор, дизайнер, фотограф – это лишь малый список профессий, где точно пригодятся ее способности.

Также не забывайте о способностях школьника. Попросите его решить сложную задачу и понаблюдайте за тем, как он себя будет вести. Сможет ли он высидеть 2 часа без перерыва или же будет отвлекаться по пустякам. Будет ли он просить помощи или же постарается сделать все самостоятельно. Именно от его усидчивости, лояльности и характера зависит то, как сложится его карьера в дальнейшем.

Выбирая профессию школьнику, учитывайте его темперамент. Если сын общительный, заводила, любит быть в центре внимания, ему придется по душе работа, где нужно уметь контактировать с людьми. И наоборот, спокойному, тихому человеку лучше выбрать занятие, где не нужно будет постоянно переживать и нервничать.

Детям, которые с легкостью разбираются в цифрах, можно связать свою жизнь с математикой, программированием, инженерией. Лингвистам стоит податься в писатели, журналисты, юристы, филологи или учителя. Не стоит переживать, если школьник делает в сочинении по 10 ошибок, причем в каждом предложении. Главное – содержание. Ведь грамотно писать, но не цеплять читателя словом – это намного хуже.

Физически сильным детям можно пойти в спорт. Обычно такие школьники очень плохо учатся, зато в футбол, баскетбол или хоккей они играют лучше всех. Не стоит пресекать эти задатки на корню – дайте возможность выйти в высшую лигу. В крайнем случае, ребенок потом сможет получить второе образование или отучится заочно. Кстати, спортсмены неплохо зарабатывают и пользуются популярностью.

Эмоциональные дети, обладающие огромной харизмой, могут пойти в актеры. Не волнуйтесь, если у ребенка не удастся поступить с первого раза на театральный факультет. Многие знаменитости пытались пробиться на арену славы по 3-4 раза. Главное – оказать психологическую поддержку.

Не давим на детей

Династия – это, конечно же, хорошо, но только в том случае, если школьнику занятие родителей действительно интересно. В противном случае ребенок может стать в позу, отказавшись продолжать учебу в школе и поступать в университет. Максимум, что вы можете сделать, так это сводить свое чадо к себе на работу, дать почитать нужную литературу и т.д.

Но, ни в коем случае не стоит напрямую говорить о материальных благах. В этом возрасте дети не всегда понимают ценность денег, влияния и связей. Не нужно упрекать или намекать на то, что сын не сможете содержать вас или свою семью. Иначе он будет делать все назло вам, позабыв о своих желаниях. К тому же в нашей стране ситуация с зарплатами может резко измениться.

Не обращаем внимания на аттестат

Научитесь расставлять приоритеты. Естественно, невозможно за одну минут определиться с тем, на кого должен идти учиться ребенок. Родители обязаны задумываться об этом с 5-8-х классов. И если вы уж определились, то делайте основной упор на предметы, которые действительно пригодятся в дальнейшем. Запомните раз и навсегда – все знать невозможно. Конечно, приятно, когда малыш отличник и лучше всех учится, но в таком случае знания у него будут поверхностные.

Но, ни при каких обстоятельствах не давайте ребенку расслабляться, делая поблажки в учебе. Пусть он учится на четверки, но тройки не допустимы. Максимум – 1-2, не более. И то только по тем направлениям, которые ему даются с трудом. Для профильных предметов обязательно нанимайте репетиторов.

Разграничиваем мечты и реальность

Если ваш ребенок выбрал профессию, которую он вряд ли сможет освоить, попытайтесь ему это мягко объяснить. Все мы в детстве мечтали стать летчиками, космонавтами, учителями. Повзрослев, большинство из нас начинает реально смотреть на вещи. Но остаются единицы, которые глядят на мир сквозь розовые очки.

Конечно же, если у вашего сына есть задатки футболиста, смело поддерживайте его начинания. Поющую дочку лучше отправить на вокал. Однако будет бессмысленно выбрать для ребенка профессию актера, если он боится выступать на публике. Не смотрите на таланты детей глазами любящей матери. Оценивайте так, словно вы строгий критик, ведь от этого зависит будущая жизнь маленького человечка.

Ошибки при выборе будущей профессии

Навязывать свое мнение – это пол беды. Плохо, когда родители совсем не принимают участия в жизни ребенка. Школьники выбирают будущую профессию, не учитывая реалии нашей жизни. В результате этого он зря учится 5-7 лет, а затем идет работать не по специальности. На сегодняшний день существует шесть самых распространенных ошибок, которые ежегодно совершаются абитуриентами.

  • Отсутствие информации о профессии

Как ребенок может что-либо выбрать, не имея об этом представления? Устаревшая информация или идеалистические представления о конкретной должности могут испортить жизнь будущему работнику. Часто дети ориентируются на престижность профессии или на возможный заработок. Но никто им не объяснил, что вначале придется много работать, лезть по головам, забывать о семье, чтобы стать начальником или открыть свой бизнес. К тому же удержаться на плаву удается, к сожалению, не многим.

  • Незнание собственных возможностей

Так уж сложилось, что человек не может правильно оценить себя и свои способности. Он их либо преувеличивает, считая себя гением и суперменом, либо занижает, думая, что он ни на что не годен. И в том, и в другом случае довольно сложно выбрать для себя направление, в котором можно будет двигаться.

  • Неумение расставлять приоритеты

Никогда не проводите линию между учебой и будущей работой. Хорошие оценки не говорят о настоящих способностях подростка. Не обязательно любить математику, чтобы уметь решать задачи. Так же не нужно быть отличником, чтобы увлекаться биологией, компьютерными технологиями или медициной.

  • Боязнь быть отвергнутым друзьями

Еще одна ошибка – перенос своего отношения на человека, который занимает тот или иной пост. Так, к примеру, подросток может бояться, что друзья отвернуться от него, если он пойдет учиться на милиционера или гаишника. В таком случае объясните ребенку, что знакомые должны воспринимать человека таким, какой он есть. И в каждой профессии встречаются и хорошие, и плохие люди. А людей, наделенных властью, обычно все боятся или недолюбливают.

  • Идти за толпой

Нередки случаи, когда школьники поступают «за компанию». Так всегда делают либо влюбленные голубки, либо лучшие друзья. Но, к сожалению, такая профессия будет нравиться только одному человеку. Второму же придется выполнять свои обязанности, потому что так надо.

  • Неумение выбрать хороший институт

Учиться на бюджете в государственном университете или на коммерции в частном – здесь все зависит от ваших финансовых возможностей. Главное – чтобы в выбранном вами заведении преподавали хорошие профессора.

А вот чего не стоит делать, так это поступать в не аккредитованное учебное заведение с полуразрушенным зданием. А ведь от полученных знаний и от престижности университета (института, колледжа, академии) зависит будущая зарплата и трудоустроенность вашего ребенка.

