методическая копилка

ХРИСТИАНСКИЕ НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ В СОВРЕМЕННОМ ИСКУССТВЕ

ХРИСТИАНСКИЕ НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ

В СОВРЕМЕННОМ ИСКУССТВЕ

Саранкова А.В.

Государственное учреждение образования «Средняя школа № 5 г. Жодино»

г. Жодино, Беларусь

E-mail: angelinasarankova@gmail.com

 

Система ценностей и идеалов, сохраняемая и развиваемая культурой и искусством, позволяет человеку ориентироваться в сложном мире, предоставляет человеку возможность свободно развиваться, осуществлять свои идеи, проекты, творческие замыслы. Смысл и  значение искусства состоит в том, чтобы создавать человеку эту атмосферу, максимально приспособленную для развития личности. Современная живопись представляет собой очень интересное явление. Если вспомнить историю, то, процессы, которые происходят  на данном этапе, в XXI веке, во многом напоминают конец XIX – начало XX века. Эти параллели выстраиваются не только в политическом, социальном, экономическом и культурном аспекте, но и продолжают многовековой духовный поиск. Поэтому в  развитии современного изобразительного искусства можно выделить следующие сюжетные линии и характерные особенности:

♦ самой высокой целью искусства является утверждение красоты и Божественного в человеке. Как и много веков назад, человек и сегодня стремится к свету и любви, а искусство несет миру Свечу Духовности.  Так и творчество этих художников – это поиски духовного возрождения на Земле. Это в полной мере можно отнести творчество белорусского художника Алексея Кузьмича, российского художника Александра Шилова. Картины Ядвиги Сенько из Беларуси несут человеку свет и радость, дарят надежду, что доброта и красота, милосердие, вера в Бога спасут мир («Воскресение Христово»). Эти работы наполнены таинственным светом, тишиной и задумчивостью. Свои картины тверской художник Александр Угланов («Берегиня Лада») пишет на основе древнейших знаков и символов, которые тысячи лет связывают человека с миром Божественным, и дошли до нас в своей первозданной красоте и силе. В каждой работе  московского художника Андрея Шишкина («Нищий») теплится душа, душа художника вместе с героями картин, которые заставляют задуматься о быстротечности времени, о прекрасных мгновениях, о глубине человеческой души.

философские вопросы о месте человека в современном мире. Яркие, запоминающиеся образы Антона Кашкуревича, гневные или лиричные, героические или элегичные, когда мастер использует для их характеристик упругую гибкую линию либо экспрессивную динамику колючего штриха, поражают зрителя своей эмоциональной мощью.

отношения Личности и Вселенной. Метафизический, вечный вопрос – основа всех мировых религий, философских течений и нравственных учений. Именно этот вопрос является краеугольным камнем всех исканий человечества, его взлетов и падений, самой сути его существования.  Творческое кредо украинского художника XXI века из города  Полтавы  Ярослава Марака и ижевского художника Владимира Калинина –  «дойти до сути» человеческого существования, понять, кто мы и откуда, и куда идём. Поиски художников близки многим нашим современникам – всем, кто прислушивается к своей душе и стремится к гармонии с миром, с Вселенной.

размышления о духовной сущности человека характерны для живописи Сергея Римашевского («Путь к себе»).  Для его художественной манеры характерны образность изобразительного языка, интеллектуальные посылы.  Почти все герои его картин –  дети, однако через детскую трогательность и непосредственность художник передает глубокие философские мысли, а в образах детей читается аналогия с душой человека и поисками святости.

утверждение и  ощущение торжества гармонии жизни и любви человека к природе, к красоте и вечности жизни, неповторимости нашего материального и духовного мира  в основе почти всех работ Игоря Карпова («Крещение»). В основе всех его работ – утверждение  торжества гармонии жизни и любви человека к природе, к красоте и вечности жизни, неповторимости нашего материального и духовного мира. Глядя на  картины Олега  Воронина, Леонида Щемелева мы будто бы погружаемся в прекрасный мир природы, где достигается такая высота духа, при которой становится возможна гармония человека и природы.