Что делать, если ребенок не хочет дальше учиться

Первым делом следует поговорить с подростком, чтобы понять, почему он решил отказаться от учебы. Возможно, он просто не определился с выбором профессии или не хочет потратить 5 лет зря. В таком случае дайте ему один год. Пусть он поработает официально. При этом обязательно берите у него часть зарплаты на еду, оплату жилья. Раз он захотел стать самостоятельным и взрослым, пусть сразу почувствует горький вкус свободы на себе.

Вторая причина может крыться в трудностях с финансами. Не все дети хотят учиться за счет родителей. А поступить на бюджет, к сожалению, может не каждый. Здесь есть два способа решения проблемы: либо позволить заработать, либо дать в долг. Поставьте условия, что после окончания университета ребенок будет ежемесячно выплачивать вам определенную сумму.

Также нередко дети надеются на то, что им достанется в наследство семейный бизнес. Прийти на все готовое, не приложив для этого никаких усилий – что может быть проще. Умные родители в таких случаях не ставят сыновей или дочерей у руля, а заставляют начинать, к примеру, с помощника директора, рядового менеджера или продавца. Такова уж психология человека – он не ценит то, что достается ему даром.

Зачем поступать в ВУЗ: отвечайте на вопросы правильно

Подросток ставит в пример людей, которые и без образования добились неплохих успехов? Не стоит убеждать ребенка, что это – лишь единицы. В таком возрасте школьники редко слушают родителей или учителей. Нужно дать ему более существенные и интересные доводы, которые заставят задуматься.

  • Связи

На факультете вместе с вашим ребенком будут учиться дети, которые в дальнейшем, возможно, займут серьезные посты. Сохранив теплые дружеские отношения с одногруппниками, ваш сын всегда сможет обратиться к ним за помощью в трудной ситуации.

  • Развитие

Только в университете люди учатся многим хитростям, о которых не все специалисты знают. Кроме знаний и умений, наставники заставляют своих учеников думать. Ответить на отлично, вытащив несчастливый билет – запросто. Подискутировать с деканом – проще простого. Главное – научиться отстаивать свое мнение.

  • Коммуникабельность

Если сравнить школьника и выпускника ВУЗа, то это будут два совершенно разных человека. Даже самые застенчивые студенты раскрываются на семинарах, конференциях и прочих серьезных мероприятиях. И, что немаловажное, ваше чадо научится быть самостоятельным.

Кстати, постарайтесь объяснить ребенку, что для хорошей должности школьного образования будет мало. И если в начале отсутствие диплома ему не будет мешать, то в дальнейшем, когда выбор будет стоять между ним и его коллегой, предпочтение отдадут второму.

 

свернуть

Как помочь ребенку в выборе профессии

Памятка выбирающему профессию

Памятка выбирающему профессию

 

Выбор профессии – сложный и ответственный шаг в твоей жизни. Не предоставляй выбор своей будущей профессии случаю. Пользуйся информацией профессионалов. Профессию надо выбирать обдуманно, с учетом своих способностей, внутренних убеждений (только равнодушные идут куда придется), реальных возможностей, взвесив все «ЗА и «ПРОТИВ».

С этой целью:

Изучи глубже самого себя

  • Разберись в своих интересах (что тебе интересно на уровне хобби, а что может стать профессией), склонностях, особенностях своего характера и физических возможностях.
  • Подумай, какие у тебя сильные и слабые стороны, главные и второстепенные качества.
  • Ознакомься с профессиями, которые соответствуют твоим интересам и способностям; прочти побольше книг, статей, журналов.

Наметь предварительно избираемую профессию или группу родственных профессий

  • Побеседуй с представителями избираемых профессий, постарайся побывать на рабочем месте этих специалистов, ознакомься с характером и условиями труда. Продумай, как, где и когда можно попробовать свои силы в этом деле практически и – действуй!
  • Ознакомься с учебными заведениями, в которых можно получить избранную профессию.
  • Сопоставь свои личные качества и возможности с характером той профессии, которую ты выбрал.
  • Приняв решение, не отступай перед трудностями. Будь настойчив в достижении намеченных целей.

 

Личный профессиональный план учащегося

 

  1. Главная цель (что я буду делать, каким буду, чего достигну, идеал жизни и деятельности).
  2. Цепочка ближайших и более отдаленных конкретных целей (чему и где учиться, перспективы повышения мастерства).
  3. Пути и средства достижения ближайших целей (беседы с людьми, проба сил, самообразование, поступление в учебное заведение, подготовительные курсы).
  4. Внешние условия достижения целей (трудности, возможные препятствия, возможное противодействие тех или иных людей).
  5. Внутренние условия (свои возможности: состояние здоровья, способности к теоретическому или практическому обучению, настойчивость, терпение, личные качества, необходимые для работы по данной специальности).
  6. Запасные варианты целей и путей их достижения на случай возникновения непреодолимых препятствий для реализации основного варианта.

 

 

Характеристика профессионального плана:

  • определенность, ясность плана (если человек указывает на единственную профессию и соответствующий тип учебного заведения);
  • полнота плана (когда учтены все необходимые факторы выбора профессии: направленность интересов, склонностей, способностей, состояние здоровья, уровень образования и т.д.);
  • устойчивость плана (во времени, как уверенность в правильности выбора и помехоустойчивость в стремлении к его осуществлению);
  • реалистичность плана (как опора на реальные социальные и психологические возможности реализации выбора);
  • логическая обоснованность и внутренняя согласованность (как соотнесение склонностей и способностей человека с требованиями профессии);
  • моральная оправданность плана (если мотивы профессии относятся к содержанию деятельности);
  • согласованность плана с потребностями рынка труда.

 

Этапы формирования профессионального плана

 

Составляя личный профессиональный план, необходимо:

  • определить, какой вид деятельности вам интересен; проанализировать в какой степени выражены склонности к работе в сферах «человек–природа», «человек–техника», «человек–человек», «человек–знаковая система», «человек–художественный образ»; составить формулу интересующей профессии;
  • выяснить, работники каких профессий требуются на рынке труда, в городе, районе, где вы живете;
  • сопоставить полученные данные и сделать вывод, в какой области профессиональной деятельности вы могли бы работать;
  • ознакомиться с интересующими профессиями, беседуя с их представителями, пользуясь профессиограммами, специальной литературой; посоветоваться с родителями; проконсультироваться с врачом;
  •  соотнести свои индивидуальные особенности с требованиями избранной профессии;
  • узнать содержание интересующей профессии, условия работы, перспективы профессионального роста;
  • ознакомиться с возможными путями освоения профессии; побывать в учебных заведениях на «Днях открытых дверей»;
  • проанализировать преимущества и недостатки различных путей получения общеобразовательной и профессиональной подготовки.

 

 

 

 

 

 

 

Принципы, которыми должен руководствоваться человек, выбирающий профессию

Принцип сознательности. Правильно выбрать профессию может человек, четко осознавший:

  • что он хочет (осознающий свои цели, жизненные планы, идеалы, стремления, ценностные ориентации);
  • что он есть (знающий свои личностные и физические особенности);
  • что он может (знающий свои склонности, способности, дарования);
  • что от него потребует работа и трудовой коллектив.

Принцип соответствия. Выбираемая профессия должна отвечать (соответствовать) интересам, склонностям, способностям, состоянию здоровья человека и одновременно потребностям общества в кадрах.

Принцип активности. Профессию надо активно искать самому. В этом большую роль призваны сыграть: практическая проба сил в кружках, секциях, на факультативах; чтение литературы, экскурсии, встречи со специалистами, посещение учебных заведений в «Дни открытых дверей», самостоятельное обращение к психологу или профконсультанту.

 Принцип развития. Отражает идею необходимости развивать в себе такие качества, которые нужны для любой профессии. Это – психические процессы (мышление, память, внимание) и следующие черты характера: трудолюбие, добросовестность, прилежность, организованность, исполнительность, самостоятельность, инициативность, умение переносить неудачи, выдержка, настойчивость.

 

 

Ошибки и затруднения при выборе профессии

 1. Незнание правил выбора профессии:

  • выбор профессии за компанию;
  • перенос отношения к человеку на саму профессию;
  • отождествление учебного предмета с профессией;
  • ориентация сразу на профессии высокой квалификации;
  • неумение определить путь получения профессии.
  1. Незнание самого себя:
  • незнание или недооценка своих физических особенностей;
  • незнание или недооценка своих психологических особенностей;
  • неумение соотнести свои способности с требованиями профессии.
  1. Незнание мира профессий:
  • увлечение только внешней стороной профессии;
  • предубеждение в отношении престижности профессии;
  • незнание требований профессии к человеку;
  • устаревшие представления о характере и условиях труда конкретной профессии.

 

 

 

 

Профессиональная пригодность

Различают следующие степени профессиональной пригодности:

Непригодность. Она может быть временной или практически непреодолимой. О ней говорят в тех случаях, когда имеются отклонения в состоянии здоровья, несовместимые с работой. При этом дело обстоит не обязательно так, что человек не может работать, а так, что работа в данной профессии может ухудшить состояние человека. Противопоказания бывают не только медицинские, но и психологические: те или иные стойкие личные качества будут помехой для овладения определенной профессией.

Годность. Характеризуется тем, что нет противопоказаний, но нет и очевидных показаний. Иначе говоря, ни за, ни против. «Можешь выбирать эту профессию. Не исключено, что станешь хорошим работником». Примерно такими словами можно охарактеризовать данную степень профессиональной пригодности.

Соответствие. Нет противопоказаний и есть некоторые личные качества, соответствующие требованиям профессии. Например, есть выраженный интерес к определенным объектам труда (технике, природе, людям, искусству) или успешный опыт в данной области. При этом не исключено соответствие другим профессиям. «Можешь выбрать эту профессию. И весьма вероятно, что ты будешь хорошим работником».

Призвание. Это высший уровень профессиональной пригодности. Он характеризуется тем, что во всех элементах ее структуры есть явные признаки соответствия человека требованиям избираемого вида труда. Речь идет о признаках, которыми человек выделяется среди своих сверстников, находящихся в равных условиях обучения и развития. «В этой и именно в этой области труда ты будешь наиболее нужен людям». Чтобы открыть в себе призвание, важно смело «примеривать» себя к самым разным профессиям, необходимо практически пробовать свои силы в разных видах труда.

 

Что нужно знать при выборе учебного заведения

 Возможно, выбранную вами профессию можно получить в нескольких учебных заведениях. В таком случае возникает проблема выбора учебного заведения. Правильный выбор можно сделать, узнав все об этих учебных заведениях.

Собирая информацию об учебном заведении, следует получить ответы на следующие вопросы:

  • Какой уровень образования позволяет получить учебное заведение (профессионально-техническое, среднее специальное, высшее)?
  • По каким специальностям и специализациям осуществляется профессиональная подготовка?
  • Какая квалификация присваивается по окончании учебного заведения?
  • Каковы предоставляемые формы обучения (дневная, вечерняя, заочная)? Платное или бесплатное обучение? Размер оплаты?
  • Какие требования предъявляются к поступающим (возраст, состояние здоровья, пол, уровень образования)?
  • Каков порядок приема в учебное заведение (сроки подачи документов, сроки сдачи экзаменов, льготы поступающим)?
  • Какова продолжительность обучения?
  • Оказывает ли учебное заведение помощь в трудоустройстве выпускников?
  • Есть ли подготовительные курсы. Когда они начинают работать и какая оплата?
  • Когда проводятся «Дни открытых дверей» в учебном заведении?
  • Адрес учебного заведения и его полное название?

Условие оптимального выбора профессии

 

– зона оптимального выбора

 

ХОЧУ – стремления личности (желания, интересы, склонности, идеалы). МОГУ – возможности личности (состояние здоровья, способности, уровень знаний, характер, темперамент). НАДО – потребности общества в кадрах, и осознания необходимости затратить определенные усилия для достижения жизненно важных целей.

Планируя свою профессиональную карьеру, полезно ответить на следующие вопросы:

  • От каких своих умений и способностей вы получаете наибольшее удовлетворение?
  • Каковы ваши основные интересы и любимое времяпрепровождение?
  • Какие учебные предметы у вас любимые?
  • Чем бы вы хотели заниматься каждый день по 8 часов из года в год?
  • О какой работе вы мечтаете?
  • Каким вы представляете свое занятие через 10 лет?
  • Какая работа была бы для вас идеальной? Опишите ее как можно подробнее. Представьте себя на этой работе, с кем вы работаете, как проводите время?
  • Каковы ваши критерии выбора профессии? (обязательные и желательные)
  • Какие ваши сильные стороны и навыки более всего позволяют вам считать себя подходящим для работы, которая вам кажется идеальной?
  • Какие пробелы в своих знаниях и умениях вам необходимо ликвидировать, чтобы получить идеальную для вас работу?
  • Если работа, идеальная для вас недостижима в настоящее время, то какую работу вы могли бы выполнять, чтобы продвигаться в избранном направлении?
  • С кем можно посоветоваться, чтобы получить полезную для планирования карьеры информацию?
  • И, наконец, запишите ваши ближайшие и долгосрочные цели в области карьеры и действуйте.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Темперамент и стиль деятельности

 

Каждый учащийся должен сделать выбор, где он будет продолжать обучение после школы. И для того, чтобы не ошибиться, необходимо учитывать свои индивидуальные особенности. Такие индивидуальные особенности как интересы, склонности весьма непостоянны и изменчивы. Поэтому нужно стимулировать их развитие. Однако есть и другой тип индивидуальных особенностей, которые изменить практически нельзя, но невозможно и не обращать на них внимания, т.к. они влияют на деятельность, на поведение, на взаимоотношения с окружающими. К таким особенностям и относится темперамент.