общечеловеческое звучание как вечная тема борьбы добра и зла в мире очень ярко проступают в произведениях белорусского художника Александра Исачева («Христос и Иуда»). Его произведения на евангельские темы выделяются не только техникой и живописным талантом, отличаются эмоциональным подъемом, открытостью чувства, которые позволяют признать его одним из немногих истинно религиозных художников нашего времени. Картина «Два мира» Валентины Бэттлер отражает, эмоционально насыщает нравственными вопросами. Ведь у каждого  свое видение мира. Это своего рода «луч света в темном царстве»: с одной стороны, чтобы осветить эту тьму, с другой – чтобы показать людям иной путь развития, путь, ведущий к свету, к красоте, к истине, ко всем тем вещам, которые сохраняют человечество и двигают его дальше по пути  прогресса. В настоящее время, в мире хаоса, в условиях переоценки духовных ценностей образ Иисуса Христа  становится высшим нравственным идеалом для человека и человечества, указывающим путь к добру, любви, милосердию.

решение вечных проблем жизни -  рождения, смирения, христианского сострадания и смерти прослеживаются в работах  белорусского художника Ярослава Исачева («Пьета»).  В его картинах присутствует  индивидуальная манера письма, неисчерпаемое богатство фантазии, изумительный колорит.

Создание произведений на духовную тематику современных художников свидетельствует о стремлении человека XXI века к сохранению истинных культурных ценностей, христианского этического сознания личности и общества.

Таким образом, в наши дни художники обращаются к сюжетам и образам с целью переосмысления современных проблем через ассоциацию с библейской историей, в поисках истинной духовности и совершенства.

На основании проделанной работы, можно сделать следующие выводы:

 ♦ Библия – постоянный источник творческих исканий художников нашего времени, которые в своих произведениях на эстетической основе доносят до нас общие человеческие чувства, мысли, идеалы и раскрывают все богатство мира;

♦ современное изобразительное искусство обращается к священным сюжетам и образам с целью переосмысливания современных проблем через ассоциацию с библейскими историями, в поисках истинной духовности и совершенства;

♦ стремление к познанию истины, нравственному совершенству, к возвышенной красоте находит отражение в творчестве многих современных художников.

Литературные  источники

  1. Холл, Д. Словарь сюжетов и символов в искусстве. /Пер. с англ.

          и  вступ. статья А.Майкапара/. – М.: КРОН-ПРЕСС, 1996. –

         655с.; ил.

  1. Обретение образа: православная белорусская культура в славянском

         мире. –  Минск: Издательство Белорусского Экзархата, 2009. – 416 с.

  1. Вейсс, Ф.Р. Нравственные основы жизни. Мн., 1994. – 525с.
  2. И. И. Карпушин. Искусство и религия: история и грани взаимодействия

        / И. И. Карпушин. – М.: Педагогика, 1991. – 160 с.: ил.

 

Sarankova A. V.

Christian moral values ​​in the contemporary art

Education school № 5 Zhodino

Summary

   Christian theme was and is for many centuries an inexhaustible source of creative searches in different art forms and for different peoples, but each nation has its own vision of their world and, accordingly, the results of creative realization in the form of original national culture.  Most of the artists were interested in the spiritual and moral foundations of the Christian faith. The tragic, psychologically acute, philosophically profound and complex stories of the New Testament, they were looking for and found a universal theme - the choice of way of life, harmony and beauty of the human soul, the relationship between people and between man and society, loyalty to the idea, and mercy. This work is in demand because the problem of education of spirituality and morality of the younger generation is by far one of the most pressing.

Ключевые слова: Искусство. Изобразительное искусство. Христианские нравственные ценности.

Библиогр. – 4 назв.

 

 

 

 

Методическая разработка внеклассного мероприятия для учащихся 1 класса Тема: «Музыкальная капель»

 

Государственное учреждение образования «Средняя школа №5 г. Жодино»

 

 

 

 

 

 

Методическая разработка внеклассного мероприятия

для учащихся 1 класса

Тема: «Музыкальная капель»

 

 

 

  Выполнила: Пискарева Г.Н.