Темпераментом называют совокупность свойств, характеризующих динамические особенности протекания психических процессов и поведения человека, их силу, скорость, возникновение, прекращение и изменение.

Сегодня существует несколько разных типологий темперамента, но чаще всего наблюдаются те четыре типа, которые известны нам из классического учения о темпераментах: сангвинический, холерический, флегматический и меланхолический.

В большинстве случаев в людях сочетаются черты всех четырех типов темперамента, один из которых выражен сильнее, а другие слабее. Можно говорить не о темпераменте, а о «темпераментной структуре», которая включает в себя все типы.

Темперамент непосредственно сказывается на стиле работы, хотя степень его влияния на труд зависит от производственных условий и подготовленности рабочего или учащегося к данному виду труда и его направленности.

Стиль работы – это совокупность манер поведения работника в труде, выражающаяся в целеустремленности, интересе, продолжительности врабатываемости, в темпе и производительности труда, в ритмичности трудового процесса, в требовательности к качеству результатов труда.

Сангвиник может быть надежным в любой работе, кроме автоматической, однообразной и медлительной. Он более способен к живой, подвижной деятельности, требующей смекалки, находчивости и активности. Сангвиник обычно целеустремлен, работает не ради самой работы по необходимости, а с определенной целью достичь желаемого, причем настойчиво и терпеливо добивается намеченного результата. Но эта целеустремленность и настойчивость проявляются им, когда работа разнообразна и удовлетворяет его склонность к смене впечатлений. Во всех делах в меру сдержан и спокоен. Однако не терпит помех в работе с чьей-либо стороны. В случае таких задержек в работе часто «опускает руки», проявляет уже безразличие к делу и даже апатию.

Холерик наиболее успешно выполняет работы с ярко выраженной цикличностью, где в какие-то периоды рабочего цикла требуется максимальное напряжение сил, а потом деятельность сменяется более спокойной работой другого характера до следующего цикла. Но он может со временем приспособиться и к равномерному ритму работы, которую хорошо освоит, и будет иметь в ней неизменный успех. Следует иметь в виду, что холерический темперамент более других способствует напряженности при выполнении опасных и ответственных действий, в которых допускаются те или иные неточности. Поэтому очень важно побуждать и укреплять его уверенность в успехе. Ему свойственно плохое самообладание. В случаях неудач – а они в период обучения у него бывают часто – он может принять опрометчивые решения. Холерикам предписывается деятельность, позволяющая установить нормальный порядок в труде и отдыхе, работу умеренно-деятельную, поскольку утомляющие физические и умственные занятия неблагоприятны для представителей данного типа темперамента. Вместе с тем они не должны выбирать профессию, требующую сидячего образа жизни, а также занятий, связанных с длительным пребыванием у огня (горны, печи) и, вообще, с высокими температурами, так как это тоже вредно для их здоровья.

Флегматику наиболее соответствует такая учебная и производственная работа, где нет необходимости в быстром выполнении сноровистых и разнообразных действий. Флегматик приступает к работе не спеша, но готовится к ней обстоятельно, ничего не упуская из поля своего внимания. Врабатывается в нормальный ритм сравнительно долго. Темп работы не высок. Однако благодаря обстоятельной подготовке к работе, упорству и настойчивости производительность его труда может быть вполне удовлетворительной. Он требователен к качеству своей работы, но не стремится сделать больше и лучше, чем от него требуется. Не склонен к смене видов деятельности и их целей. Более расположен к однообразной, хорошо им освоенной работе. Флегматика приходится поторапливать. И при этом, учитывая его упорство и настойчивость в работе, а также то, что он и без понукания работает с большим, хотя и не ярко выраженным, напряжением, его нельзя упрекать в медлительности, потому что это его свойство не зависит от его воли. Его нужно поторапливать, помогая и подбадривая, но не лишая самостоятельности в действиях и излишне не опекая.

Меланхолик в отношении эмоциональной возбудимости и впечатлительности – полная противоположность флегматику. Некоторое сходство их можно заметить лишь в вялом реагировании на раздражители, поступающие из окружающей среды, и в медлительности действий, хотя причины вялости и медлительности у них различны. Он может вполне успешно работать в спокойной и безопасной обстановке, не требующей от него быстрых реакций и частой смены характера деятельности. Однако длительное время, переживая обиды и даже незначительные «уколы» самолюбия, часто отвлекается в своих мыслях от выполняемой работы, допуская невнимательность и ошибки, поэтому врабатывается в нормальный ритм труда медленно и сохраняет его недолго в результате периодических появлений апатии и вялости. Темп работы непостоянен. Плодотворность труда может быть весьма высокой при бодром настроении и низкой – при подавленном. Предпочитает работать в одиночку. Благодаря своей высокой чувствительности, он легко улавливает и понимает тонкости в поведении людей, окружающем его мире, а так же в искусстве, литературе, музыке. Меланхолику подходит работа, требующая внимания, умения вникнуть и проработать мельчайшие детали. Ему противопоказана деятельность, требующая значительного напряжения, связанная с неожиданностями и осложнениями.

Следует отметить, что любая группа людей работает эффективней, если в ней есть представители всех темпераментов. Меланхолики первыми чувствуют, в каком направлении надо начинать поиск. Холерики выполняют функции бесстрашных разведчиков. Сангвиники являются источником положительных эмоций и постоянно генерируют неожиданные идеи. Флегматики анализируют информацию и предлагают взвешенное решение.

Таким образом, влияние свойств нервной системы (силы, подвижности, уравновешенности) и связанных с ними типологических особенностей личности на мотивацию деятельности проявляется в том, что у людей с определенным темпераментом обнаруживается предпочтение определенному типу профессиональной деятельности.

 

 

свернуть

Как подготовить ребенка к выбору профессии.

Как подготовить ребенка к выбору профессии.

В Республике Беларусь получить бесплатное высшее образование можно только один раз. Каждое последующее образования является платным. В этих условиях необходима помощь родителей и педагогов при выборе профессии абитуриентами, которым нет и 18 лет. Статистические данные говорят о том, что около 40% населения работает по специальности. Следовательно, большая часть выпускников ВУЗов, которые 4-5 лет обучались профессии, потратили время на ненужную учёбу. Если учащийся не может выбрать профессию, то помочь ему в этом является естественным желанием родителей. А помочь родителям и подросткам в выборе профессии, которая будет удовлетворять не только желания, но и соответствовать способностям учащегося, способны учителя и специалисты СППС школы.

Важность выбора

Лишь 15% подростков 15-17 лет, по данным опросов, представляют свою будущую работу, столько же просто не задумывались над этим, а все остальные просто не могут сделать свой выбор. Любой подросток должен понимал, что все взрослые должны работать, а профессия – это то, что определяет социальное положение человека. 

Классным руководителям необходимо включать в план воспитательной работы посещение дней открытых дверей в ВУЗах, в которых подростки хотели бы учиться, встречи с представителями той или иной профессии. нужно непременно её использовать, ведь после них у него значительно Это значительно прояснит представление учащихся                   о выбираемой профессии.

Почему подросткам трудно выбрать профессию?

Случаи, когда подросток не может выбрать профессию, не редки, в частности это происходит по причине несамостоятельности современных детей. Инфантильность зарождается давно – ещё в младших классах, когда папы и мамы делали с отпрысками уроки, приглашали для них репетиторов. В старших классах это обычно заканчивается, когда подростки стремятся ускользнуть из-под плотной опеки родителей, но при этом они, не научившись, так и не могут решать свои проблемы. Самостоятельности детей нужно учить с ранних лет, начав с самостоятельного решения домашнего задания. 

В школе уделяется недостаточное внимание методикам, ориентирующим в выборе профессии учащихся. В развитых странах сильные стороны ребёнка пытаются выделить ещё в раннем детстве с помощью различных тестов. Тесты выявляют предпочтительное направление развития ребёнка. В Беларуси только лишь семья может помочь ребёнку выбрать профессию. Однако при выборе профессии не всегда учитывают способности и желания самого подростка.

 Многие профессии в наше время исчезают, а вместо них появляются новые,                            о которых не так просто найти информацию. Не удивительно, что ребёнок о подобных профессиях мало что знает, если вообще догадывается об их существовании, что ещё более осложняет его выбор. В таком случае классный руководитель способен оказать помощь учащемуся.

Как подготовить ребенка к выбору специальности?

Классный руководитель должен работать в тесном сотрудничестве с учащимся и родителями учащегося. Чтобы при выборе профессии не совершить ошибку, нужно обязательно учитывать наличие навыков, сферу наибольшего интереса, любимое занятие, тип темперамента ребёнка и его желания. Нужно отсеять все хобби, а затем подвергнуть анализу черты характера ребёнка. Например, спокойные по нраву люди будут чувствовать постоянный дискомфорт в активных сферах, при работе, требующей постоянного общения, стеснительный человек будет испытывать перманентный стресс. В этом случае помочь ребёнку и родителям может школьный психолог. Детей нужно готовить к выбору специальности, проходя при этом несколько этапов.

Рейтинг специальностей

Чтобы найти подходящую сферу, где ребёнок мог бы полнее реализоваться, нужно составить список востребованных профессий – именно востребованных, а не престижных. Это можно понять без чтения разнообразных рейтингов и подборок. Лучше зайти на сайты центров занятости или другие, предлагающие работу, и внимательно изучить требуемые вакансии. Этот подход особенно полезен для случаев, когда трудно выбрать между несколькими профессиями. Понятно, что ребёнку будет импонировать более «рейтинговая» специальность. Можно также подумать об области, куда потом работник может перейти в случае падения популярности выбранной профессии. Просматривая вакансии, можно оценить востребованность данной профессии, требования к соискателям и уровень зарплаты. Может оказаться, что для получения «работы мечты» одного высшего образования может не хватить, придётся учить иностранные языки, посещать дополнительные курсы.

Обзор профессии

Нацелившись на некую профессию, нужно собрать о ней максимум информации: её специфика, уровень доходов, где её можно получить, необходимые навыки и т. д. Подобную информацию можно почерпнуть из интернета или научных статей. По обзорам подросток может понять, подходят ли они ему.

Реальные примеры

Классные руководители должны приглашать на классные часы людей, которые обладают разными специальностями. Они могут попросить последних рассказать учащимся о своей работе. При этом очень важно рассказать подросткам именно                                     о повседневных делах и различных нюансах: как приходится писать кучу писем, заполнять бесконечные отчёты, работать с настоящими чертежами, проходить строго к 8 часам утра, успеть выпить чаю в перерыве.

Дни открытых дверей

Многие предприятия проводят дни открытых дверей. Потенциальному работнику здесь важно задавать правильные вопросы – не о великих свершениях и высоких показателях, а об устройстве рабочих мест, ежедневной рутине. О многих профессиях люди имеют весьма смутное представление. Поэтому лучше заранее побольше о них узнать, чтобы не потерять несколько лет жизни и не расстраиваться по поводу несбывшихся ожиданий.

 

 

 

Советы классного руководителя родителям

Являясь наиболее близкими людьми, родители, безусловно, желают своему ребёнку только добра, но не всегда их советы могут быть самыми полезными. Очень часто в них родители просто пытаются реализовать собственные несбывшиеся мечты за счёт своих детей. Поэтом необходимо на родительских собраниях познакомить родителей                                 с правилами воспитания и наставления.

  • Воспитание самостоятельности в ребёнке.Поздновато будет этим заняться                        за пару лет до выпускного вечера, заботиться о её взращивании нужно начинать едва ли не с рождения ребёнка, по крайней мере, в младшем возрасте. Важнее всего, чтобы ребёнок сам выбрал свою профессиональную стезю. Это единственный шанс не получить потом обвинения от него в неправильном совете, если жизнь пойдёт не так, как ему хотелось бы.
  • Больше говорить с ребёнком и слушать его, побуждать к самоанализу. Часто спрашивать, что ему интересно, что нравится, чему бы он хотел научиться. Подмечать его слабости и сильные стороны. Не следует навязывать своё мнение, а учесть предпочтение ребёнка. С помощью дискуссии на тему выбора работы можно понять, насколько он представляет выбираемую профессию и готов ли потратить годы на обучение ей.
  • Не стоит упирать на критику при обсуждении выбора ребёнка, конструктивнее будет поинтересоваться у него, почему он на нём остановился, и что его привлекает в профессии больше всего. Его выбор не стоит сразу отбрасывать, а лучше взглянуть                       со стороны на ситуацию, поставив себя на его место. Конечно, для реальной оценки выбора у него не хватает опыта, но всё равно часть ответственности за выбор он должен принять на себя.
  • Опираться нужно на реальные способности ребёнка. Слабые здоровьем дети многие профессии освоить не способны, но даже для детей-инвалидов существуют специальности, которые им по силам.
  • Максимальная подготовка.Первый трудовой опыт дети приобретают в раннем возрасте дома, беря пример с родителей. От них же они берут и отношение к работе. Подросток с идеалами и наученный принимать самостоятельные решения выберет профессию гораздо легче – и в этом будет заслуга воспитания родителей.
  • Обучение в других городах и странах. Мало кто знает, какие специальности преподают в ВУЗах даже соседних городов, тем более на другом конце страны. Но иногда именно там выросший ребёнок может получить заветную профессию, несмотря на то, что поддерживать его издалека будет намного труднее.
  • Любимый школьный предмет – это ещё не профессия.Широко распространён стереотип: если школьник легко справляется с математикой – быть ему компьютерщиком, с литературой – филологом, а если безразличен ко всему – то путь ему лишь туда, где есть экзамен только по обществоведению. Но будущая профессия и любимый школьный предмет – это вещи не равнозначные.
  • Если выпускной остался позади, а бывший ученик так и не определился                     с будущей профессией, то его не стоит торопить – пусть подумает ещё. Если после школы остаётся потребность к учёбе, то можно пойти в колледж, в котором и обучение дешевле, и экзамены проще, да и профессия получается быстрее. Повальное стремление к получению высшего образования имеет и оборотную сторону. Диплом часто является простой бумажкой, за которой не стоит никаких знаний, зато остались потраченные зря годы и деньги.
  • В возрасте 18-23 лет у молодых людей происходит стремительное взросление и становление личности. Ещё в процессе учёбы студент может понять, что сделал ошибку и находит более перспективную специальность. Такой выбор уже более осознанный, чем выбор вчерашнего школьника, поэтому его не нужно принуждать заканчивать нынешний ВУЗ, пусть лучше он вовремя свернёт на правильный курс. В конце концов, годы учёбы и получение диплома – не пожизненный контракт, и в любой момент можно поменять решение.