учитель музыкально-

теоретических дисциплин

высшей категории

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Греет солнце ярче - Везде бегут ручьи, Еще совсем немного - И прилетят грачи. Звонкая капель, Птиц весенних трель - Это все весна!

Цель: способствовать развитию познавательного интереса к урокам музыки, воспитание эстетического вкуса. Задачи:

  • развитие логического мышления и творческих способностей; 
  • формирование навыков и знаний через игровую деятельность;
  • формирование чувства коллективизма и здорового соперничества.

Учитель: Здравствуйте ребята!

Сегодня мы с Феей мечты отправляемся на прогулку.

У нас прекрасное весеннее настроение, за окном ярко светит солнышко, бегут ручьи, звенит капель.

На протяжении всего урока Фея будет рядом с нами, мы будем петь, танцевать, читать стихи, играть в игры, соревноваться между командами.

У нас сегодня две команды «Октава» и «Скрипичный ключ»

Наш праздник мы назвали так:

« Музыкальная капель »

Пусть в этой игре победит наша дружба.

Пусть не будет слез и разочарований.

Пусть всю игру нам сопутствуют наши знания, улыбки и смех!

Ведущий: « Раз словечко, два словечко, будет песенка»

Сейчас мы проверим, узнаете ли вы песню по нескольким словам. Слушайте внимательно мое задание.

Ребята! вам нужно узнать детские песенки, по словам подсказкам. Для каждой команды отдельное задание, если команда не может угадать песню, то другая команда может этим воспользоваться и заработать дополнительное очко для своей команды.

Ведущий: Без музыки, без музыки

Нам не прожить друзья!

И музыка и песни

Живут с нами всегда!

Пусть музыка все наполняет вокруг.

Да здравствует музыка,

Лучший наш друг!

Ведущий: Ребята! переходим к следующему конкурсу

« Я начну, а ты продолжи»

  1. Пусть всегда будет солнце пусть…..
  2. Раз дощечка, два дощечка, будет….
  3. А ну-ка песню нам пропой…..
  4. Не дразните собак, не гоняйте….

Ведущий: Молодцы ребята! вы справились и порадовали фею, тем, что неплохо знаете песни. А умеете ли вы отгадывать загадки?

Дети: Да!

 

Ведущий: А теперь «Музыкальная пауза.

Звучит песня« Не дразните собак»

Конкурс «Мозаика»

Ведущий: Ребята! сегодня к нам в гости пришли танцы.

Но вот беда, они так танцевали, так веселились, что все буквы в их названиях рассыпались.

Попробуем их собрать.

(В конвертах названия танцев Полька, галоп, марш, вальс)

Ведущий: Ребята! Давайте вместе угадаем,

По каким приметам мы весну узнаем?

( дети рассказывают о весенних приметах)

 

Ведущий. Молодцы, ребята! А сейчас я проведу с вами викторину «Знаете ли вы?» Я буду задавать вопросы командам, по одному вопросу каждой, а за правильные ответы вы получите жетоны.

Вопросы команде «Октава»

  1. Какие ноты растут в огороде? (фа – соль)
  2. Сколько нужно нот, чтобы сочинить песенку? (7 нот)
  3. Какая нота присутствует в кулинарии? Без этой ноты каша будет не вкусной? (соль)

Вопросы «Скрипичный ключ»

  1. Каким ключом не открывается дверь? (нотным)
  2. Какой ноткой вы выражаете свое хорошее настроение, дети еще называют так куклу? (ля-ля)
  3. Какая нота любит быть первой, а в грамматике она является или предлогом или приставкой? (нота до)

Как будто девушка запела,

И в зале словно посветлело.

Скользит мелодия так гибко.

Затихло всё: играет… (скрипка)

   (СЛАЙД 7)

Кто в оркестре всем поможет?

Сложный ритм стучать он может.

Ритм любой из разных стран!

Кто же это... (барабан)

   (СЛАЙД 8)

Тридцать маленьких ребят Все поют про день рожденья.  На ступенечках стоят. Голоса, как на подбор.  И с улыбкой в день весенний Выступает детский ……

(хор) .