Подростковый возраст – самый сложный в жизни. Из тесной оболочки ребёнка человек с трудом освобождается, чтобы «обрасти взрослой кожей». Поэтому назидания учителей и родителей не должны стать для него лишним раздражением, лучше чтобы они помогли ему пережить этот сложный период дельными советами, в том числе в той ситуации, если подросток не может выбрать профессию.

 

В Республике Беларусь получить бесплатное высшее образование можно только один раз. Каждое последующее образования является платным. В этих условиях необходима помощь родителей и педагогов при выборе профессии абитуриентами, которым нет и 18 лет. Статистические данные говорят о том, что около 40% населения работает по специальности. Следовательно, большая часть выпускников ВУЗов, которые 4-5 лет обучались профессии, потратили время на ненужную учёбу. Если учащийся не может выбрать профессию, то помочь ему в этом является естественным желанием родителей. А помочь родителям и подросткам в выборе профессии, которая будет удовлетворять не только желания, но и соответствовать способностям учащегося, способны учителя и специалисты СППС школы.

Важность выбора

Лишь 15% подростков 15-17 лет, по данным опросов, представляют свою будущую работу, столько же просто не задумывались над этим, а все остальные просто не могут сделать свой выбор. Любой подросток должен понимал, что все взрослые должны работать, а профессия – это то, что определяет социальное положение человека. 

Классным руководителям необходимо включать в план воспитательной работы посещение дней открытых дверей в ВУЗах, в которых подростки хотели бы учиться, встречи с представителями той или иной профессии. нужно непременно её использовать, ведь после них у него значительно Это значительно прояснит представление учащихся                   о выбираемой профессии.

Почему подросткам трудно выбрать профессию?

Случаи, когда подросток не может выбрать профессию, не редки, в частности это происходит по причине несамостоятельности современных детей. Инфантильность зарождается давно – ещё в младших классах, когда папы и мамы делали с отпрысками уроки, приглашали для них репетиторов. В старших классах это обычно заканчивается, когда подростки стремятся ускользнуть из-под плотной опеки родителей, но при этом они, не научившись, так и не могут решать свои проблемы. Самостоятельности детей нужно учить с ранних лет, начав с самостоятельного решения домашнего задания. 

В школе уделяется недостаточное внимание методикам, ориентирующим в выборе профессии учащихся. В развитых странах сильные стороны ребёнка пытаются выделить ещё в раннем детстве с помощью различных тестов. Тесты выявляют предпочтительное направление развития ребёнка. В Беларуси только лишь семья может помочь ребёнку выбрать профессию. Однако при выборе профессии не всегда учитывают способности и желания самого подростка.

 Многие профессии в наше время исчезают, а вместо них появляются новые,                            о которых не так просто найти информацию. Не удивительно, что ребёнок о подобных профессиях мало что знает, если вообще догадывается об их существовании, что ещё более осложняет его выбор. В таком случае классный руководитель способен оказать помощь учащемуся.

Как подготовить ребенка к выбору специальности?

Классный руководитель должен работать в тесном сотрудничестве с учащимся и родителями учащегося. Чтобы при выборе профессии не совершить ошибку, нужно обязательно учитывать наличие навыков, сферу наибольшего интереса, любимое занятие, тип темперамента ребёнка и его желания. Нужно отсеять все хобби, а затем подвергнуть анализу черты характера ребёнка. Например, спокойные по нраву люди будут чувствовать постоянный дискомфорт в активных сферах, при работе, требующей постоянного общения, стеснительный человек будет испытывать перманентный стресс. В этом случае помочь ребёнку и родителям может школьный психолог. Детей нужно готовить к выбору специальности, проходя при этом несколько этапов.

Рейтинг специальностей

Чтобы найти подходящую сферу, где ребёнок мог бы полнее реализоваться, нужно составить список востребованных профессий – именно востребованных, а не престижных. Это можно понять без чтения разнообразных рейтингов и подборок. Лучше зайти на сайты центров занятости или другие, предлагающие работу, и внимательно изучить требуемые вакансии. Этот подход особенно полезен для случаев, когда трудно выбрать между несколькими профессиями. Понятно, что ребёнку будет импонировать более «рейтинговая» специальность. Можно также подумать об области, куда потом работник может перейти в случае падения популярности выбранной профессии. Просматривая вакансии, можно оценить востребованность данной профессии, требования к соискателям и уровень зарплаты. Может оказаться, что для получения «работы мечты» одного высшего образования может не хватить, придётся учить иностранные языки, посещать дополнительные курсы.

Обзор профессии

Нацелившись на некую профессию, нужно собрать о ней максимум информации: её специфика, уровень доходов, где её можно получить, необходимые навыки и т. д. Подобную информацию можно почерпнуть из интернета или научных статей. По обзорам подросток может понять, подходят ли они ему.

Реальные примеры

Классные руководители должны приглашать на классные часы людей, которые обладают разными специальностями. Они могут попросить последних рассказать учащимся о своей работе. При этом очень важно рассказать подросткам именно                                     о повседневных делах и различных нюансах: как приходится писать кучу писем, заполнять бесконечные отчёты, работать с настоящими чертежами, проходить строго к 8 часам утра, успеть выпить чаю в перерыве.

Дни открытых дверей

Многие предприятия проводят дни открытых дверей. Потенциальному работнику здесь важно задавать правильные вопросы – не о великих свершениях и высоких показателях, а об устройстве рабочих мест, ежедневной рутине. О многих профессиях люди имеют весьма смутное представление. Поэтому лучше заранее побольше о них узнать, чтобы не потерять несколько лет жизни и не расстраиваться по поводу несбывшихся ожиданий.

 

 

 

Советы классного руководителя родителям

Являясь наиболее близкими людьми, родители, безусловно, желают своему ребёнку только добра, но не всегда их советы могут быть самыми полезными. Очень часто в них родители просто пытаются реализовать собственные несбывшиеся мечты за счёт своих детей. Поэтом необходимо на родительских собраниях познакомить родителей                                 с правилами воспитания и наставления.

  • Воспитание самостоятельности в ребёнке.Поздновато будет этим заняться                        за пару лет до выпускного вечера, заботиться о её взращивании нужно начинать едва ли не с рождения ребёнка, по крайней мере, в младшем возрасте. Важнее всего, чтобы ребёнок сам выбрал свою профессиональную стезю. Это единственный шанс не получить потом обвинения от него в неправильном совете, если жизнь пойдёт не так, как ему хотелось бы.
  • Больше говорить с ребёнком и слушать его, побуждать к самоанализу. Часто спрашивать, что ему интересно, что нравится, чему бы он хотел научиться. Подмечать его слабости и сильные стороны. Не следует навязывать своё мнение, а учесть предпочтение ребёнка. С помощью дискуссии на тему выбора работы можно понять, насколько он представляет выбираемую профессию и готов ли потратить годы на обучение ей.
  • Не стоит упирать на критику при обсуждении выбора ребёнка, конструктивнее будет поинтересоваться у него, почему он на нём остановился, и что его привлекает в профессии больше всего. Его выбор не стоит сразу отбрасывать, а лучше взглянуть                       со стороны на ситуацию, поставив себя на его место. Конечно, для реальной оценки выбора у него не хватает опыта, но всё равно часть ответственности за выбор он должен принять на себя.
  • Опираться нужно на реальные способности ребёнка. Слабые здоровьем дети многие профессии освоить не способны, но даже для детей-инвалидов существуют специальности, которые им по силам.
  • Максимальная подготовка.Первый трудовой опыт дети приобретают в раннем возрасте дома, беря пример с родителей. От них же они берут и отношение к работе. Подросток с идеалами и наученный принимать самостоятельные решения выберет профессию гораздо легче – и в этом будет заслуга воспитания родителей.
  • Обучение в других городах и странах. Мало кто знает, какие специальности преподают в ВУЗах даже соседних городов, тем более на другом конце страны. Но иногда именно там выросший ребёнок может получить заветную профессию, несмотря на то, что поддерживать его издалека будет намного труднее.
  • Любимый школьный предмет – это ещё не профессия.Широко распространён стереотип: если школьник легко справляется с математикой – быть ему компьютерщиком, с литературой – филологом, а если безразличен ко всему – то путь ему лишь туда, где есть экзамен только по обществоведению. Но будущая профессия и любимый школьный предмет – это вещи не равнозначные.
  • Если выпускной остался позади, а бывший ученик так и не определился                     с будущей профессией, то его не стоит торопить – пусть подумает ещё. Если после школы остаётся потребность к учёбе, то можно пойти в колледж, в котором и обучение дешевле, и экзамены проще, да и профессия получается быстрее. Повальное стремление к получению высшего образования имеет и оборотную сторону. Диплом часто является простой бумажкой, за которой не стоит никаких знаний, зато остались потраченные зря годы и деньги.
  • В возрасте 18-23 лет у молодых людей происходит стремительное взросление и становление личности. Ещё в процессе учёбы студент может понять, что сделал ошибку и находит более перспективную специальность. Такой выбор уже более осознанный, чем выбор вчерашнего школьника, поэтому его не нужно принуждать заканчивать нынешний ВУЗ, пусть лучше он вовремя свернёт на правильный курс. В конце концов, годы учёбы и получение диплома – не пожизненный контракт, и в любой момент можно поменять решение.

Подростковый возраст – самый сложный в жизни. Из тесной оболочки ребёнка человек с трудом освобождается, чтобы «обрасти взрослой кожей». Поэтому назидания учителей и родителей не должны стать для него лишним раздражением, лучше чтобы они помогли ему пережить этот сложный период дельными советами, в том числе в той ситуации, если подросток не может выбрать профессию.

 

свернуть

Родительский университет «Как помочь старшекласснику в профессиональном самоопределении?»

Государственное учреждение образования

«Средняя школа № 5 г. Жодино»

 

 

 

Родительский университет

«Как помочь старшекласснику в профессиональном самоопределении?»

 

 

 

                                                           Классный руководитель 11 «А» класса

                                          Дзабаева Татьяна Александровна

 

 

 

 

 

 

 

 

Рекомендации родителям по профориентации

  1. Информацию о профессиональных планах ребенка можно получить только в ходе откровенной беседы с ним, ни в коем случае не на бегу. Лучше всего завести разговор как бы «к слову». При этом старайтесь проявлять терпение, такт и искреннюю заинтересованность. Дайте своему ребенку право выбора будущей профессии.
  2. Рассматривайте выбор будущей профессии не только с позиции материальной выгоды, но и с позиции морального удовлетворения, личностных качеств своего ребенка, которые необходимы ему в данной специальности, ситуации на рынке труда и реальной возможности трудоустройства после обучения.
  3. Обсуждайте вместе с ним возможные «за» и «против» выбранной им профессии.
  4. Поддерживайте ребенка, если у него есть терпение и желание, чтобы его мечта сбылась.
  5. Если ваш ребенок рано увлекся какой-то профессией, дайте ему возможность поддерживать этот интерес с помощью литературы, занятия в кружках и т. д.
  6. Если возникают разногласия в выборе профессии, используйте возможность посоветоваться со специалистами.
  7. Если Вас огорчает профессиональный выбор ребенка, не отговаривайте его и не запрещайте ему что-то категорично. Постарайтесь выяснить, на чем основан его выбор.
  8. Если старшеклассник не может четко сформулировать свои планы, надо попытаться понять, с чем это связанно.
  9. Не давите на ребенка в выборе профессии, иначе это может обернуться стойкими конфликтами.
  10. Полезно предложить ребенку поработать на каникулах, выбрав какое-то конкретное занятие.
  11. Если старшеклассник только мечтает, а ничего не делает, надо помочь ему составить конкретный план, обсудив, сколько времени у него есть и что необходимо успеть.
  12. Если ваш ребенок ошибся в выборе, не корите его за это. Ошибку можно исправить.
  13. Помогите своему ребенку подготовить «запасной вариант» на случай неудачи на выбранном пути.
  14. Помните, что дети перенимают традиции отношения к профессии своих родителей!

Ступени принятия решения

Итак, задача родителей — не навязывать подростку уже готовое решение, а помочь ему определиться самому. Как это сделать?