   (СЛАЙД 9)

На листочке, на страничке – То ли точки, то ли птички

Все сидят на лесенке и щебечут песенки.

 (ноты).

   (СЛАЙД 10)

Он руками машет плавно, Слышит каждый инструмент.  Он в оркестре самый главный,  Он в оркестре – президент! (ДИРИЖЕР)   (СЛАЙД 11)

Сон и отдых позабыты:  Песню пишет… (КОМПОЗИТОР)

Инструментов тут не счесть: Барабан, гитара есть. Льётся музыка смешная, Озорная, заводная. На подмостках хор известный Выступает с новой...

(ПЕСНЕЙ)

(СЛАЙД 12)

 

Конкурс капитанов

Перед вами ритмический рисунок. Каждому из капитанов необходимо правильно его прохлопать.

 

Ведущий: Сейчас я покажу вам изображение колобка. Ваша задача — внимательно посмотреть и постараться запомнить все детали как можно точнее.

Учитель демонстрирует рисунок в течение 10—15 секунд, затем закрывает. Дети по памяти перерисовывают его в тетрадь. Учитель снова открывает рисунок, прикрепляет его к доске. Проверка.

Учитель. Придумайте как можно больше слов, отвечающих на вопрос «какой?», с помощью которых можно описать внешность и характер колобка, изображенного на рисунке.

Примеры. Озорной, веселый, неунывающий, симпатичный, красивый, добродушный, черноглазый, жизнерадостный, смешной, хорошенький, юный.

  1. Выпишите в тетрадь только те слова, в которых встречаются названия этих нот. Подчеркните соответствующие сочетания букв.

Открывается запись на доске.

 

  1. А теперь задание усложняется: выпишите слова, в которых встречаются сразу два названия нот, подчеркните их.

 

 

 

 

 

Конкурс: «Танец на газете»

От каждой команды выходят по два человека и танцуют под музыку на газете, затем газета складывается пополам, затем вчетверо и т.д. ( нельзя наступать на пол мимо газеты)

 

 

Ведущий: Ребята! наш конкурс подошел к концу

                   До Новых встреч с феей мечты!

 

 

свернуть

Открытый урок в классе преподавателя на флейте Змачинской Елены Анатольевны

Открытый урок в классе преподавателя на флейте

Змачинской Елены Анатольевны

 

 

 

 

Тема: «Развитие технических навыков и согласование техники пальцев и атаки языка»

 

 

 

Тип урока: познавательно – обучающий.

Цель: развитие технических навыков флейтиста и их согласованности.

Задачи:

  1. Работа над атакой и способами извлечения.
  2. Укрепление мышц губного, исполнительского аппарата.
  3. Контроль за работой дыхательного аппарата.
  4. Достижение одинакового звучания всего звукоряда в различных регистрах определенным штрихом.
  5. Согласованность в действиях пальцев, губ, языка и органов дыхания.

 

План урока

 

I Раздел (разыгрывание)

  1. Игра гаммы фа-мажор в умеренном темпе восьмыми нотами в штрихах (на дэ та ше, стаккато и легато), в подвижном темпе.
  2. Короткое арпеджио в умеренном темпе восьмыми нотами в штрихах. В подвижном темпе.
  3. Арпеджио в обращении в 4 звука в умеренном темпе в штрихах. В подвижном темпе.

II Раздел (упражнение для развития исполнительской техники – Этюд №28  Н.Платонова)

  1. Проигрывание фрагмента Этюда в умеренном темпе.
  2. Проигрывание фрагмента Этюда в подвижном темпе.

III Раздел (работа над Ф. Госсек «Тамбурин»)

  1. Краткие биографические данные о композиторе.
  2. Понятие о танце тамбурин.
  3. Проигрывание пьесы в медленном темпе.
  4. Работа по разделам произведения с аккомпанементом (штрихи, нюансы в сложных ритмических рисунках).