Ступень 1. Составьте таблицу профессиональных предпочтений. Выбирая профессию, человек выбирает не только способ добывания денег, но и социальную среду, образ жизни. Предложите ребенку подумать над тем, каким требованиям, по его мнению, должна отвечать его будущая работа. Составьте максимально подробный список таких требований (уровень заработной платы, реальное трудоустройство, характер и условия труда, профессиональные качества, занятость и т. д. ). Впишите эти пункты в столбцы, а в строки — названия профессий, кажущихся ребенку наиболее привлекательными. Заполняя таблицу, сопоставляйте требование и профессию: если они совпадают, ставьте в этой клетке плюс, если нет — минус. Проанализируйте, какая профессия набрала плюсов больше всего. Возможно, около этой специальности ребенку и стоит искать свое призвание.

Разумеется, такой способ профориентации — не самый точный. Но его преимущество в том, что он предлагает школьнику самостоятельно поразмышлять (и может быть, впервые! ) над личной системой ценностей, над тем, каким он видит свое будущее.

Ступень 2. Расширяйте знания о профессиональном мире. Чтобы выбирать, нужно знать, из чего выбирать. Очевидно, что жизненный опыт подростка ограничен, его представления о трудовой деятельности отрывочны и часто нереалистичны. Например, многие старшеклассники утверждают, что собираются стать менеджерами, но на вопрос о том, что это за работа, внятно ответить не могут. Другие смешивают понятия «профессия» и «должность», например заявляют: «Хочу быть начальником! ». Кто-то говорит, что любит играть в компьютерные игры, получать информацию из Интернета, поэтому хочет стать программистом. А ведь программист — отнюдь не просто пользователь компьютера. Задача родителя — выступить экспертом, поделиться той информацией, которой он владеет: рассказать, что представляет собой та или иная профессия, какие ограничения она накладывает.

Ступень 3. Больше информации! Активно (и вместе с ребенком! ) собирайте информацию о рынке труда, о перспективных специальностях, профессиях. В этом могут помочь ежегодно выпускаемые справочники, профессиональные журналы, а также интернет-сайты. Иногда в подобных изданиях ребенок находит профессию, о существовании которой он не догадывался.

Ступень 4. От слов — к делу. Не стоит ограничиваться только рассказами и разговорами. Подростки довольно скептически относятся к мнению взрослых, особенно родителей. Большое значение для них имеет непосредственный опыт деятельности, а также общение со специалистами той профессии, к которой ребенок склоняется. Нужно дать ребенку реальную возможность участвовать в различных видах деятельности, мотивируя на успех. Если ребенка заинтересовала какая-то профессия, предложите ему «порепетировать» ее в профильном кружке, секции. К профориентационной работе можно привлечь друзей и знакомых. Если ваш ребенок «придумал» себе профессию и среди ваших знакомых имеются представители именно этой профессии, стоит попросить их пообщаться с вашим ребенком, даже сводить его к ним на работу. Опыт подобного общения может заставить подростка задуматься о том, насколько его представления о выбранной специальности соответствуют действительности.

Ступень 5. Предложите ребенку пройти профориентационное тестирование. Чтобы выбрать профессию, необходимо не только разбираться в мире существующих профессий, но прежде всего познать себя — свои личностные качества, способности, стремления. Ведь очевидно, что карьерных высот человек скорее добьется в том деле, которое, с одной стороны, ему интересно, а с другой — соответствует его способностям. Например, дизайнеру важно иметь зрительную логику и образное мышление, журналисту — умение замечать детали и связно излагать мысли, инструктору по фитнесу — физическую подготовку и организаторские способности и т. д. Тестирование поможет «запустить» процесс самопознания, помочь ребенку разобраться в том, какой он по складу характера, к чему у него есть склонности, а к чему нет.

Ступень 6. В институт — на экскурсию. Неплохо сводить ребенка на день открытых дверей в учебное заведение, и желательно не в одно. Не придавайте таким походам чрезмерное значение — ведь совсем не обязательно, что именно здесь ваш ребенок захочет учиться. Цель такой экскурсии — посмотреть, пообщаться, прочувствовать «мое — не мое».

Ступень 7. Обсуждайте альтернативы. Говоря с ребенком о будущей профессии, не зацикливайтесь на одном варианте. Как правило, сам подросток о запасном аэродроме не задумывается, поэтому для родителей важно поставить перед ним вопрос: что он будет делать, если ему не удастся реализовать намеченное? Наличие альтернативы позволяет снизить у ребенка напряжение и тревогу. Можно спросить прямо: «А чем ты собираешься заниматься, если у тебя не получится стать инженером? » А можно обсуждать эту проблему применительно к третьим лицам: «Представляешь, Андрей всю жизнь мечтал стать футболистом, готовился к спортивной карьере, но получил травму, и ему пришлось уйти. Теперь он думает, кем быть».

 

 

свернуть

Информация о проведении X педагогического марафона «Профессиональное самоопределение – условие успешной социализации личности»

Информация о проведении X педагогического марафона «Профессиональное самоопределение – условие успешной социализации личности»

 

         В Государственном учреждении образования «Средняя школа № 5                    г. Жодино» в рамках проведения X педагогического марафона «Профессиональное самоопределение – условие успешной социализации личности» 19 - 23 октября 2020 года были запланированы и проведены следующие мероприятия:

  1. 19 октября 2020 года – День школьного библиотекаря.

В школьной библиотеке открыта книжно-иллюстрированная выставка «Найти призвание по душе». Учащиеся 9-11 классов могут познакомиться                         с информацией, как правильно выбрать профессию, учебное заведение,                          в котором можно получить данную профессию.

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. 20 октября 2020 года – День учителя-предметника.

Педагогом-психологом Зданович Н.Н. проведён семинар-практикум «Методы и приёмы работы с учащимися по выбору профессии на учебных занятиях». Учителям даны конкретные рекомендации по формированию психологической готовности учащихся к профессиональному самоопределению, выбору сферы профессиональной деятельности, оптимально соответствующей личностным особенностям и запросам рынка труда в кадрах.

 

 

 

  1. 22 октября 2020 года – День работника социально-педагогической и психологической службы.

Специалисты службы СППС в рамках круглого стола «Формула выбора профессии» обсудили вопросы организации профориентационной работы в школе. Разработали памятку выбирающему профессию, в которой отражены личный профессиональный план учащего, ошибки при выборе профессии, условия оптимального выбора профессии.

 

 

 

  1. 23 октября 2020 года – День классного руководителя.

Семинар-практикум «Как помочь ребёнку в выборе профессии» (в заочной форме). На сайте учреждения образования размещены следующие материалы:

  1. Презентация «Как помочь ребёнку в выборе профессии»
  2. Памятка выбирающему профессию (для учащихся)
  3. Методические рекомендации для классного руководителя «Как подготовить ребёнка к выбору профессии»
  4. Рекомендации родителям «Как помочь старшекласснику в профессиональном самоопределении»

 

 

 

свернуть