IV Раздел (вывод, исполнение А. Андерсен «Скерцино»)

 

 

 

“Путь к успеху игры лежит не только через

 приятное исполнение хорошей музыки,

 но и через кропотливые,

долгие и нелегкие тренировки

Г.А.Орвид

     Для развития технических возможностей флейтиста неоценимую роль играет работа над гаммами и арпеджио различными штрихами в  определенных темпах, что способствует развитию и согласованности беглости пальцев, подвижности языка, губ и укрепление мышц дыхательного аппарата. Помогает планомерному контролю за качеством звука, интонацией и строем. Главным дидактическим принципом при изучении гамм является переход от простого – к сложному. Рациональные занятия над гаммами создают возможности для развития всех компонентов техники флейтиста (I Раздел).

     Этюд – (фр. - изучение) – упражнение для развития исполнительской технике в инструментальной музыке. Н. Платонов (1894-1967) – композитор, флейтист, музыкальный педагог.  Разработал учебник «Метод изучения игры на флейте». Переработал и издал свой учебник под названием «Школа для флейты». Также, автор методических пособий: «Техника игры на флейте», «Методика обучения игре на духовых инструментах» (II Раздел).

     В настоящее время искусство игры на флейте достигло высокого уровня исполнителю, солисту или оркестранту, уже недостаточно хорошо владеть инструментом, уметь правильно сыграть свою партию: от него требуется глубокое знание музыки, точная и высокохудожественная передача образного стиля произведения, глубокого проникновения в замысел композитора. Обращаясь к пьесе «Тамбурин» Франсуа Госсека, хотелось бы рассказать о самом композиторе.

Госсек Франсуа Жозеф (1734-1829) родился в Бельгии, умер  вблизи Парижа – французский композитор, бельгиец по национальности. Дирижер, педагог. Обучался музыке при хоре Антверпенского собора. Углубил свои музыкальные познания, общаясь с Ж.Ф. Рамо – первым органистом Франции. Основал любительские концерты и возглавил Королевскую школу пения и декламации, преобразованную в консерваторию,  в которой состоял инспектором и профессором. Был членом Института Франции. Дирижировал в оркестре Национальной гвардии,  являлся организатором и участником народных массовых музыкальных празднеств,  для которых писал марши,  хоры,  песни. Современники называли его “первым композитором” Революции.

     Тамбурин – перевод с итальянского – барабанчик. Европейский народный ударный инструмент провансальского происхождения (Франция), имеющий вид продолговатого барабана. Старинный французский танец, исполнявшийся в сопровождении флейты и тамбурина. Размер 2/2 или 2/4. Темп быстрый, живой. Тамбурин был известен на юге Франции около XVIII века. Обычно один и тот же исполнитель играл на флейте (похожей на флажолет) и аккомпанировал себе на тамбурине.(III Раздел)

Вывод:

Только постоянные и рациональные занятия создают возможность для развития всех компонентов техники и их согласованности. Помогают вырабатывать атаку, ее четкость и определенность,  способствуют развитию техники языка, помогают освоить быстроту вдоха,  равномерность и гибкость выдоха,  формируют штрихи,  совершенствуют подвижность мышц губ, развивают беглость пальцев, координируют их движение с другими компонентами исполнительской техники, совершенствуют интонацию (IV Раздел).

 

 

Источники использованной литературы и нотные приложения:

  1. 1. Н.Платонов. «Школа игры на флейте», «Музыка» 1983г.
  2. Н.Платонов. «Методика обучения игры на флейте», учебное пособие. Москва, «Музыка», 1984г.
  3. В. Диков. «О работе над гаммами» Методика обучения игре на духовых инструментах. Очерки. Вып.2/Под общей редакцией Ю.А.Усова. Москва, «Музыка», 1966г.
  4. А.Федотов. «Методика обучения игре на духовых инструментах», Москва «Музыка» 1975г.
  5. Ю. Юцевич. «Словарь музыкальных терминов». Киев, «Музычна Украина» 1988г.
  6. Ю. Войнкоп, И. Гусин. «Краткий биографический словарь композиторов». Издательство 7, Ленинград «Музыка», 1984г.
  7. Н.Платонов. «Тридцать этюдов на флейте». Москва, 1938г.
свернуть

Открытые уроки